Встреча Путина и Трампа пройдёт на Аляске. Почему Россия уступила её США полтора века назад?


Будущая встреча лидеров России и США, которая состоится на территории Аляски 15 августа, снова привлекла внимание к этому отдалённому американскому штату, который ранее был российской колонией.

«Лента.ру» решила вспомнить, почему Россия продала Аляску и куда ушли деньги от этой сделки, что представляла собой Русская Америка, почему она исчезла и какую память о себе оставила.

Как русские открыли свою Америку

По неподтверждённым данным, первые русские люди появились на Аляске ещё в XVII веке. Однако официально полуостров был открыт в 1732 году, когда его посетили моряки бота «Святой Гавриил» под руководством подштурмана Ивана Фёдорова и геодезиста Михаила Гвоздева.

Во время Второй Камчатской экспедиции под предводительством Витуса Беринга и Алексея Чирикова в 1741 году были открыты Алеутские острова. Вскоре на территорию Аляски начали прибывать русские исследователи и промышленники.

В 1784 году Григорий Шелихов, купец из Рыльска, основал на острове Кадьяк первое постоянное русское поселение и вместе со своим компаньоном Иваном Голиковым учредил Северо-Восточную компанию для ведения пушного промысла на Аляске. Спустя четыре года Шелихов отправился в Санкт-Петербург, где просил у Екатерины II предоставить его компании монопольные привилегии на 20 лет и беспроцентный заём в размере 200 тысяч рублей.

Однако императрица отказала ему, сославшись на чрезмерную стоимость проекта, а также на необходимость освоения недавно завоёванных территорий Крыма и Новороссии в связи с продолжающейся войной со Швецией.

В 1799 году император Павел I издал указ о создании полугосударственной монопольной Русско-Американской компании (РАК), которая управляла всеми русскими поселениями в Америке (на Аляске и в Форт-Россе в северной Калифорнии), а также на тихоокеанских островах (на Курилах и Гавайях). Первым руководителем компании и главным правителем Русской Америки стал каргопольский купец Александр Баранов.

В 1799 году на одном из островов архипелага Александра русские поселенцы основали форт, посвящённый архангелу Михаилу. В 1804 году, после нападения местных индейцев, поселение было перенесено на новое место, а новое поселение получило название Ново-Архангельск. В 1808 году город стал столицей Русской Америки, а после продажи Аляски США в 1867 году был переименован в Ситку.

Основной целью освоения Русской Америки была добыча ценных мехов, таких как калан, морской котик, песец и бобр. При этом русские поселенцы вступали в контакт с местными индейскими племенами, такими как алеуты, эскимосы и тлинкиты. Эти контакты в разные периоды времени складывались по-разному: от непримиримого противостояния в первые годы освоения Русской Америки до взаимовыгодного сотрудничества в последующие периоды.

В 1763–1765 годах на острове Уналашка произошло восстание алеутов Лисьей гряды, в результате которого местные индейцы сожгли четыре русских торговых корабля и убили 162 промышленника. В 1784 году на острове Ситкалидак близ Кадьяка произошла «резня в Авауке» — жестокий вооружённый конфликт между русскими промышленниками и местным племенем алутиик, в результате которого погибло от нескольких сотен до нескольких тысяч индейцев.

В 1802–1805 годах на Аляске шла кровопролитная война между русскими и тлинкитами. Причиной конфликта стала борьба за контроль над морским промыслом у северо-западного побережья Северной Америки, а также то, что русские привели на земли тлинкитов их давних врагов — эскимосов-чугачей. Кроме того, многие русские промышленники не скрывали своего презрения к индейцам и часто занимались грабежом местного населения.

В 1805 году было заключено перемирие между Барановым и Катлианом, вождём тлинкитского клана киксади. Это соглашение зафиксировало хрупкое равновесие в регионе. Индейцы не смогли изгнать русских со своих земель, но смогли отстоять свою независимость.

В свою очередь, Российско-Американская компания, хотя и вынуждена была теперь учитывать интересы тлинкитов, смогла сохранить возможность заниматься морским промыслом на их территории. Этот конфликт имел серьёзные последствия: он на долгие годы остановил продвижение русских вглубь американского материка. Кроме того, Россия была вынуждена отказаться от планов захватить тихоокеанское побережье к юго-востоку от Аляски, включая остров Ванкувер (сейчас это территория канадской провинции Британская Колумбия).

Современный исследователь Мария Иванова отмечает, что отношения русских с индейцами на Аляске не ограничивались конфликтами и столкновениями. «Помимо торговых и эксплуатационных отношений, в XIX веке развивалось культурное взаимодействие: русские строили школы, где обучали местное население русскому языку, а также основам корабельного дела и другим навыкам. Православные миссии распространяли христианство среди коренных жителей», — поясняет Иванова.

В 1821 году император Александр I издал указ, который официально закрепил за Российской империей право владения всеми островами в северной части Тихого океана, включая Аляску. Границы российских владений в Америке были подтверждены в 1824 году в рамках русско-американской конвенции и в 1825 году в рамках русско-английской конвенции.

Почему же Россия продала Аляску?

Три русские крепости — Александровская, Елизаветинская и Барклаевская — были построены на гавайском острове Кауаи в 1816 году по инициативе сотрудника Российско-американской компании Георга Шеффера. Однако уже в следующем году эти крепости были оставлены под давлением местных властей и американцев. Форт-Росс в северной Калифорнии, который ранее принадлежал Испании, а затем Мексике, был продан американскому бизнесмену Джону Саттеру в 1841 году из-за того, что Российско-американская компания посчитала его нерентабельным.

Возможно, это решение было принято вовремя. Спустя семь лет, в результате Американо-мексиканской войны 1846–1848 годов, Верхняя Калифорния была отделена от Мексики и присоединена к США.

Что касается Аляски, то причины её продажи США до сих пор являются предметом дискуссий среди историков. Известный советский и российский историк Николай Болховитинов объяснял это решение объективными факторами.

Во-первых, освоение Аляски было преимущественно континентальным, а не морским. Именно поэтому Александр I отклонил проект создания поселений на Гавайях. Во-вторых, внимание российских властей было сосредоточено на освоении Приамурья и Приморья, которые были уступлены России Китаем по Айгунскому договору 1858 года и Пекинскому договору 1860 года соответственно. В-третьих, защита отдалённых и малоосвоенных территорий, включая Аляску, была сложной задачей, о чём свидетельствовала Крымская война 1853–1856 годов. В-четвёртых, Россия стремилась установить дружественные отношения с США, чтобы избежать потенциальных конфликтов в будущем, особенно в свете враждебных отношений с Францией и Великобританией. И, наконец, в-пятых, Российская империя была слабой и отсталой.

Ученик Болховитинова, доктор исторических наук Александр Петров, считает, что официальные доводы в пользу продажи Аляски не являются убедительными. Во-первых, многие полагали, что Россия не сможет удержать заокеанские территории, и они будут захвачены США или Великобританией, которая уже пыталась захватить Петропавловск-Камчатский во время Крымской войны.

Во-вторых, Аляска воспринималась как территория, не представляющая интереса для развития, и потенциально убыточная, особенно в сравнении с недавно присоединёнными Приамурьем и Приморским краем. В Санкт-Петербурге считали, что Российско-американская компания находится на грани банкротства, но это было не совсем так.

Историк Петров считает, что истинная причина продажи Аляски заключалась в том, что во время Крымской войны Россия оказалась в изоляции, оставшись один на один с почти всем миром. «Александр II осознал необходимость создания прочного союза с США в противовес англо-французскому союзу, — объясняет историк. — Продажа Аляски стала первым шагом на пути к этому союзу».

В отличие от Болховитинова, Петров не считает, что Аляска была обречена на продажу. По его мнению, более разумная и эффективная политика России в отношении своих североамериканских владений могла бы предотвратить продажу. Российско-американской компании следовало бы предоставить больше возможностей для развития в регионе, позволить заселить его выходцами из Сибири и центральной России, осваивать эти обширные территории в рамках продолжения крестьянской реформы после отмены крепостного права. «Вопрос в том, хватило бы на это сил», — добавляет Петров.

В 1857 году младший брат императора Александра II, великий князь Константин Николаевич, предложил идею о необходимости продажи российских владений в Северной Америке Соединённым Штатам. Он обратился к министру иностранных дел Александру Горчакову с письмом, в котором обосновал необходимость скорейшего избавления Российской империи от американских территорий.

Однако начавшиеся переговоры были прерваны гражданской войной в США. В декабре 1866 года в Санкт-Петербурге состоялось «особое совещание», на котором присутствовали император Александр II, великий князь Константин Николаевич, министр финансов Михаил Рейтерн, министр иностранных дел Александр Горчаков, управляющий морским министерством Николай Краббе и российский посланник в США Эдуард Стекль. Все участники совещания высказались за продажу русских колоний в Северной Америке Соединённым Штатам.

30 марта 1867 года, после возобновления контактов между Петербургом и Вашингтоном по этому вопросу, Россия официально уступила Аляску США за 7,2 миллиона долларов.

Хотя многие финансовые документы по сделке не сохранились, историк Александр Петров обнаружил в архивах Государственного казначейства Российской империи любопытный документ. Из него следует, что из США в российский бюджет поступило 11,362 миллиона рублей за покупку Аляски. Из этой суммы 11 миллионов рублей были потрачены на закупку оборудования для строительства железных дорог в юго-западном направлении — Курско-Киевской, Рязанско-Козловской и Московско-Рязанской.

Как указывает историк Сергей Корсун, после 1867 года «имеются сведения о переселении из Америки в Россию 546 человек из 812, имевших на это право». По его оценкам, в 1869 году на Аляске оставалось около 200 русских, более 200 колониальных граждан и более 1,5 тысячи креолов. Все эти люди были носителями русских культурных традиций, для колониальных граждан русский язык был родным, а большинство креолов были двуязычными. Следы русской культуры на Аляске можно увидеть и сегодня.

Доктор экономических наук Яков Миркин считает, что продажа Аляски — это метафора, которая показывает, к чему может привести неправильная модель общества и экономики:

«Как сделать так, чтобы история с Аляской не повторилась? Ответ — найти такую модель экономики, которая будет давать максимум динамики. Внешнее давление и попытки вытеснения будут всегда. Важно, как мы на них ответим».

Кандидат исторических наук Сергей Маркедонов подчёркивает, что одним из ключевых уроков, которые можно извлечь из продажи Аляски в 1867 году, является осознание того, что российско-американские отношения не были статичными, а претерпевали изменения с течением времени.

«Наряду с периодами открытой вражды и противостояния, в истории отношений двух стран были и моменты прагматичного сотрудничества», — отмечает он.

Схожую точку зрения высказывает и историк Александр Петров. По его мнению, Аляска — это место, где Россия и США имеют общую историю, и обеим странам необходимо использовать это в своих интересах.