Тайна «Неизвестной» Крамского: Трагическая судьба дочери художника
На модерации
Отложенный
Портрет Неизвестной.(1883). Автор: И.Н.Крамской. |
Если имя Ивана Крамского известно почти всем, то имя его любимой дочери Софьи Юнкер-Крамской (1866-1933) знают совсем немногие. Она то и есть самая настоящая Незнакомка. Все дело в том, что мало кто знает, о том что у художника была дочь, и к тому же очень талантливая художница. Очевидной причиной забвения было ее заключение в тюремные застенки и ссылка по этапу в Сибирь. От нее отреклись родные братья, побоявшись признать родство с «неблагонадежной» сестрой, а история ее ареста тщательно скрывалась долгие годы.
Автопортрет. (1874). Автор: И.Н.Крамской.
Даже в самой большой энциклопедии в мире - Википедии - нет страницы, посвященной Софье Крамской, оставившей после себя существенный след в изобразительном искусстве. А была она талантливым живописцем, графиком, миниатюристом, акварелистом, портретистом, писала жанровые картины, натюрморты, занималась иллюстрацией.
Лишь на странице ее отца - великого русского художника - в разделе "Семья" - коротенькая строка, где упомянуто имя Софьи среди списка детей Крамского: "Софья — дочь, художница, репрессирована". При том не указана ни дата ее рождения, ни дата кончины. О трагической судьбе дочери великого художника Ивана Крамского стало известно лишь недавно, когда были обнародованы документы из архива ФСБ РФ.
Крамская Софья Николаевна с Соней и Салтыкова Феодора Романовна - мать жены художника. (1866).Автор: И.Н.Крамской.
Но как бы там ни было, ее образ, увековечен любящим отцом на многих живописных полотнах. В том числе по одной из версий, именно Соня позировала отцу при создании самой знаменитой его картины "Неизвестная" (1883).
Портрет Сони Крамской. Начало 1870-х. Автор: И.Н.Крамской.
Софья - единственная дочь среди троих сыновей в семье Крамских, родившаяся по сведениям одних источников в 1866, а иных - в 1867 году. С детства она была гадким утенком, но повзрослев - необыкновенно похорошела. А для художника отца она всегда была самой прекрасной и любимой моделью. Правда, почти с каждого портрета смотрят грустные и задумчивые бездонные глаза Софьи. Она как бы предчувствует грядущие несчастья в ее жизни.
Соня Крамская. Автор: И.Н.Крамской.
Подрастая в творческой атмосфере дома Крамских, где постоянными гостями были талантливые и образованные люди, девочка рано прониклась любовью к живописи. И Крамской всячески развивал незаурядные способности дочери, стал ее первым наставником и учителем.
Соня Крамская с матерью Софьей Николаевной. Автор: И.Н.Крамской.
Софья Крамская и дочери московского купца П.М. Третьякова - Вера и Александра были ровесницами, с самого детства связанные крепкой дружбой. Из воспоминаний Веры Третьяковой: «Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи… В 16–17 лет Соня похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и обаяние привлекали к ней много поклонников».
Портрет Сони Крамской после болезни. Автор: И.Н.Крамской..
Илья Репин, ученик Крамского, тогда еще совсем неизвестный художник, был восхищен изящной фигурой Софьи. А у 30-летнего Альберта Бенуа были серьезные виды на 15-летнюю девушку. Но Соне он казался слишком уж старым.
А вот Сергей Боткин, молодой врач, один из медицинской династии Боткиных, сразу же завладел сердцем юной Крамской. Дело шло к свадьбе. Отцом Софьи были написаны великолепные портреты жениха и невесты в 1882 году.
Сергей Боткин.(1882). Автор: И.Н. Крамской.
Неожиданно счастье юной Крамской разрушилось как карточный домик. Сергей Боткин расторг помолвку с Соней, и женился на ее подруге Саше Третьяковой. Софья, пережившая двойное предательство, сумела сохранить свое лицо, и остаться подругой сопернице. Но только одному Богу было известно, чего это ей стоило.
Портрет дочери художника.
(1882). Автор: И.Н.Крамской.
От тоски, уныния ее спасала только живопись. И все это время с ней был рядом отец, который всем сердцем переживал, поддерживал и утешал свою единственную дочь. «Между Соней и ее отцом была редкостная дружба, переходившая в обоюдное обожание»,- из воспоминаний Веры Третьяковой.
Девушка с кошкой (1882). Автор: И.Н.Крамской.
Перед смертью художник, опечаленный не сложившейся судьбой Софьи, и вместе с тем гордый за ее профессиональный талант художника, говорил:
«Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно… личная жизнь грозит превратиться в трагедию». Он как бы заранее прочувствовал несчастливую судьбу единственной дочери.
Автопортрет. Художник, пишущий портрет своей дочери, Софьи. (1884). Автор: И.Н.Крамской.
Софья еще долгое время не могла прийти в себя от предательства любимого, и не пускала в свое сердце новую любовь. Лишь спустя годы, став известной 35-летней художницей, оттаявшее сердце Софьи Ивановны смогло полюбить. Она стала женой петербургского юриста Георгия Юнкера, с которым прожила 15 лет.
Живопись Софьи Крамской и последние годы жизни.
Портрет отца И.Н.Крамского. (1887). Автор: С.И.Крамская.
На рубеже ХIХ-ХХ века Крамская была достаточно знаменитой. Она имела много заказов от знатных и богатых людей, в том числе она создала серию портретов членов императорской семьи. Ее работы выставлялись на многих выставках, в Академии художеств.
Портрет девочки. (1886). Автор: С.И.Крамская.
Начало ХХ века принесло с собой много новых бед - первая мировая война, революция, гражданская война. И сохранить большинство картин художницы было невозможно. Многое было уничтожено, много пропало. А часть работ, которые Софья передала в Острогожский музей в 1942 сгорели при пожаре. Но несколько работ все же дошли до наших дней, благодаря сотрудникам музеев.
Портрет девушки в кокошнике. Автор: С.И.Крамская.
Софье пришлось приспосабливаться к новой жизни в послереволюционной России. В 1918 году, работая реставратором в мастерской Главнауки, ей, глубоко верующему человеку, пришлось организовывать антирелигиозный музей Зимнего дворца. И работать над иллюстрациями в издательстве "Атеист". Будучи набожным человеком свою веру, она не скрывала. А еще, имея доброе и отзывчивое сердце, Крамская как могла помогала своим друзьям из бывшей знати, оставшимся за бортом новой жизни.
Портрет актрисы М.Г.Савиной. Автор: С.И.Крамская.
Вследствие такой деятельности Софья Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года, и обвинялась по статье 58-II УК РСФСР в контрреволюционной пропаганде и за внедрение в соцучреждения неблагонадежных граждан.
Как «чуждый элемент» она была приговорена к трем годам ссылки в Сибирь. Решение суда и приговор спровоцировали инсульт. Слегка подлечив в тюремной больнице, разбитую параличом Софью все же отправили в Сибирь по этапу.
Портрет Великого князя Константина Романова в роли Гамлета. Автор: С.И.Крамская
В конце 1931 года пишет письма М.И.Калинину и Екатерине Павловне Пешковой, которая существенно оказывала помощь политзаключенным. Софья просила о смягчении приговора.А в начале следующего года Крамская действительно была помилована и ей разрешено было вернуться в Ленинград. И все это было благодаря стараниям Екатерины Пешковой. А уже через год, в 1933 году, Софьи Ивановны не стало. Она умерла при странных обстоятельствах. Официальная версия гласила, что смерть последовала от сепсиса.
Реабилитировали художницу за отсутствием состава преступления только лишь в 1989 году.
Старинная песня. Автор: С.И.Крамская.
Портрет М.И. Ицыной . Автор: С.И.Крамская.
Комментарии
Спасибо!
Хоть сеть от твоего дебилизма немного отдохнула…))
И посылали в эти жернова бездарные, но преданные революции ничтожества....Не дай Бог, что бы снова нам в это вляпаться....