ПОРТРЕТНЫЕ ОБРАЗЫ ВЕРЕЩАГИНА.

На модерации Отложенный

        Россия дала миру множество талантливых живописцев, но по умению изображать батальные сцены и реалистично передавать сам дух битвы или ее последствий никто не может сравниться с Василием Васильевичем Верещагиным.

               Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин (1842—1904) — русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов родился в 1842 году в Череповце в семье местного предводителя дворянства. Все дети в семье стали военными, в том числе и Василий, который окончил морской кадетский корпус и некоторое время служил по специальности. Любовь к живописи победила, и будущий художник поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге, затем провел год на Кавказе и еще столько же времени в Париже, совершенствуя свое мастерство под руководством французских педагогов.

Василий Васильевич Верещагин: Японский священник. 1903-1904

              В 1867 году, после многих лет учебы и странствий по разным городам и странам, художник оказался в Средней Азии, где в это время происходили военные действия. За его непосредственное участие в обороне Самарканда получил высокую награду — орден Святого Георгия четвертой степени. Всю жизнь мастер, не признававший наград, носил этот орден с большой гордостью.

 Василий Васильевич Верещагин: Мальчик солон. 1869-1870        

Через два года художник организовывает выставку своих работ, написанных в это время, а затем вновь путешествует, на этот раз не только по Средней Азии, но и по Сибири и частично по Китаю. В это время он создает множество полотен, ставших впоследствии знаменитыми, в том числе и эпохальный «Апофеоз войны». Это полотно вне времени, которое с удивительной точностью и минимальным количеством изобразительных средств показывает зрителю саму суть войны — груды черепов, над которыми вьются вороны.

Василий Васильевич Верещагин: Отставной дворецкий. 1888

             В следующие годы художник создает много картин, посвященных теме войны, работая и выставляясь в Мюнхене и других западноевропейских городах.

На родине же эти полотна стали основанием для обвинения мастера в сочувственном отношении к врагам и отсутствии патриотизма. Ходили слухи, что сам император Александр II и наследник престола выражали крайнее неудовольствие содержанием картин, высказанное в весьма оскорбительной форме.

 Василий Васильевич Верещагин: Портрет бачи. 1867-1868  

 

          Результатом такого отношения стало уничтожение некоторых полотен и отказ Василия Васильевича принять звание профессора.

После этой ситуации художник покидает Россию, живя в Индии, на Тибете, во Франции. С началом русско-турецкой войны, как истинный патриот, он уходит в армию, где участвует в нескольких битвах и получает ранение, едва не стоившее ему жизни. По окончании войны мастер путешествует по разным странам мира, создавая многочисленные произведения искусства, в том числе побывав и в Японии перед самым началом военного конфликта.

    Василий Васильевич Верещагин: Совар - правительственный посыльный. 1874-187

       Разразившаяся русско-японская война вновь призывает его в строй. Вернуться художнику с войны уже не удалось — он погиб вместе с флагманом русского флота броненосцем «Петропавловск» в Порт-Артуре, оставив после себя монументальные живописные полотна в стиле реализм на жанровые и батальные темы, а также портреты и 12 книг, статьи и очерки. В этой войне пало немало достойных людей и великих воинов, так уж было суждено, что художник по призванию и солдат по профессии стал жертвой войны, истинное лицо которой он постоянно показывал людям в своих произведениях.

Василий Васильевич Верещагин: Люлли (цыган). 1867-1868

Василий Васильевич Верещагин: Старуха-нищенка девяносто шести лет. Около 1891

Василий Васильевич Верещагин: Бания (торговец). Бомбей. 1874-1876


Использованы материалы сайта Музеи мира.