"Все развалено. Какой молодой пойдет на зарплату в 15 тысяч?" - откровения великого ученого о российской науке

На модерации Отложенный



Он исследовал "Титаник" для Голливуда, погружался на Байкале с Путиным и добрался до точки Северного полюса на дне Ледовитого океана. Но его достижения стране оказались не нужны.

Снимался у Кэмерона и погружался под лед на Северном полюсе.

Мало кто знает, что в оскароносном "Титанике" снимался наш соотечественник. Командир глубоководного обитаемого аппарата "Мир-1" Анатолий Сагалевич сыграл в фильме самого себя.

Хоть у него была роль третьего плана, без участия Анатолия Михайловича голливудский бестселлер не вышел бы на экраны.

Доктор технических наук Анатолий Сагалевич работал над созданием уникальных глубоководных обитаемых аппаратов "Мир" еще в советское время. Этот батискаф способен погружаться на глубину свыше 6000 метров, что позволяет океанологам изучить 98,5% дна мирового океана.

После распада СССР финансирование научных программ заметно сократилось и "Мир" стал жить лишь за счет иностранных спонсоров. Так Анатолий Сагалевич познакомился с режиссером Джеймсом Кэмероном, которому захотелось заглянуть в загадочные морские глубины и снять уникальные кадры для "Титаника" и других документальных фильмов.

Но не только исследованием затонувших кораблей прославились российские океанологи. Анатолий Сагалевич с коллегами нашли нефть на дне озера Байкал и изучили гидротермальные поля на стыках литосферных плит в Атлантическом океане. Анатолий Михайлович сотни раз погружался в те места, которых еще не видал человек.

Джеймс Кэмерон и Анатолий Сагалевич. Фото в свободном доступе. Джеймс Кэмерон и Анатолий Сагалевич. Фото в свободном доступе.

В 2007 году глубоководные аппараты "Мир-1" Анатолия Сагалевича и "Мир-2" Евгения Черняева совершили беспрецедентное погружение. Российские океанологи первыми в истории достигли дна в точке географического Северного полюса и оставили на 4-километровой глубине титановый флаг России.

Эта экспедиция дала российским ученым повод заявить о том, что исследованный подводный хребет Ломоносова является продолжением Сибирской платформы.

А значит Россия может включить его в состав своего континентального шельфа и единолично добывать полезные ископаемые.

По разным оценкам, в районе хребта Ломоносова находится четверть всех запасов углеводородов на планете.

За важнейшие исследования участникам арктической экспедиции Артуру Чилингарову, Евгению Черняеву и Анатолию Сагалевичу в 2008 году было присвоено звание Героя России.

"Мир" оказался не нужен России.

К сожалению, сегодня о "Мирах" практически ничего не слышно. В последний раз российские глубоководные аппараты исследовали Женевское озеро в 2011 году.

После этого Институт Океанологии РАН сократил финансирование проекта, а сами батискафы стали музейными экспонатами.

Корабль-носитель аппаратов "Академик Мстислав Келдыш" стал использоваться для других целей, а смену возрастным пилотам "Миров" так и не подготовили. Руководство страны посчитало обитаемые аппараты нерентабельными и сделало ставку на телеуправляемые глубоководные аппараты.

Анатолий Сагалевич с этим не согласен и приводит пример китайцев, которым он помогает строить обитаемый аппарат, способный погружаться на 11 000 метров.

Герой России с грустью вспоминает, что 20 лет "Миры" выживали без существенной государственной поддержки и лишь за счет иностранных спонсоров.

Анатолий Сагалевич и Артур Чилингаров (справа) у аппарата "Мир". Фото в свободном доступе.Анатолий Сагалевич и Артур Чилингаров (справа) у аппарата "Мир". Фото в свободном доступе.

В интервью "Московскому комсомольцу" Анатолий Михайлович откровенно описывает состояние отечественной океанологии:

«Все развалено. Какой молодой пойдет на зарплату в 15 тысяч рублей? Я заведующий лабораторией, доктор наук, профессор, Герой России, а зарплата у меня в Академии наук знаете какая?
20 тысяч рублей. Молодые специалисты приходят, побудут пару месяцев, и все. На такую зарплату не проживешь».

Анатолий Михайлович писал письма Путину, выходил на Абрамовича, но кроме пустых обещаний ничего не получил. Больно признавать, что прогремевшие на всю планету исследования "Миров" в нашей стране оказались никому не нужны.

Сегодня всем очевидно, что борьба России с Западом за богатую ресурсами Арктику еще впереди. Ужасно, что мы подходим к этому противостоянию с таким положением отечественной науки.