Шпион без лица
На модерации
Отложенный
Он управлял разведкой в «Штази» и вместе с армией из полутора тысяч тайных агентов знал о ГДР и ФРГ почти всё. Маркус Вольф – шпион-легенда, лица которого никто не знал, доверился в результате лишь одному человеку – Михаилу Сергеевичу Горбачеву.
Он родился в 1923 году в еврейской семье в Германии – худшего начала представить себе было сложно. Как и миллионы европейских евреев, он, казалось, был обречен на смерть в Холокосте. Тем более что его отец – врач, писатель и видный деятель немецкого коммунистического движения Фридрих Вольф – был убежденным противником фашизма. И в 1934 году, вскоре после прихода Гитлера к власти, Фридрих вместе с семьей бежит через Швейцарию во Францию, а потом – в СССР, где к тому времени на сцене с успехом шли его пьесы. Так юный Маркус впервые оказался в Советском Союзе, с которым потом он будет неразрывно связан всю жизнь.
Во время войны его отец был одним из организаторов антифашистской пропаганды на радио на немецком языке и создателем коммунистического комитета «Советская Германия». Фридрих Вольф удостоился ордена Красного Знамени, а после победы занялся активной политической деятельностью в Восточной Германии, стал дипломатом, послом ГДР в Польше и был признан живым классиком немецкой литературы.
Маркус Вольф унаследовал от отца убеждения и закалку, а навыки оперативной работы получил в школе Коминтерна под Уфой – выпускников этой школы забрасывали в немецкий тыл. Параллельно в 1943 году Маркус поступает в МАИ, но закончить институт ему было не суждено – в мае 1945-го его вместе с отцом отправляют в Германию строить новое социалистическое государство.
И Маркус, повторяя отчасти путь отца, идет работать на радио – знаменитое «Берлинское радио», бывшее до недавнего времени имперским радио Геббельса. Маркус становится профессиональным журналистом – он работает репортером, пишет жесткие политические комментарии на злобу дня, руководит работой редакции. И именно он на весь мир освещает ход Нюрнбергского процесса.
Однако в 1949 году Маркус вслед за отцом переходит на дипломатическую работу и едет работать первым советником посольства ГДР в Москве. Но дипломатическая карьера была недолгой – уже в 1951-м Маркуса вызывают в Берлин и предлагают перейти на работу в разведслужбу. А спустя год Маркус становится руководителем внешней разведки ГДР.
Ему было тогда всего 29 лет – кажется, слишком юный возраст для такой высокой должности. Да и восточногерманская разведка – организация в то время весьма хлипкая, насчитывающая всего дюжину внедренных агентов и еще полсотни, готовившихся к внедрению. Но Маркус Вольф был талантливым человеком и верил в себя. Первым делом он использовал ресурс эмиграции: из ГДР тогда правдами и неправдами бежали на Запад множество немцев, и очень скоро среди них оказались сотни агентов Маркуса. Они оседали в ФРГ, Австрии, Швейцарии – устраивались и обрастали связями. Некоторые из них особо не преуспели, зато другие вошли в историю мирового шпионажа: агент Гюнтер Гийом стал референтом и личным помощником федерального канцлера ФРГ Вилли Брандта. Разоблачение Гийома стало величайшим политическим скандалом в истории Западной Германии, стоившим Брандту кресла канцлера.
ГДР и ФРГ были связаны тысячью нитей, и это облегчало работу ведомству Маркуса Вольфа. На него работал даже Грегор Гизи – лидер левой фракции в бундестаге ФРГ.
А в 1980-е Вольф добыл так необходимую СССР схему дислокации развернутых в Западной Германии американских баллистических ракет средней дальности «Першинг-2». Однако вершиной его профессиональной карьеры стала вербовка высокопоставленного западногерманского контрразведчика Хансаиоахима Тидге, курировавшего всю работу спецслужб ФРГ против ГДР.
Маркус Вольф знал всё, что происходило в Западной Германии, а его люди шпионили по всему миру – от Англии до Анголы. Внешняя разведка ГДР работала как часы – она была частью отлаженного механизма восточногерманского Министерства госбезопасности «Штази», сотрудники которого следили чуть ли не за всеми гражданами своей страны, составляли досье и даже хранили образцы запахов, что должно было помочь служебным собакам. На восточногерманский КГБ работал каждый пятый немец в ГДР – другого примера такого количества агентов на душу населения история не знает до сих пор.
Маркус Вольф – один из архитекторов этой системы – стал живой легендой мира шпионажа, хотя достоверной информации о нем почти не было. Никто даже не знал, как он выглядит, и его называли «Человеком без лица» вплоть до 1979 года, когда западногерманской разведке все-таки удалось заполучить его фотографию.
До поры до времени Маркус Вольф действовал как образцовый винтик им самим же созданной системы. Он казался фанатичным коммунистом – пока дело не дошло до Перестройки. Вольф неожиданно для всех поддержал Горбачева и начавшиеся в СССР и социалистическом лагере реформы. Это шло вразрез с жестко консервативной линией поведения руководства ГДР, и в 1986 году Вольфа отправили в отставку: председатель Госсовета ГДР Эрих Хонеккер надеялся обойтись без перемен, и вольнодумцы на высоких постах ему были не нужны.
Верил ли в конце 1980-х годов Маркус Вольф в коммунизм, мы не знаем. Но генерал-полковник, возглавлявший в течение нескольких десятилетий внешнюю разведку, был человеком умным, опытным и прозорливым – он прекрасно понимал, что заморозить ГДР навсегда нельзя, особенно когда такие перемены начались в СССР.
Так всё и вышло: в 1989 году по Германии пошла волна протестов, Берлинская стена пала, а здание службы внешней разведки ГДР было захвачено народными массами. Вольф в тот момент эмигрировал в СССР, но после путча в августе 1991-го в Москве вернулся в Германию, где был тут же арестован. Его держали в одиночной камере и допрашивали десятки раз – всех, конечно, интересовал поименный список его тайных агентов. Но Вольф так никого и не назвал – ни под следствием, ни позже на суде, ни после освобождения, когда за сведения о сети бывших гэдээровских агентов американцы предлагали ему огромные деньги. Из полученных шести лет Вольф отсидел в итоге всего два года, а потом Конституционный суд ФРГ освободил офицеров разведки ГДР от ответственности.
В 1995-м у Маркуса Вольфа началась новая жизнь – он стал профессиональным писателем, раскрывшим в своих мемуарах тайные нити немецкой и советской политики времен холодной войны и зафиксировавшим для нас ту эпоху. Пенсия в то время у него была крошечной – большой бывшим функционерам при новом режиме не полагалось, но книги приносили ему хороший доход. Кажется, вся объединенная Германия прочитала его книгу-исповедь «Мои агенты были повсюду». Но даже в ней он никого не выдал. Маркус Вольф умер в 2006 году, так и не сказав никому ничего лишнего.
Комментарии
Комментарий удален модератором
В Западной Европе после войны был как раз такой путь установлен по средней линии - примерно до начала 90-х годов (Тэтчер в конце 80-х начала именно правые реформы, которые перекинулись потом на всю Европу) а было до Тэтчер умелое сочетание и кап., и соц. элементов, поэтому царила гармония и процветание в обществе. Сейчас во всем винят левых, хотя их давно у власти в Европе нет. А многие левые на самом деле стали давно правыми, как во Франции, но все равно носят левую вывеску. Это можно сказать и про так называемую соц. партию во Франции и про так называемую партию Труда в Нидерландах, и других примеров много, как британская лейбористская партия, где Тони Блэра (лидера Лейбористской партии в 90-е) даже называли Тори Блэром...
В США правил восемь лет левак Обама и сотворил много плохого. Вот ,что я писал о нем в 2012году.
https://lirmann.io.ua/s290110/traurnyy_den_v_ssha_nastupil
если возьмем Нидерланды, там левая партия - СП - соц. партия , она тоже против беженцев, реч идет всегда в первую очередь об экономике.
беженцы - это не трудящиеся - а паразиты в основном, левые - за трудящихся, а не за паразитов.
как раз экономика и есть показатель левизны или правизны, а вы сами признали, что она в Германии - правая.
Франция была ,есть и скорее всего будет левой.
Это касается всего и вся: и раннии пенсии и невозможность уволить, и Социалка,и т.д.
это известный факт, что левая из Левых - Сара Вагенкнехт - член Бундестага - против приема беженцев, за что получила тортом в лицо от какого-то идиота больше года назад, когда просто спокойно сидела в Бундестаге и слушала чью-то речь, читайте статью
http://www.telegraph.co.uk/news/2016/05/29/german-mp-slapped-in-the-face-with-chocolate-cake-over-stance-on/
цитата
"Sahra Wagenknecht has advocated putting a limit on the number of refugees Germany should accept."
вот такие придурки, которые носятся с тортами - это не левые, а люмпены и ненормальные.
но дело в том, что то, о чем вы говорите - это скорее либерализм, а либералы считаются правыми, а не левыми.
"Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка", речь ведь в данном случае о правах беженцев, которые не хотят ограничивать как раз вследствие либерализма, не левизны, если многие свойства либерализма пришли к левым, оттого, они стали просто менее левыми на самом деле, а не более левыми, по моему мнению.
Либерализм, ведь боролся и против тоталитаризма, - левого. В соц. странах была всегда ограничена свобода передвижения, неслучайно и те, кто выступают против беженцев живут в основном в Восточной части Германии (не в Западной)- бывшей ГДР, то есть левизна тут ни при чем. В притоке беженцев виноват либерализм - правое течение, не левое.
не в англии... не в америке...
Во-первых,не так просто было попасть на Запад.
Во-вторых, леваки в те времена стремились в СССР,не зная практику социализма.
Комментарий удален модератором
+++++++++++
Чувствуется, что взято с еврейского источника. Да не читала "вся Германия" эту книгу. Не очень хорошее отношение было у Германии к Вольфу. Шпион он и есть шпион.
Непонимание того, что исторические законы не могут изменить даже самые талантливые приверженцы социалистической идеи, в итоге приводит к гибели абсолютно не винных ни в чём людей. ХХ век в этом отношении очень напоминает древний мир и Средневековье, когда убивали за непохожесть или принадлежность к другим религиям. По сути никаких отличий, не веришь в то, что проповедуют твои идеологи - готовься к смерти.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Но один в поле не воин.
Вне зависимости от того, как относиться к идеям социализма.