Слаженная тройка: евреи, российские либералы и Запад

На модерации Отложенный
операция "Кишиневский погром", 1903

Аме­ри­кан­ская ли­то­гра­фия 1905 года, вы­пу­ще­на после ев­рей­ских по­гро­мов в Рос­сий­ской им­пе­рии с тре­бо­ва­ни­ем их пре­кра­тить. За­бав­но как Ру­звельт по­уча­ет Ни­ко­лая II.

Недав­но в цикле старой рус­ской прессы ока­зал­ся месяц ки­ши­нев­ско­го по­гро­ма. По­дроб­но про­чи­тать про раз­ви­тие со­бы­тий вы можете здесь (на­чи­ная с 23 (10) апреля). А теперь о том, что слу­чи­лось после.

По­ве­де­ние ли­бе­раль­ной рос­сий­ской об­ще­ствен­но­сти, ев­рей­ско­го кагала по всему миру, за­пад­ных СМИ и Запада в целом на­столь­ко не от­ли­ча­ет­ся от се­го­дняш­не­го дня, что надо только по­ме­нять фа­ми­лии ос­нов­ных ак­те­ров, и вы не от­ли­чи­те за­мет­ку от их по­ве­де­ния се­год­ня в от­но­ше­нии к России. И ведь сра­бо­та­ло: везде погром отнюдь не без­вин­ных евреев мол­да­ва­на­ми стал "рус­ским" по­гро­мом и пре­ступ­ле­ни­ем цар­ско­го пра­ви­тель­ства.

 

Как из опи­са­ния Ко­ро­лен­ко, так и из офи­ци­аль­но­го Акта о ки­ши­нёв­ском по­гро­ме видно, что убийцы и жертвы часто хорошо знали друг друга. Уби­ва­ли зна­ко­мых. То­гдаш­ние рус­ские власти, без­услов­но, несут опре­де­лён­ную вину за погром, но она со­сто­ит лишь в непри­ня­тии свое­вре­мен­но пре­ду­пре­ди­тель­ных мер. Рост ев­рей­ско-хри­сти­ан­ской розни перед Пасхой на­блю­дал­ся не первый год. Уже по этой при­чине ад­ми­ни­стра­ция обя­за­на была уси­лить в празд­ник по­ли­цей­ские наряды.

Все об­сто­я­тель­ства ки­ши­нёв­ско­го по­гро­ма ука­зы­ва­ют на то, что он был сти­хий­ным. Тем не менее, ру­ко­во­дя­щие слои ев­рей­ства, оп­по­зи­ци­он­ная рус­ско­му мо­нар­хиз­му «ли­бе­раль­ная» оли­гар­хия и за­ру­беж­ные враги России сразу вы­дви­ну­ли лживую версию о том, что со­бы­тия 1903 г. «со­зна­тель­но под­го­то­ви­ло» цар­ское пра­ви­тель­ство.

Су­ще­ство­вав­шее в то время в Пе­тер­бур­ге «Бюро защиты» евреев (при уча­стии вли­я­тель­ней­ших М. Ви­на­ве­ра, Г. Сли­оз­бер­га, Л. Брам­со­на, М. Ку­ли­ше­ра, А. Браудо), едва узнав в Пе­тер­бур­ге о по­гро­ме, от порога ис­клю­чи­ло любые тому при­чи­ны, кроме вы­со­чай­ше­го за­го­во­ра: «Как только мы узнали, при какой об­ста­нов­ке про­ис­хо­ди­ла Ки­ши­нёв­ская бойня, для нас стало ясно, что эта дья­воль­ская затея ни­ко­гда не имела бы места... если б она не была за­ду­ма­на в Де­пар­та­мен­те по­ли­ции и не вы­пол­ня­лась по при­ка­зу оттуда», может быть, даже по ини­ци­а­ти­ве самого ми­ни­стра внут­рен­них дел Плеве – на­ста­и­ва­ли эти де­я­те­ли.

В Ки­ши­нёв немед­лен­но выехал ли­бе­раль­ный ад­во­кат За­руд­ный позд­нее - ми­нистр юс­ти­ции Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства. - мое прим. ] с за­да­ни­ем «вскрыть тайные пру­жи­ны ки­ши­нёв­ской бойни». Ев­рей­ская пресса без стес­не­ния утвер­жда­ла, что после по­гро­ма по­ли­ция лишь «для отвода глаз аре­сто­ва­ла в Ки­ши­нё­ве несколь­ко де­сят­ков воров и гра­би­те­лей». Но выше в этой статье ука­за­но, что уже на сле­ду­ю­щий день под аре­стом на­хо­ди­лось 816 че­ло­век. За­руд­ный, про­ве­дя «рас­сле­до­ва­ние», во все­услы­ша­ние объ­явил, что рас­по­ла­га­ет «ис­клю­чи­тель­но важным ма­те­ри­а­лом», со­глас­но ко­то­ро­му «глав­ным… ор­га­ни­за­то­ром по­гро­ма был на­чаль­ник ки­ши­нёв­ской охран­ки Ле­вен­даль», и «по рас­по­ря­же­нию того же Ле­вен­да­ля по­ли­ция и вой­ско­вые части явно по­мо­га­ли убий­цам». (Хотя в России даже и по­ли­ция никак не была под­чи­не­на Охран­но­му от­де­ле­нию, а тем более войска.)

Однако этот «ис­клю­чи­тель­но важный ма­те­ри­ал», от­крыв­ший ви­нов­ни­ков по­гро­ма «с полной оче­вид­но­стью», так и не был опуб­ли­ко­ван – ни тогда, ни позже. Крат­кие, невнят­ные об­ви­не­ния За­руд­но­го против Ле­вен­да­ля (о том, что он, якобы, по­ру­чал «со­би­рать­ся в опре­де­лён­ном трак­ти­ре» и пла­ни­ро­вать погром неко­е­му купцу Про­ни­ну и неко­е­му но­та­ри­усу Пис­сар­жев­ско­му) раз­би­рал и нашёл несо­сто­я­тель­ны­ми рас­сле­до­вав­ший ки­ши­нёв­ский погром 1903 г. про­ку­рор В. Н. Го­ре­мы­кин. Надо от­ме­тить, что Го­ре­мы­кин кри­ти­ко­вал­ся рус­ски­ми пра­вы­ми де­я­те­ля­ми за по­твор­ство иудеям, так как, несмот­ря на обо­юд­ный ха­рак­тер стычек в ряде мест, ни одного еврея в ка­че­стве об­ви­ня­е­мо­го к делу он не при­влёк.

Гу­бер­на­тор фон-Раабен и ещё несколь­ко долж­ност­ных лиц после ки­ши­нёв­ско­го по­гро­ма были немед­лен­но сме­ще­ны. Новым гу­бер­на­то­ром царь на­зна­чил ли­бе­раль­но­го князя С. Уру­со­ва. Ми­нистр внут­рен­них дел Плеве, опуб­ли­ко­вал цир­ку­ляр, где вы­ра­жал воз­му­ще­ние без­дей­стви­ем ки­ши­нёв­ских вла­стей и тре­бо­вал в даль­ней­шем ре­ши­тель­но пре­се­кать на­си­лия всеми мерами. Свя­тей­ший Синод пра­во­слав­ной церкви издал цир­ку­ляр, чтобы ду­хо­вен­ство при­ня­ло меры к ис­ко­ре­не­нию вражды против евреев. С осуж­де­ни­ем и уве­ща­ни­я­ми к хри­сти­ан­ско­му на­се­ле­нию об­ра­ти­лись несколь­ко иерар­хов, в том числе широко чтимый о. Иоанн Крон­штадт­ский («Вместо празд­ни­ка хри­сти­ан­ско­го они устро­и­ли сквер­но­убий­ствен­ный празд­ник сатане») и епи­скоп Ан­то­ний (Хра­по­виц­кий). На­се­ле­нию раз­да­ва­лись о том и тысячи ли­сто­вок.

Но через месяц после по­гро­ма «ли­бе­раль­ная» рос­сий­ская и за­пад­ная пресса стала пе­ча­тать неисто­вые статьи об убий­ствах в Ки­ши­нё­ве женщин и груд­ных мла­ден­цев, о мно­же­стве слу­ча­ев из­на­си­ло­ва­ния несо­вер­шен­но­лет­них де­во­чек и жён, и в при­сут­ствии мужей или ро­ди­те­лей. «Одному еврею рас­по­ро­ли живот, вынули внут­рен­но­сти... одной ев­рей­ке вбили в голову гвозди на­сквозь» через ноздри – такие по­дроб­но­сти ве­ду­щие евреи Англии до­слов­но вклю­чи­ли в свой пуб­лич­ный про­тест, хотя в дей­стви­тель­но­сти ни­ка­ких ис­тя­за­ний на трупах жертв ки­ши­нёв­ско­го по­гро­ма об­на­ру­же­но не было. Потом на суде ока­за­лось, что сви­де­тель врач До­ро­шев­ский (пе­ре­дав­ший, как счи­та­лось, эти шо­ки­ру­ю­щие све­де­ния) ни­ка­ких зверств сам не видел и к тому же от­ри­цал какое-либо при­ча­стие к по­яв­ле­нию скан­даль­ных статей.

И под­ня­лась – все­мир­ная атака на цар­ское пра­ви­тель­ство.

Пе­тер­бург­ское Бюро Защиты евреев рас­сы­ла­ло те­ле­грам­мы во все сто­ли­цы: всюду устра­и­вать ми­тин­ги про­те­ста против ки­ши­нёв­ско­го по­гро­ма, «ор­га­ни­зо­ван­но­го вла­стью»! Такие ми­тин­ги прошли в Париже, Бер­лине, Лон­доне и Нью-Йорке. Всюду ис­ступ­лён­ные ора­то­ры ри­со­ва­ли ужас­ные кар­ти­ны пре­ступ­ле­ний, со­вер­ша­е­мых цар­ским пра­ви­тель­ством, – вот-де таков рус­ский мед­ведь от на­чаль­ных времён! Утвер­жда­лось, что по­ли­ция и сол­да­ты «всеми спо­со­ба­ми по­мо­га­ли убий­цам и гра­би­те­лям». В лон­дон­ских си­на­го­гах об­ви­ня­ли Свя­тей­ший Синод в ре­ли­ги­оз­ной резне.

«Пусть Бог Спра­вед­ли­во­сти придёт в этот мир и раз­де­ла­ет­ся с Рос­си­ей, как он раз­де­лал­ся с Со­до­мом и Го­мор­рой... и сметёт этот рас­сад­ник чумы с лица земли».

Не при­вык­шее к такой от­кро­вен­ной лжи, нерас­то­роп­ное рус­ское пра­ви­тель­ство не сумело внятно оправ­дать­ся – да и не по­счи­та­ло нужным вслед­ствие самой чу­до­вищ­но­сти обмана. Ка­за­лось, что для боль­шин­ства она всё равно будет неве­ро­ят­ной.

Незна­чи­тель­ная фигура барон Ле­вен­да­ля яв­ля­лась для «ли­бе­раль­ной об­ще­ствен­но­сти» слиш­ком мелкой сошкой - она недо­ста­точ­но по­зо­ри­ла рус­ское пра­ви­тель­ство. Надо было до­тя­нуть­ся до цен­траль­ной власти. И через 6 недель после по­гро­ма неиз­вест­но где, неиз­вест­но через кого, но очень кстати – был «об­на­ру­жен» текст «со­вер­шен­но сек­рет­но­го письма» ми­ни­стра внут­рен­них дел Плеве к ки­ши­нёв­ско­му гу­бер­на­то­ру фон-Ра­абе­ну (якобы за 10 дней до по­гро­ма). Ми­нистр в ловких уклон­чи­вых вы­ра­же­ни­ях со­ве­то­вал гу­бер­на­то­ру, что если в Бес­са­раб­ской гу­бер­нии про­изой­дут об­шир­ные бес­по­ряд­ки против евреев – так он, Плеве, просит ни в коем случае не по­дав­лять их ору­жи­ем, а только уве­ще­вать. Кто-то неиз­вест­ный якобы пе­ре­дал текст письма ан­глий­ско­му кор­ре­спон­ден­ту в Пе­тер­бур­ге Д. Д. Брэму (Braham – ев­рей­ская фа­ми­лия) – а тот на­пе­ча­тал его в лон­дон­ском «Таймс». Эту пуб­ли­ка­цию тут же уве­рен­но под­дер­жал про­тест вид­ней­ших бри­тан­ских евреев во главе с К. Мон­те­фи­о­ре.

Письмо это имело ко­лос­саль­ный успех. Ан­ти­рос­сий­ские ми­тин­ги на Западе резко вы­рос­ли в числе и страст­но­сти. А нена­ход­чи­вое цар­ское пра­ви­тель­ство, ещё не по­ни­мав­шее всего раз­ме­ра своего про­иг­ры­ша, только и на­шлось что от­мах­нуть­ся ла­ко­нич­ным небреж­ным опро­вер­же­ни­ем, под­пи­сан­ным главой Де­пар­та­мен­та по­ли­ции А. А. Ло­пу­хи­ным, и лишь на де­вя­тый день после пуб­ли­ка­ции в «Таймсе». Опуб­ли­ко­ван­ное Брэмом письмо было несо­мнен­ной под­дел­кой. Не только потому, что Брэм ни­ко­гда не пред­ста­вил ни­ка­ких до­ка­за­тельств под­лин­но­сти текста. Не только потому, что фаль­шив­ку опро­верг А. А. Ло­пу­хин, резкий недоб­ро­же­ла­тель Плеве. Не только потому, что сме­щён­ный Раабен – ни­ко­гда не по­жа­ло­вал­ся, что была ему ди­рек­ти­ва сверху, – а ведь сразу бы ис­пра­вил себе слу­жеб­ную ка­рье­ру да ещё стал бы ку­ми­ром ли­бе­раль­но­го об­ще­ства. Но и потому, что сразу после Фев­раль­ской ре­во­лю­ции Чрез­вы­чай­ная След­ствен­ная ко­мис­сия Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства и спе­ци­аль­ная «Ко­мис­сия для ис­сле­до­ва­ния ис­то­рии по­гро­мов» – не нашли ни в Пе­тер­бур­ге, ни в Ки­ши­нё­ве этого до­ку­мен­та.

И тем не менее ка­дет­ская газета «Речь» 19 марта 1917 уве­рен­но писала: «Ки­ши­нёв­ская кро­ва­вая баня, контр­ре­во­лю­ци­он­ные по­гро­мы 1905 г. были ор­га­ни­зо­ва­ны, как дос­ко­наль­но уста­нов­ле­но, Де­пар­та­мен­том по­ли­ции». В ав­гу­сте 1917 на Мос­ков­ском Го­су­дар­ствен­ном Со­ве­ща­нии пред­се­да­тель Чрез­вы­чай­ной След­ствен­ной ко­мис­сии заявил, что «скоро пред­ста­вит до­ку­мен­ты Де­пар­та­мен­та по­ли­ции об ор­га­ни­за­ции ев­рей­ских по­гро­мов». Но этого ни­ко­гда не про­изо­шло.

Однако в со­вре­мен­ной (1996) Ев­рей­ской эн­цик­ло­пе­дии читаем: «В апреле 1903 новый ми­нистр внут­рен­них дел В. Плеве ор­га­ни­зо­вал… погром в Ки­ши­нё­ве». (А томом раньше эта же Эн­цик­ло­пе­дия со­об­ща­ет: «Текст опуб­ли­ко­ван­ной в лон­дон­ской газете "Таймс" те­ле­грам­мы Плеве... боль­шин­ство ис­сле­до­ва­те­лей счи­та­ют под­лож­ным».)

Осенью 1903 со­сто­ял­ся су­деб­ный про­цесс по делу о ки­ши­нёв­ском по­гро­ме. Для рос­сий­ской оп­по­зи­ции этот суд должен был пре­вра­тить­ся в битву с самим са­мо­дер­жа­ви­ем. На суд от­пра­ви­лись «граж­дан­ски­ми ист­ца­ми» вид­ней­шие ад­во­ка­ты (и хри­сти­ане, и евреи) – М. Ка­раб­чев­ский, О. Гру­зен­берг, С. Каль­ма­но­вич, А. За­руд­ный, Н. Со­ко­лов. А «та­лант­ли­вей­ший левый ад­во­кат» П. Пе­ре­вер­зев и ещё несколь­кие пошли в за­щит­ни­ки об­ви­ня­е­мых: «чтобы они не бо­я­лись рас­ска­зать суду... кто их под­стрек­нул начать бойню», – то есть что их на­прав­ля­ла власть.

Факты лишь под­твер­жда­ли данные офи­ци­аль­но­го рас­сле­до­ва­ния: власти – ви­нов­ны, но только в том, что не спра­ви­лись во­вре­мя. И тогда группа граж­дан­ских истцов-ад­во­ка­тов за­яви­ла: «если суд от­ка­зы­ва­ет­ся при­влечь к от­вет­ствен­но­сти… глав­ных ви­нов­ни­ков по­гро­ма» – то есть не какого-то гу­бер­на­то­ра Ра­абе­на, на него и вни­ма­ния не об­ра­ща­ли, а – ми­ни­стра Плеве и цен­траль­ную ад­ми­ни­стра­цию России, то «им, за­щит­ни­кам... больше нечего делать на про­цес­се». Ад­во­ка­ты ушли с суда «в знак де­мон­стра­ции».

Тем не менее, про­гно­зы за­пад­ных газет, что «ки­ши­нёв­ский про­цесс будет из­де­ва­тель­ством над пра­во­су­ди­ем» не оправ­да­лись. Хотя во время по­гро­ма многие евреи стре­ля­ли из ре­воль­ве­ров в хри­сти­ан­скую толпу (от чего были и убитые), среди об­ви­ня­е­мых – евреев не было.

Ещё в апреле из 816 аре­сто­ван­ных – 250 были осво­бож­де­ны от след­ствия и суда по без­до­ка­зан­но­сти об­ви­не­ния. 466 че­ло­век сразу по­лу­чи­ли су­деб­ные ре­ше­ния за мелкие пре­ступ­ле­ния – и по высшей мере, за них преду­смот­рен­ной. 37 че­ло­век об­ви­ня­лись в убий­ствах и на­си­ли­ях. По ре­зуль­та­там про­цес­са 12 из них были оправ­да­ны, 25 най­де­ны ви­нов­ны­ми и при­го­во­ре­ны к ли­ше­нию всех прав со­сто­я­ния и ка­тор­ге (кому 7 лет, кому 5) или аре­стант­ским ротам.