Способ производства.

На модерации Отложенный

Способ производства это одна из важнейших категорий в рамках марксистской социальной философии - исторического материализма.

Способ производства это отношение уровня развития производительных сил к уровню развития производственных отношений.

Производительные силы общества определяются уровнем развития орудий труда.

В современном обществе генератором развития производительных сил, является Научно Технический Прогресс. Именно процесс развитие НТП определяет выбор пути выживания человечества. От скорости развития НТП зависит тот способ выживания человечества, который доминирует в обществе в данный исторический момент его развития.

Быстрое развитие НТП запускает процесс выживания человечества в рамках принципа разделения труда. Новые технологии, материалы, техника, формируют новые сферы человеческой деятельности, которые в свою очередь утилизируют все возрастающее население планеты, формируя новые профессии, новые специальности, новые услуги, новые рабочие места. Соответственно в обществе исчезает факт конкуренции за существующие ресурсы. Такая окружающая действительность развивает массовое сознания на принципах мировоззрения солидарности.

В данном случае важно не путать формы разделения труда. Здесь речь идет о разделении труда в форме отношения человека к природе, а не в форме отношения человека к человеку.

При условии замедления скорости развития НТП, замедляется и процесс разделения труда, а значит и процесс формирования новых профессий, новых специальностей, что в итоге влияет на количество производства новых рабочих мест. Общество теряет способность безболезненной утилизации подрастающего поколения в рамках их профессионального развития.

В этих условиях начинает работать второй способ выживания человечества в форме иммиграции. Не найдя источника средств существования в родных местах, молодые люди отправляются в чужие края в поисках работы. В массовом сознании людей принципы мировоззрения солидарности начинают уступать место принципам мировоззрения конкуренции.

По мере замедления и остановки НТП, происходит процесс остановки разделения труда. Общество перестает генерировать новые сферы деятельности, что останавливает генерацию новых профессий и специальностей, а соответственно и производство новых рабочих мест.

Иммиграция, как способ выживания уже не в состоянии утилизировать возрастающее население  каждой страны в отдельности, и мира в целом. В этот момент, где раньше, где позже вступает в действие третий способ выживания человечества – взаимоуничтожение.

Данный способ выживание связан с неспособностью общества утилизировать появляющиеся в обществе новые трудовые ресурсы. Соответственно, в обществе начинается борьба за рабочие места способные обеспечить человека ресурсами, которые позволят ему выжить. В итоге данный тип борьбы приобретает социальный характер, конечная цель которого – это обладание ресурсами. И эта борьба проходит в форме взаимоуничтожения, т.е. носит военный характер со смертельным исходом. В рамках данной борьбы за выживание массовое сознание развивается на принципах мировоззрения конкуренции с его основными лозунгами, «человек человеку волк» и «выживет только сильнейший».

Рассмотрев роль развития производительных сил  в рамках выживания человечества, рассмотрим роль производственных отношений.     

Согласно теории марксизма, уровень развития производительных сил определяет уровень развития производственных отношений.

В своем «Комментарии к  статье «Марксизм не догма, а руководство к действию», я показал, что данная формула Маркса не имеет тот непрерывный характер действия в рамках общественного развитии, о котором нам говорят классики, и чему нас учили со школьной парты.

Т.е. линия развития общества, определяемая развитием производительных сил, определяющих степень развития производственных отношений, имеет разрыв. И этот разрыв происходит в момент перехода от антагонистического общества к неантагонистическому обществу.

В момент этого перехода, который представлен в форме государства Диктатуры Пролетариата, развитие производственных отношений определяются не развитием  производительных сил, а сменой господствующей формы собственности. Именно отказ от частной формы собственности, генерирующей антагонистические производственные отношения, и переход к форме собственности генерирующей неантагонистические производственные отношения, в рамках переходного этапа от буржуазного общества к коммунистическому обществу, и определяют характер производственных отношений в обществе, которые формируются в процессе этого перехода.

По окончании данного перехода, развитие общества вновь возвращается к формуле Маркса, когда развитие производительных сил определяют степень развития производственных отношений.

Соответственно, проведу классификацию производственных отношений, которые и определяют суть той или иной формы способа производства. Производственные отношения характеризуются понятиями общественной и индивидуальной форм собственности.

1. Общественное производство и общественное распределение в рамках первобытного коммунизма.

Данные производственные отношения характеризуют способ производства присущий первобытной общине. В рамках низкого развития производительных сил, человек может себя прокормить и защитить только в группе. Соответственно, производственные отношения данного способа производства характеризуются совместным производством, совместной охотой, совместным собирательством и совместным земледелием в рамках общественного производства. В рамках распределения здесь также имеется совместное распределение, где полученная добыча достается всем членам общины. Данный способ производства характеризуется общественной собственностью в форме славянской (общенародной) собственности первобытной общины.

Система управления обществом определяется как первобытная демократия или первобытное самоуправление. Основное, что здесь следует подчеркнуть, - это отсутствие специального отряда людей, занимающихся только отправлением властных функций и управлением (другими словами - отряда чиновников).

Свобода в данном обществе ограничена социальными нормами поведения личности, как способа выживания рода в форме обычаев, традиций, поверья. Запускается процесс формирования института религиозной веры. Подчинение этим нормам имело естественный характер и определялось единством интересов всех членов рода. Неисполнение норм поведение конкретной личностью, могло привести к исключению данной личности из членов общины, что было равносильно смерти.

Прошу обратить внимание на вышесказанную фразу, «Неисполнение норм поведение конкретной личностью, могло привести к исключению данной личности из членов общины, что было равносильно смерти». Это очень важный момент, в понимание принципов поведения личности, и как эти принципы связаны с формами индивидуальной и общественной собственности. Но обсуждение данной темы не входит в рамки данной статьи, поэтому мы ее обсудим позже.

Власть в первобытном обществе имела личностный характер, распространялась только на членов рода и не имела территориального характера. Социальные правила, их реализация поддерживались авторитетом власти вождей и старших по возрасту.

2. Личное производство и личное распределение.

Данные производственные отношения характеризуют способ производства, присущий натуральному хозяйству. По мере развития средств производства, т.е. орудий труда, происходит разложение родоплеменных отношений посредством формирования личной формы собственности. Основной ячейкой общества становится семья, которая получает возможность сама себя прокормить. Соответственно, основным добытчиком здесь является глава семейства. Глава семейства проводит распределение того продукта, который получен в процессе охоты, земледелия или производства.

В рамках данного способа производства возникает институт государства, первоначально как инструмент защиты вооруженными людьми населения нескольких родов.

Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории. Таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду. Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства. В данном обществе основным регулятором свободы еще являются нормы поведения родоплеменного  общества. Но по мере становления Публичной власти, регулятором свободы личности все больше выступают принуждение со стороны Публичной власти в форме юридических законов.

Данный способ производства характеризуется разрушением славянской (общенародной) формы собственности, из которой выделяются две группы собственности, а) индивидуальная; б) общественная. Индивидуальная собственность принимает форму личной собственности; б) общественная собственность принимает форму античной (коллективной) и азиатской (государственной)  форм собственности.

3. Личное производство и частное распределение.

Данные производственные отношения характеризуют способ производства присущий натуральному хозяйству, которое представлено в рабовладельческом и раннефеодальном обществе. По мере развития средств производства, домохозяйства начинают производить излишки продукции, которая в свою очередь выйдя на рынок приобретает форму товара. Запускается процесс формирования товарного рынка, где происходит обмен одного товара на другой. По мере развития рынка на сцене истории появляется торговец, задача которого приобрести товар у одного натурального производителя, и обменять полученный товар у другого натурального производителя с выгодой для себя. Соответственно в рамках этого обмена, торговец присваивает часть труда производителя, тем самым на сцену истории выходит факт эксплуатации человека человеком.

Здесь государство в форме публичной власти становится доминирующей силой в рамках управления обществом. Публичная власть, возвышающаяся над обществом, представлена специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти. Свобода определяется в логике и терминах Римского права.

Данный способ производства характеризуется двумя формами общественной собственности, азиатской (государственной) – Месопотамия, Древний Египет и античной (коллективной), Древняя Греция и Древний Рим и двумя формами индивидуальной собственности,  личной и германской (частной) формой собственности. Где доминирующими являются формы общественной собственности.

4. Частное производство и частное распределение.

Данные производственные отношения характеризуют способ производства мелкотоварного производства в рамках феодального общества. По мере развития средств производства, ускоряется процесс разделения труда. Натуральное хозяйство уступает место мелкотоварному производству. В рамках мелкотоварного производства происходит развитие цехового производства. Во главе цеха стоит мастер, который первоначально выполняет основную работу по производству продукции. По мере расширения своего  производства, он, в рамках подручного труда увеличивает количество подмастерье, труд которых им беспощадно эксплуатируется за питание, крышу над головой и возможность обучиться данному ремеслу. В последствие, мастер отходит от непосредственного изготовления  продукции, взваливая все производство на своих подмастерьев. Тем самым в недрах феодального общества начинает формироваться капиталистический способ производства.

Описываемый способ производства в рамках индивидуальной собственности –  характеризуется германской (частной) и личной формами собственности, в рамках общественной собственности – азиатской (государственной) и античной (коллективной) формами собственности. Доминирующими формами собственности выступают азиатская (государственная) форма собственности, как собственность Короля, и античная (коллективная) форма собственности, как собственность Католической Церкви. Ограничителем свободы выступает право в форме юридических законов государства, и морально нравственные нормы религиозной веры.

3. Общественное производство и частное распределение.

Данные производственные отношения характеризуют буржуазный способ производства, который представлен в трех  формах: а) капиталистический способ производства; б) способ производства в рамках монополистического капитализма; в) азиатски способ производства. Экономические законы характеризуются законами товарного производства.

а) капиталистический способ производства присущ раннему этапу формирования буржуазного общества. Данный способ производства характеризуется крупным товарным производством ограниченным национальным рынком сбыта. Доминирующей формой собственности здесь является частная форма собственности, где основным выгодоприобритателем является частный собственник. Ограничителем свободы выступает буржуазное право в форме юридических законов буржуазного государства и морально-нравственные нормы поведения личности в рамках религиозной веры.

б) способ производства в рамках монополистического капитализма присущ развитому буржуазному обществу, в условиях, когда национальный капитал  империалистических держав в поисках и захвате ресурсов, путей сообщения и новых рынков сбыта, пересек свои национальные границы. Данный способ производства характеризуется сверхкрупным производством в рамках транснациональных компаний, способных обеспечить рынок сбыта товаров и услуг в рамках мирового рынка.

Данный способ производства характеризуется слиянием промышленного, торгового и финансового капитала, при этом финансовый капитал постепенно подминает под себя как производственный, так и торговый капитал в процессе формирования транснациональных компаний.

Доминирующей формой собственности является частная форма собственности в рамках коллективной формы собственности. Т.е. основным выгодоприобретателем является не отдельный частный собственник, а совокупность, группа частных собственников в форме мажоритарных акционеров. Капитал принимает форму акционерного капитала.

Ограничителем свободы выступает буржуазное право в форме юридических законов государства, которое сориентировано на форму регулятора свободы в терминах философии Маркиза де Сада, свобода – это желания, где итоговым ограничителем желаний является толщина кошелька. Подобная идеологическая конструкция буржуазного общества начинает доминировать над морально-нравственными нормами поведения личности в рамках религиозной веры, как регулятора поведения личности.

в) азиатский способ производства представлен в буржуазном обществе, где государственная форма собственности является доминирующей. Здесь основным выгодоприобретателем от государственной формы собственности является государственный чиновник политического и хозяйственного характера, которые контролируют сферу распределения денежных потоков получаемых от государственной формы собственности, или распределения квот связанных с природными ресурсами страны.

Являясь основным выгодоприобретателем от государственной формы собственности, такой государственный чиновник, полученный им доход в форме личной собственности, переводит в частную форму собственности в рамках коллективной формы собственности (акционерный капитал), становясь акционером крупных государственных предприятий.

Ограничителем свободы выступает буржуазное право в форме юридических законов государства, которое сориентировано на форму регулятора свободы в терминах философии Маркиза де Сада, свобода – это желания. Подобная идеологическая конструкция буржуазного общества начинает доминировать над морально-нравственными нормы поведения личности в рамках морально нравственных норм народа, как регулятора поведения личности, входя в жесткое противоречие с канонами религиозной веры.

6. Общественное производство и общественное распределение.

Данные производственные отношения характеризуют способ производства начала формирования а) неантагонистического общества в форме государства Диктатуры Пролетариата; б) социализма; в) коммунизма.

а) способ производства первой фазы государства Диктатуры Пролетариата.

Данный способ производства имеет две формы своего развития. 1) при наличии ограничителя генерации азиатского способа производства; 2) при отсутствии ограничителя генерации азиатского способа производства.

1) Наличие ограничителя. В рамках данного способа производства доминирующей формой собственности является государственная форма собственности. Но дело в том, что государственная форма собственности генерирует азиатский способ производства, и не является социалистической формой собственности. Соответственно, в рамках первой формы данного способа производства, ограничителем генерации азиатского способа производства, выступает государственный институт в форме ГУЛага.

Основная цель данного института исключение возможности со стороны государственного чиновника использовать доход от государственной формы собственности в личных интересах. Здесь основным выгодоприобретателем является государство, которое распределяет полученный доход в рамках общественных фондов в интересах всего населения страны. Товарно-денежные отношения имеют место, но носят ограниченный характер.

2) Отсутствие ограничителя. В рамках отсутствия ограничителя генерации азиатского способа производства, запускается процесс формирования азиатского способа производства, где основным выгодоприобретателем становится государственный чиновник, распоряжающийся доходами от государственной формы собственности. По мере развития азиатского способа производства, общество, от производственных отношений в форме общественного производства и общественного распределения, возвращается к производственным отношения в форме общественного производства и частного распределения в форме азиатского способа производства, с восстановлением института частной формы собственности.

Способ производства в рамках первой фазы государства Диктатуры Пролетариата в его первой форме, характеризуется наличием двух форм общественной собственности, государственной и коллективной, где государственная форма собственности имеет доминирующий характер. Индивидуальная собственность представлена личной и частной формой собственности. При этом, по мере решения задач первой фазы государства Диктатуры Пролетариата, происходит постепенный запрет частной формы собственности.

Ограничителем свободы выступает пролетарское право в форме юридических законов государства Диктатуры Пролетариата, и морально-нравственные нормы поведения личности в рамках мировоззрения народа, где инструментом регуляции поведения личности является институт общественного мнения.

На начальном этапе  построения первой фазы государства Диктатуры Пролетариата, система управления обществом определяется принципом революционной целесообразности согласно законам военного времени.

Государство Диктатуры Пролетариата во главе с Пролетарской Революционной Партией, является доминирующей силой в рамках управления обществом. Власть опирается на принуждение (милиция, тюрьма, армия, ГУЛаг) в отношении тех, кто не исполняет предписания власти государства Диктатуры Пролетариата. По мере перехода страны к мирной жизни, государство Диктатуры Пролетариата в своем управления начинает руководствоваться принципами пролетарского права и пролетарской демократии.

Именно задачи первой фазы государства Диктатуры Пролетариата в рамках построения социалистического общества, и были выполнены нашим народом в рамках первых пятилеток под руководством И. Сталина. А дальше, Партия, И. Сталин, страна и весь наш народ оказались в теоретическом тупике в рамках отсутствия теории построения социалистического общества. Отсюда и слова И. Сталина за два дня до его смерти, «Без теории нам смерть, смерть, смерть».

По мере решения задач, первой фазы государства Диктатуры Пролетариата, запускается процесс эмансипации женщины. Национальный вопрос решается в рамках теории областной автономии.

б) способ производства второй фазы государства Диктатуры Пролетариата.

Данный способ производства представлен тремя формами общественной собственности: государственной, коллективной, общенародной, и одной формой индивидуальной собственности – личной формой собственности.

В рамках данного способа производства происходит постепенное упразднение государственной (азиатской) и коллективной (античной) форм собственности путем введения в стране общенародной (славянской) формы собственности. На первоначальном этапе доминирующей формой собственности является государственная форма собственности. По мере ее упразднения и введения общенародной формы собственности происходит полное и окончательное упразднение классового общества. Упраздняются  пролетариат, крестьянство и другие слои общества, как неантагонистические группы, слои и классы общества. Происходит упразднение государства Диктатуры Пролетариата, как инструмента подавления господствующей группой, слоем, классом, всех других слоев общества, в рамках формирования единой социально-экономической общности – трудовой народ.

По мере упразднения государства подавления, формируется государство нового типа, государство управления. Партия покидает сферы хозяйственного и государственного управления, передавая данную сферу управления в руки местных Советов народных депутатов. Партия оставляет за собой сферы идеологии и воспитания, а так же руководство над силовыми структурами. Советы народных депутатов кандидатуру Председателя Правительства согласуют с Партией. Запускаются работы по созданию контроля общественного развития посредством системы  ОГАС с трехуровневой сетью ИВЦ.

На начальном этапе построения второй фазы государства Диктатуры Пролетариата, доминирующей формой собственности, является государственная форма собственности. На конечном этапе - общенародная форма собственности. Товарно-денежные отношения имеют ограниченный характер, но их роль уже не имеет никакого значения в развитии экономики страны.

В сфере регуляции свободы личности, пролетарское право в форме юридических законов государства, начинает отмирать. Основными регуляторами свободы личности выступают морально-нравственные нормы поведения личности в рамках мировоззрения народа, где инструментом регуляции поведения личности является институт общественного мнения, и чувство ответственности в форме морального долга и совести, как принципа внутреннего запрета личности.

Запускается процесс отмирания семьи в ее буржуазной форме. В рамках решения национального вопроса, формируется единая социальная общность – единый (советский) народ.   

в) социалистический способ производства представлен общенародной формой собственности. В рамках данной формы собственности основным выгодоприобретателем является население страны. Запускается процесс упразднения государства как системы управления обществом. Оперативное  управление обществом переходит в руки Координационного Совета  функционирующего на принципах Ученого Совета. Контроль общественного развития идет посредством системы  ОГАС с трехуровневой сетью ИВЦ. Запускается процесс отмирания института Совета народных депутатов. Доступ к управлению обществом осуществляется каждой личностью посредством ОГАС.

С окончательным крахом буржуазного общества, и переходом всего мирового сообщества на путь построения социалистического общества, Партия, руководство над силовыми структурами общества передает в руки Координационного Совета. Силовые структуры общества реорганизуются в Исследовательские силы Космического Флота Земли.

По мере построения социализма происходит процесс реорганизации Партии. Из организации, построенной на принципах партийного строительства, Партия превращается в организацию, построенную на принципах церковного строительства. Основной целью данной организации является разработка и хранение принципов воспитания нового человека. Развитие этих принципов проходит согласно теории индивидуальной и общественной форм собственности, мировоззрения солидарности, коммунистической идеологии и научного сознания.

Партия осуществляет непосредственный контроль реализации этих принципов в общественной жизни страны, в рамках воспитания подрастающего поколения и соблюдения данных морально-нравственных норм населения страны. Основным инструментом Партии в рамках регуляции поведения личности является общественное мнение, которое сформировано на тех морально-нравственных нормах поведения личности, которые Партия вложила в личность в процессе ее воспитания. Агентами Партии в массах является Наставник и Воспитатель.

По мере развития социализма, и решения основных противоречий социализма, противоречия между городом и деревней и противоречия между умственным и физическим трудом, в рамках развития производительных сил, достаточного для удовлетворения всех материальных и культурных потребностей населения страны  на безвозмездной основе, происходит процесс постепенного отмирания оставшихся двух форм собственности, общенародной и личной форм собственности. Происходит отмирание товарно-денежных отношений.

Кроме того, происходит постепенный переход от свободы с внешним регулятором поведения личности в форме морально-нравственных норм и ответственности, к внутренней регуляции личности основанной на принципе, «свобода – есть осознанная необходимость». Здесь регулятором поведения личности выступает совесть каждой конкретной личности, как продукт социализации и воспитания личности со стороны общества.

Происходит отмирание института семьи в ее буржуазной форме.

г) коммунистический способ производства представлен отсутствием всякой формы собственности. Свобода определяется через внутренний запрет, каковым является совесть. Человечество во всех аспектах жизни и деятельности, мировоззренческом, культурном, экономическом и т.д., приобрело глобальный характер.

Человечество вступило в эру коммунизма.  

Надеюсь, в рамках данной статьи мне удалось показать, что же такое Способ Производства, и как в рамках каждого Способа Производства изменяются Производственные Отношения по мере развития Производительных Сил общества, сопровождаемые сменой формы Собственности и формы Свободы.