РИА «Воронеж» продолжает рассказывать о последних жителях умирающих хуторов и деревень Воронежской области. Журналистов интересует, останутся они на карте через 10-15 лет или исчезнут вместе со своими последними жителями. На этот раз корреспонденты РИА «Воронеж» отправились в поселок Комсомольский, относящийся к Нижнекисляйскому сельскому поселению Бутурлиновского района, где сегодня постоянно проживают девять человек.
С почтением к почте
В Комсомольский ведет асфальт, положенный еще во времена СССР, когда здесь располагалось одно из отделений совхоза «Нижнекисляйские свеклосемена». И сегодня по единственной улице поселка – тоже Комсомольской – даже в непогоду можно доехать до любого поселкового дома. Только в четырех из них хозяева живут постоянно. Остальные дома куплены под дачи.
Хорошая дорога – уникальная черта этой глухомани, где в 60-70 годы насчитывалось до 60 дворов. Есть дорога, значит, можно привезти на «буханке» почту из Нижнего Кисляя.
Несмотря на малое количество местных жителей, в Комсомольском до сих пор действует отделение связи. Оно расположилось в бывшем здании поселкового клуба. Там работает 52-летняя Елена Жукова, чей дом стоит по соседству с почтой. Живет Елена с дочкой, которая периодически уезжает в Воронеж в поисках работы.
– Я зоотехник по образованию, – рассказывает Елена, перебирая новенькие конверты. – На почте работаю почти 10 лет, сегодня – на полставки. Наше отделение связи открыто три раза в неделю, здесь я бываю с 10 до 13 часов, а потом иду по поселку разносить почту. Соседняя Рахмановка, где летом живут дачники, – тоже моя территория. Конечно, оборот у нас небольшой. Кроме доставки писем и газет, предлагаем местным жителям чай с кофе, моющие средства и прочую бытовую мелочевку. В нашем Бутурлиновском районе это отделение связи обслуживает самое маленькое число клиентов. Пока я здесь, отделение связи не закрывают.
Дальше всех от отделения связи, в самом конце поселка, живет его неформальный глава – 60-летний Петр Волков с женой, 56-летней Натальей, и своей матерью, 91-летней Таисией Павловной. У супругов есть два сына, дочь и трое внуков, живущих неподалеку в цивилизации. Иначе как «родовое гнездо» Петр свое поместье и не называет.
– Точной истории поселка не знает нынче никто, – убежден Петр. – Раньше это было село Поддубное, а после революции, в конце 20-х годов, образовался поселок Комсомольский. Дом, в котором мы сейчас живем, строил мой дед, Болгов Павел Дмитриевич. Я много лет отработал в здешнем совхозе. Хозяйство громадное было! Были склады, хранилище для семян свеклы. А теперь все брошено, и потихоньку приезжие разбирают эти строения на доски и кирпичи. Я иногда гоняю чужаков, а потом думаю: «А зачем?» Былого-то не вернешь.
Тихий дом
На другом конце поселка стоит полуразрушенный громадный дом, который местные жители называют «барским». В нем до революции жили здешние дворяне. Правда, их фамилии теперь никто не помнит. Рядом стояла конюшня с орловскими рысаками, но от нее даже следа не осталось.
В 60-90 годы прошлого века в «барском» доме, разделенном на шесть квартир, жили люди, работавшие в совхозе, а теперь от строения сохранился только остов со стенами метровой толщины, да развалины, густо поросшие кленом.
Зато Петр к истории своей малой родины относится бережно – он собрал целую музейную экспозицию из предметов крестьянского быта. В ней хомуты, сбруи, другие детали лошадиной упряжи, кадки, ступы, рубель, который использовали раньше для стирки и глажки белья, прялки, серпы и косы со столетней историей.
Заброшенные хутора: как пустеют воронежские деревни. Комсомольский
– Одним из самых редких экспонатов я считаю чайник и кирпич с отпечатком собачьей лапы.
Чайнику более 120 лет, он достался мне от деда. А кирпич я нашел в кладке одного из разрушенных совхозных складов. Видимо, строили его в советское время, а кирпичи использовали из разрушенных старых домов. Судя по всему, какой-то помещик увековечил в свое время на одном из них отпечаток лапы своей любимой охотничьей собаки. У нас же тут Шипов лес совсем рядом. Там, говорят, лет 100 назад такая охота была!
Сегодня у Волковых совсем небольшое хозяйство – бычок Листок, козел Юрик, два улья, да около 15 соток земли. Рядом с домом стоят хозяйские «Жигули», которым 31 год. Гараж увешан живописными работами дочери Волковых – 23-летней Даши, учителя рисования и черчения по образованию, а ныне – сотрудника воронежского банка.
Она иногда приезжает к родителям, но каждый раз торопится вернуться из глуши в свой миллионный мегаполис.
Куры не клюют
Пенсионеры Сергеевы, всю жизнь проработавшие в совхозе, живут на другом конце поселка. Вместе они прожили 60 лет. Александру Ивановичу 83 года, его супруге, Анне Кузьминичне, – 79 лет. Недавно к ним вернулась из Воронежа, где прожила почти всю жизнь, дочь Галина 60 лет.
У стариков трое детей, двое внуков и столько же правнуков. Сейчас они живут в бывшем совхозном доме, который выкупили, когда хозяйство развалилось. У них – небольшой огородик и куры. Есть и старенький автомобиль, который Александр Иванович из-за болезни глаз не разгоняет больше 40 километров в час. Поэтому даже поездка в магазин Нижнего Кисляя за 7 километров для стариков – целое событие.
– Конечно, дети и внуки зовут к себе в города, но мы-то здесь всю жизнь прожили, – рассуждает Анна Кузьминична. – Нынче у нас тишина, кто-то из стариков помер, кто-то к детям переехал. А мы, наоборот, приросли тут.
На небольшом огородике хозяйка разводит цветы. Их у нее более 15 видов. Когда он цветут, старики, взявшись за руки, выходят дышать ароматом давно ушедшей молодости.
Соседи Сергеевых – пенсионеры Полянские. 80-летний Михаил Иванович и 76-летняя Анна Калиновна прожили вместе 56 лет, нажили троих детей, четверых внуков и двух правнуков. Хозяин всю жизнь проработал в совхозе трактористом, его супруга – кладовщицей. Они живут в еще крепком бывшем совхозном доме, который не собираются покидать. У них большой огород, продукты им привозят дети, живущие неподалеку.
– Лисица, сволочь, всех курей нынче перетаскала, – посетовала хозяйка гостям прямо с порога. – У нас тут – море зверья всякого. Косули зимой приходят из Шипова леса, я их чуть ли не с рук кормлю. А вот лисы – просто напасть!
– Слава богу, что дорогу к нам зимой всегда чистят, – добавляет Михаил Иванович. – Так что уехать из Комсомольского можно всегда. Только мы с бабкой ехать никуда не хотим. Куда ж от себя можно податься на старости лет.
Комментарии
С Россией кончено... На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!
М. Волошин
----- и рабы на территории РФ!