Мир стоит, пока служится Божественная Литургия

На модерации Отложенный

Нет на земле ничего драгоценнее Божественной Литургии. Если собрать драгоценности всего мира, выкопать все золото, драгоценные камни, достать со дна морского весь жемчуг и положить на одну чашу весов, а на другую — Литургию, совершенную простым священником в самом бедном сельском храме, то чаша весов с Божественной Литургией перетянет. Только человек не понимает, какой драгоценностью он обладает, не сознает, пока это счастье не отнимется у него. К сожалению, человеку свойственно не ценить то, что он получает без труда. Не ценит он солнца, воздуха, которым дышит. И только если отнимутся у него солнце и воздух, наступит темнота, нечем ему будет дышать, тогда оценит и поймет, чем обладал и чего лишился.

Так и Божественная Литургия. Совершается она ежедневно, человек имеет возможность ежедневно бывать в церкви и не ходит, а если ходит, часто стоит невнимательно, рассеянно, вносит с собой житейские попечения и заботы. Почему? Оттого что не вдумывается он, что такое Литургия, не понимает всей глубины, всей важности совершаемой службы. Между тем из всех чудес самое величайшее, непостижимейшее, предивнейшее чудо есть Божественная Евхаристия. 

Ради Божественных Таин солнце на небе светит днем и луна — ночью, и звезды небесные тихий свет посылают, и земля дает хлеб — да будет Святой Агнец на престоле! Только ради Божественной Литургии дает земля плод свой. Хлеб, которым мы питаемся, — это крохи от трапезы Господней. 

Не будь Литургии, солнце померкло бы, земля перестала бы производить плоды. В Апокалипсисе святой Иоанн Богослов описывает видение: Жену, облеченную в Солнце Правды. Из бездны выходит змий и старается пустить в реку яд. Жена бежит от него в пустыню. По объяснению всех святых отцов, Жена, виденная святым Иоанном, есть Церковь, облеченная в Солнце Правды — Христа. 

В последнее время воздвигнется такое гонение на Церковь, что скроется она в пустыне. Божественная Литургия будет совершаться под землей. Не будет Божественной Литургии на земле — померкнет солнце и земля перестанет родить хлеб.

Божественная Литургия есть точный снимок земной жизни Спасителя. От Вифлеема, куда Пресвятая Дева пришла для переписи и где родился Господь, до Иордана, от Иордана до Гефсимании, от Гефсимании до Голгофы, от Голгофы до Воскресения, от Воскресения до Елеонской горы — все видим в Литургии. 

И хотя мы не принадлежим к числу тех блаженных, которые жили во времена пребывания Господа на земле и имели величайшее счастье видеть Его лицом к лицу, но, обладая драгоценнейшим даром, оставленным нам Господом, мы почти так же счастливы, как и они. 

Как мать иногда ведет дитя за руку, иногда сидит около и наблюдает за ним, а иногда берет его в свои объятия, ласкает, лелеет и питает, так и Господь во всех службах церковных и домашней молитве как бы держит нас за руку, наблюдает за нами издали, а в Божественной Литургии Он берет нас в Свои объятия, сажает с Собою за стол и питает от Своей трапезы. 

На всех службах, кроме Литургии, мы говорим с Господом как бы по телефону, сообщаемся с Ним по телеграфу, а в Божественной Литургии непосредственно говорим свои нужды Господу лицом к лицу, лично благодарим Его и молимся Ему.

Оттого молитва за Божественной Литургией действеннее, чем за какой-нибудь другой службой. Потому за усопших установлено молиться за Литургией — особенную отраду вносит она в их души.

Божественная Литургия — окно, прорубленное Господом в грешном, неверующем, прелюбодейном мире, в которое входит свежий воздух; не будь этого окна, верующие задохнулись бы. 

Божественная Литургия есть единственное верное основание, на которое мы должны наматывать нить своей жизни. На что иное намотаешь? На славу? Но это основание гнилое. На богатство? Основание непрочное. И, что ни назовешь, все непрочно, все гнило. Единственное основание истинное, единственно крепкое — Божественная Литургия.

 

Христиане первых времен ежедневно присутствовали при Божественной Литургии и приобщались Святых Животворящих Христовых Таин. Тогда настолько свята и непорочна была жизнь христиан, настолько жили они всегда в Боге, что жизнь их являлась постоянным приуготовлением себя к принятию Святых Таин и не требовалось особой подготовки.

За Божественную Литургию, которая преследовалась язычниками, христиане проливали кровь свою, их мучили, распинали, жгли, нередко убивали в самом храме, самих катакомбах при совершении Евхаристии.

Размышления о значении Божественной Литургии окончим рассказом о видении одного старца-подвижника. 

Видел он огненное море. Волны вздымались и бурлили, представляя собой страшное зрелище. На противоположном берегу находился прекрасный сад, оттуда доносилось пение птиц, неслось благоухание цветов. Подвижник слышит голос: «Перейди через это море!» Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос: «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло — Пречистая Плоть Христова, второе крыло — Животворящая Кровь Его». 

Без них, как бы велик ни был подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя. Оттого Мария Египетская, подвизавшаяся сорок семь лет, достигшая того, что поднималась при молитве на воздух, просила старца Зосиму приобщить ее Святых Животворящих Таин. И подобных примеров в истории Церкви много.

Из сочинений священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского