Ключ к победе

На модерации Отложенный

Летопись Великой Отечественной войны определяет три ее этапа -- начальный, переломный и последний, где РККА одерживала победу за победой.  Тут речь пойдет о том, почему германский вермахт одерживая победу за победой в начальном периоде войны, прекратил побеждать.

Вопрос о том, почему вермахт победоносно наступал до Москвы, а Красная Армия стала одерживать победы обычно находит несколько объяснений, вроде того, что  неопытные командиры РККА в ходе боевых действий получили нужный опыт.

Это объяснение ничего не объясняет - якобы поумневшие командиры РККА стали бить немцев. Не объясняет потому, что германские командиры ведь не глупели,и а получали нужный опыт каждый день во время войны.

Все также не актуальны и другие объяснения  -- перевес в силах чего не было или виноват "дурак" Гитлер.

........................................................................

Для большего понимания процитирую начальный отрывок своей статьи "Осадное положение", где все дословно привел так:

"В любой войне инициатива всегда за наступающей стороной.  Наступающая сторона держит преимущество до того момента, пока она ведет наступление. Остановка значит потерю преимущества.

Наверное из этой логики исходили авторы стратегии блицкрига. Часто полагаю, что в основе успеха германского блицкрига лежал стремительный разрывающий оборону противника удар. Это так, но есть несколько важных деталей.

Блицкриг всегда наносится в том участке, где менее всего ожидает противник, как правило там находится меньше войск, живой силы и техники. Там меньше оборонительных сооружений.

Одним словом все строится на внезапности удара на определенном направлении, обороняющаяся же сторона всегда находится в заведомо уязвимом положении. По этому можно сделать такие доводы:

  • вермахт ударив первым в июне 41-го получил преимущество наступающей стороны
  • РККА не могла остановить блицкриг, т.к. не были известны направления ударов летне-осенней кампании

Рассмотрение успехов немецкого наступления, однако оставляет некоторые белые пятна. Речь об удивительной осведомленности немцев о состоянии РККА, дело заключалось в следующем

  • вермахт знал, о точной дислокации сил РККА, чтобы верно бить по слабым позициям
  • вермахт знал о расположении советских УРОВ
  • РККА не знала об точной дислокации наступающих частей вермахта, не знала об направлениях ударов

Посмотреть материалы германской разведки сейчас нет возможности -- они либо таинственно исчезли, либо засекречены по ныне."

Наступающая сторона всегда выбирает направление удара, там где будет место прорыва их основных частей. Обороняющаяся сторона не сумев угадать верное направление удара противника, имеет мало шансов на успешную оборону.

Таким образом ключевой успех лежит в наличии информации, о местоположении основных сил противника. Командование вермахта по донесениям разведки в 2 раза занижала численность РККА, но верно оценивало дислокацию ее сил.

Например, генерал Йодль во время допросов в 1945 году заявил:

«В целом я был удовлетворен работой наших разведывательных служб. Их лучшим результатом была точная идентификация расположения русских войск в начале 1941 года в Западной Белоруссии и на Украине»

 Картинки по запросу альфред йодль

Генерал А. Йодль указывал, что ему было точно известно о расположении советских войск

Так командование вермахта имела возможность выбрать самое выгодное направление удара

 

Германское командование точно знало дислокацию советских частей в западных округах Картинки по запросу июнь 1941 карта

Во время первого удара командование вермахта направило удары по самым слабым участкам советской обороны.

Все это не оставило РККА шансов на успешную оборону

 

Разгром Западного фрноа дал вермахту огромное преимущество, которое он удерживал до конца 1941 года. Пракитически весь период, включая битву за Москву командование РККА имело крайне мало и почти не имело информации о наступательных планах противника.

Однако советская разведка не сидела без дела и некоторые сведения все таки стали поступать в советский Генштаб и Ставку.

Маршал Еременко в своих мемуарах оставил один эпизод, относящийся к августу 1941 года:

"В действительности же 47-й танковый корпус, удара которого на Брянск мы опасались, имел задачу обеспечения 24-го танкового корпуса, наносившего удар на юг в соответствии с приказом Гитлера. С этой целью 47-й корпус ударил на Трубчевск, обеспечивая тем самым удар того же 24-го танкового корпуса на Новгород-Северский. Лишь в дальнейшем выяснилось, что это было обеспечение гораздо более глубокого удара на юг.

Ставка Верховного Главнокомандования, не раскрыв этого стратегического маневра противника, ориентировала нас на то, что главная группировка Гудериана нацелена против правого (северного) крыла Брянского фронта, т. е. против 217-й и 279-й стрелковых дивизий 50-й армии.

В разговоре со мной 24 августа, т. е. как раз тогда, когда началось осуществление приказа вражеского командования о повороте на юг, Б. М. Шапошников предупредил, что удар по правому крылу фронта нужно ждать уже завтра или послезавтра, и указал на необходимость принять срочные меры по усилению этого участка.

Таким образом, отрывочные разведданные о движении отдельных частей на юг ни командованием фронта, ни Ставкой, которая была поставлена об этом в известность, не были своевременно оценены как поворот на юг 2-й полевой армии и 2-й танковой группы. В ходе переговоров нам сообщили о том, что фронт будет усилен самолетами По-2, ТБ-3 и Пе-2, а также двумя бригадами и двумя батальонами танков. Это было очень ободряющее сообщение."

Как и сказал Б.М. Шапошников наступление началось 25 августа, но он не до конца точно угадал направление стремительного удара танковой армии Гудериана, которая атаковала южный участок фронта, что привело к его неудачам в этой схватке. Но все же он знал что это случится и где приблизительно.

 Картинки по запросу шапошников

Интересный вопрос, откуда Б.М. Шапошников знал что танковая армия Гудериана 25 августа нанесет удар в полосе Брянфронта?

Такие сведения были известны лишь высшему командованию вермахта и ГА "Центр", но в любом случае РККА стала прозревать

 

В октябре 1941 года вермахт все еще видел достаточно хорошо, чтобы одерживать крупные тактические победы. Примером может служить начало битвы за Москву, когда силы ГА "Центр" сумели нанести удары по наиболее слабым участкам РККА.

Похожее изображение

Вермахт точно нанес удары по самым слабым участкам фронта РККА, создав два новых котла под Брянском и Вязьмой

 

Насколько командование РККА было осведомлено о планах немецкого командования на стыке 41-42 гг. мы точно не знаем, к сожалению многие донесения разведки по сей день не доступны широкой публике.

Но сейчас известно что как минимум с середины и конца 1942 года советское руководство стало получать сведения от разветвленной сети шпионов в военно-политическом руководстве Германии. Они носили кодовые имена "Лонго". "Тедди", "Ольга", "Вертер". Я писал об этом цикл статей, но напомню еще раз.

Уже летом 1942 года немецкая контрразведка обнаружила множество свидетельств, что Советское Верховное Главнокомандование постоянно получает точную информацию об объеме производства военной промышленности Германии, новых видах вооружений и, главное, планах и намерениях немецкого командования

9 ноября 1942 года немецкая радиоразведка перехватила шифровку, в которой говорилось следующее:

«Доре 
Где расположены немецкие тыловые оборонительные позиции на линии к юго-западу от Сталинграда и вдоль Дона?

Директор».

 Несколько часов спустя поступил дополнительный запрос:

«Доре. Где сейчас находятся 11 и 18 танковые дивизии и 25 моторизованная дивизия, которые раньше действовали в районе Брянска.

Директор».

В конце декабря 1942 года «Директор» запрашивает:

«Вертер должен конкретно выяснить, сколько в целом дивизий подготовки пополнений будет сформировано из новобранцев к 1 января. Ответить срочно».

В рассекреченных 16 января 1943 года самый эффективный источник«Вертер» снова упоминается в радиограмме:

«Доре.

Безотлагательно и в первую очередь отсылайте информацию Люци и Вертера о Кавказском фронте, Восточном фронте, а также об отправке новых дивизий на Восточный фронт.

Последние сведения Вертера были исключительно ценными.

Директор».

Сверхсекретная информация исходила непосредственно от Верховного командования вермахта и из Ставки самого фюрера. Отсюда можно сделать вывод, что источник находился в ближайшем окружении Гитлера.

Картинки по запросу сталинградская битва

 Картинки по запросу сталинградская битва карта

Агент "Вертер" поставлял исключительно ценные для командования РККА сведения еще в период Сталинградской битвы

Это значит что Сталин и советские командиры знали о планах противника заранее

 

Вот ряд рассекреченных документов

Здесь агент "Вертер" сообщает об оборонительных планах немцев и передислокации их сил

3 марта "Вертер" сообщает об намерениях немцев

12 марта "Вертер" сообщает что немецкое командование планирует удар на Курск, высвобождая для этого крупные силы

 

Наиболее яркий пример это битва под Курском. Именно благодаря своевременному получению этой информации наша победа под Курском по существу была обеспечена ещё 12 апреля 1943 года, когда советская разведка положила на стол Сталина план будущей операции «Цитадель», подписанный всеми генералами вермахта, – сам Гитлер увидел этот же план только через три дня

Из данных, поступавших от «Доры» вырисовывался основной замысел операции германского командования. Он сводился к тому, чтобы двумя одновременными встречными ударами в общем направлении на Курск – из района Орла на юг и из района Харькова на север – окружить и уничтожить на Курском выступе советские войска.

В дальнейшем расширить фронт наступления на юго-восток и разгромить силы Красной Армии в Донбассе.
Гитлер довел численность своих вооруженных сил до 10 млн. 300 тыс. человек. Операция разрабатывалась и готовилась в строжайшей тайне. Основная ставка делалась на новую бронетанковую технику. Но Сталину все было известно.

Картинки по запросу гитлер 1943

Адольф Гитлер, 1943 г.

Гитлер еще не утвердил план операции "Цитадель", а в РККА уже готовили план обороны курского участка

 

Жуков Г. К. отмечал, что

 «… до 12 апреля в Ставке ещё не было выработано конкретное решение о способах действий наших войск в весенне-летний период 1943 года в районе Курской дуги».

12 апреля 1943 года на совещании Сталина с заместителем Верховного главнокомандующего, Маршалом Советского Союза Георгием Жуковым, начальником Генштаба, Маршалом Советского Союза Александром Василевским и его заместителем, ген.-полковником Алексеем Антоновым, опиравшимися на данные стратегической разведки и фронтовых разведслужб, был сделан вывод, что вермахт после распутицы (начало мая) начнёт наступление с целью ликвидации Курского выступа.

Поэтому было принято предварительное решение о переходе к стратегической обороне.

Отметим, что немецкое командование имело на тот момент только «Проект плана операции „Цитадель“ от 12 апреля 1943 г».

И когда началась битва, немцев на основных участках встретили как надо. Генерал-лейтенанту Фрицу-Георгу фон Раппарду было это ясно до битвы, о чем он пишет 28 июня:

«Враг, противостоящий нашему корпусу, ожидает немецкое наступление и сосредоточил значительные силы.

Он располагает исключительно глубокими, хорошо подготовленными и не испытывающими недостатка в живой силе позициями, он создал сильную, тщательно распределенную систему противотанковой обороны и, кроме того, противник обладает необычно мощной артиллерией и большим количеством многоствольных реактивных установок и еще у него имеется ударный резерв, в том числе танки.

Следует ожидать упорного сопротивления со стороны готового к обороне врага на линии фронта, а позднее также проведения отвлекающих операций и контрнаступлений».
Картинки по запросу операция цитадель

Все дни сражения разведка продолжала слать донесения.

Это было поручено советской агентуре в Берлине.

«9.7.43. Директору. Молния. От Вертера. Берлин, 4 июля.

Немцы установили, что со 2 мая русские неясно отвечают на происходящую перегруппировку армий Манштейна новой концентрацией массовых моторизованных сил в районе Курска и восточнее Харькова,,

Допустить дальнейшую концентрацию советских войск западнее и юго-западнее Курска для немцев невозможно, так как наступление русских на этом участке означает угрозу всему центральному фронту.

Если это готовится наступление, немцы должны начать превентивное наступление, чтобы предупредить удары Красной Армии еще до того момента, как они обрушатся на немецкие позиции во всем центральном секторе, принудив к оборонительным действиям 3-ю и 4-ю танковые армии.

Дора.»

«Вертер» слал донесение за донесением.

«10.7.43. Директору. Молния. От Вертера. Берлин, 6 июля.

1) Приказа о превентивном наступлении немецкой армии не было к тому моменту, когда Красная Армия 5 июля ответила массированным контрударом на частное наступление немцев в районе Томаровки, которое произошло 4 июля силами одной-двух дивизий и имело целью провести глубокую разведку в связи с тем, что немцы опасались развития событий между Великими Луками и Дорогобужем.

2) Установив объем наступательного удара Красной Армии между Харьковом и Курском, командование приказало начать наступление двумя армиями в секторе Курска.

6 июля немецкое командование рассматривало бои все еще как оборонительные и постепенно вводило в сражение новые резервы, главным образом через Харьков, Лебедин, Конотоп.

Дора."

«11.7.43. Директору. Молния. От Вертера. Берлин, 7 июля.

Главное командование сухопутных сил (ОКХ) сегодня начало решительное наступление против курской группировки Красной Армии с целью окружить Курск.

Введены в действие все силы 4-й танковой армии и часть сил 3-й танковой армии, которая сейчас концентрируется полностью на брянском направлении.

Главное командование сухопутных сил намерено в первую очередь добиться перевеса сил на курском направлении.

Дальнейший ход сражения зависит от того, начнет ли командование Красной Армии наступление в районах Калуги и Смоленска, другими словами — допустит ли красное командование концентрацию почти половины немецких танковых дивизий между Орлом и Волчанском.

Чтобы обеспечить успех, немецкое главное командование ввело в бой большую часть резервов группы Манштейна, которые последовательно направляются через Харьков. Главное командование не видит опасности для правого крыла и центра группы Манштейна.

Немецкое командование считает, что положение на линии Орел — Брянск сейчас менее опасно в связи с тем, что:

а) русское командование вряд ли начнет большое наступление до активизации англосакских военных действий в Европе;

б) Германия все равно ничего не сможет выиграть на советско-германском фронте пассивной обороной и потому вынуждена перейти к активным действиям.

Дора.»

..................................................................................................

Главный ключ к любой военной победе -- разведывательная информация, без этого сражающиеся армии заведомо обречены на неудачи, так как они слепы.

Германская разведка выиграла противостояние в начальном периоде войны, что вылилось в ряд крупных побед сухопутных сил вермахта, но затем они потеряли свое преимущество.

Когда руководство Красной Армии стало знать о всех наступательных и оборонительных планах немцев, их победам пришел конец.