Анатолий Вассерман признался «ЗБ» в любви к оружию

На модерации Отложенный

 

Анатолий Вассерман признался «ЗБ» в любви к оружию

http://zbulvar.ru/stars/anatoliy-vasserman-priznalsya-zb-v-lyubvi-k-oruzhiyu/

 

Известность и негласное звание самого эрудированного человека страны Анатолий Вассерман получил после того, как выиграл 22 раза подряд «Свою игру». Хотя с тех пор прошло полтора десятилетия, его известность не ослабевает: Вассерман — регулярный гость на телевидении и радио, популярный блогер и аналитик. Корреспонденту «ЗБ» удалось побывать в гостях у легендарного интеллектуала. Едва заслышав, что я журналист, сотрудники охраны на въезде перед шлагбаумом спрашивают: «К Вассерману?» Сразу видно, что журналисты приезжают сюда часто. И вот я в большой квартире-студии. Первое, что бросается в глаза, — длинные полки с книгами и… оружие. Неожиданная коллекция!

Мне нравится оружие

— Анатолий Александрович, расскажите про свою коллекцию оружия. Сколько ей лет?

— Коллекции копий боевого оружия уже более полувека. Собираю модели всего работающего на бездымном порохе, включая самые ранние. Например, макет винтовки Мосина образца 1891 года переделан из боевого экземпляра: оружие искалечено внутри до такой степени, что даже починить нельзя, но снаружи — как живое.

— А вы сами стреляете?

— Очень плохо. Мне просто нравится оружие. Кстати, первый пистолет появился у меня при весьма забавных обстоятельствах. Когда я учился в 6-м классе, мы с друзьями поспорили: может ли безоружный человек как-то противодействовать человеку с огнестрельным оружием? Поставили эксперимент. Купили детский игрушечный пистолет, пошли ко мне: я жил тогда в просторной коммунальной квартире в старинном доме конца XIX века. Один из участников спора схватил пистолет, отбежал в дальний угол комнаты и скомандовал: «Руки вверх!» Мы подняли руки вверх. И в этот момент я одной ногой стянул туфлю с другой и ногой же метнул её в него. Он растерялся, выстрелить не успел, а туфля к тому же попала каблуком ему в солнечное сплетение. Думаю, если бы я специально целился, вряд ли бы попал, но мне повезло. Он был немедленно обезоружен, а пистолет достался мне в качестве боевого трофея. Он до сих пор хранится в одном из уголков моей одесской квартиры.

В дороге читаю дамские детективы

— В одном из интервью вы рассказывали, что носите с собой несколько килограммов книг. Принципиально не пользуетесь электронными «читалками»?

— У меня есть в одном из брючных карманов «читалка». Но предпочитаю всё-таки бумажные книги. Во-первых, привык к ним. Во-вторых, многое из того, что меня интересует, появляется на бумаге раньше, чем в Интернете.

— А что сейчас в ваших карманах?

— Недочитанный дамский детектив Татьяны Устиновой и парочка книг в жанре «попаданец». В дороге, как правило, довольно трудно сосредоточиться, чтобы читать что-то серьёзное.

— А что это за жанр — «попаданец»?

— Это сюжет, где наш современник попадает в прошлое и пытается на основе своих знаний и навыков изменить мир к лучшему. Мне нравятся такие истории. Дело в том, что я сам себя чувствую «попаданцем» в настоящем и вполне серьёзно стараюсь изменить к лучшему мир, где пребываю.

— Я заметила, что у вас на полках много детективов и фантастики…

— Мне нравятся далеко не всякие детективы, но некоторых авторов особенно выделяю. С удовольствием читаю дамские детективы. Меня, например, всерьёз заинтересовали Эллис Питерс и Иоанна Хмелевская — обе, к сожалению, уже покойные. А ещё — вполне живая и здоровая Татьяна Устинова.

— Сколько книг читаете в месяц?

— Когда у меня достаточно свободного времени, обычно за день справляюсь с книгой страниц на 400-500.

Но, к сожалению, так много времени у меня бывает очень редко. Поэтому в последние годы и десятка книг в месяц не набирается.

За год похудел на восемь килограммов

— Вы сами ведёте хозяйство?

— Нет, конечно. Всеми домашними делами занимается домоправительница — благо сейчас я зарабатываю достаточно, чтобы нанять специалиста по хозяйству. Хотя базовые навыки у меня есть: могу приготовить себе омлет или какую-нибудь смесь для запекания.

— Предпочитаете здоровую пищу или что-нибудь вкусненькое, но вредное?

— Мэй Уэст сказала: «Всё, что мне нравится, либо вредно, либо безнравственно, либо полнит». К моей еде это тоже относится. То, что я люблю, вряд ли безнравственно, но действительно либо вредно, либо полнит. К счастью, домоправительница готовит для меня не только то, что мне нравится, но и то, что не позволяет мне поправиться. За последний год, когда она подобрала мне меню, я похудел на восемь килограммов и надеюсь двигаться дальше.

— Вижу, у вас в доме достаточно много спортивных приспособлений…

— Пытаюсь держать себя в форме. Купил даже массажный хула-хуп, но обнаружил, что пока не могу восстановить обретённые в детстве навыки вращения такого обруча. А вот с приспособлением для растяжки позвоночника у меня сложилось лучше. На нём можно делать много разных упражнений.

Помог установить «Рабочего и колхозницу»

— Наша газета выходит в Северо-Восточном округе Москвы. Вы, наверное, часто бывали в Останкине?

— Конечно, бывал. Прежде всего — на многочисленных телесъёмках. Начиная с 1992 года программу «Брейн-ринг» снимали именно в «Останкино», в студии №2. Потом была передача «Реакция Вассермана» на НТВ… И разумеется, много бывал на ВДНХ. Прекрасное и интереснейшее место в плане архитектуры. Кстати, могу похвастаться: имею некоторое отношение к установке памятника «Рабочий и колхозница».

— Как такое может быть?

— Когда решили создать новый постамент для статуи «Рабочий и колхозница», я подготовил коротенькую служебную записку, где объяснил, какой ключевой архитектурный приём использовал Иофан при строительстве павильона, для которого создавалась статуя, и рассказал, что можно сделать, чтобы этот приём по возможности точно воспроизвести.

— Что же это был за приём?

— Дело в том, что под советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже Иофану выделили участок длиной 180 и шириной 25 метров вдоль набережной Сены. Если смотреть на павильон с другого берега перпендикулярно реке, то прямо за ним возвышается Эйфелева башня. А на её фоне любое здание выглядит приплюснутым. Что придумал Иофан? Крышу здания он составил из пяти уступов. Каждый следующий — вдвое короче нижележащего. Половина крыши шла горизонтально, потом — подъём на пару метров и четверть крыши горизонтально, ещё подъём…

Глаз зрителя, смотрящего с другой стороны Сены, скользил вдоль этих уступов, разгонялся по экспоненте и тоже уходил вверх, так что создавалась иллюзия, что здание выше Эйфелевой башни. На последнем уступе Иофан решил разместить статую. Даже прочертил контур, куда она должна вписаться. Именно Мухина сумела предложить идею, наиболее адекватную замыслу Иофана. Благодаря моему напоминанию фишка, придуманная Иофаном, воплощена в жизнь Москвы. Теперь, если ехать по Ярославскому шоссе к центру, можно поймать момент, когда прямо позади статуи видна Останкинская башня, и статуя не кажется приземистой даже на её фоне. Так что небольшой, но важный вклад я всё-таки внёс.

Текст: Елена ХАРО