Бернард Херрманн. Главный композитор Хичкока

 

              Если вы любите фильмы Хичкока, то прекрасно знаете музыку Бернарда Херманна (1911-1975). Именно он сочинил леденящие душу, полные тревоги, одиночества, предчувствий, мрака и странной красоты звуковые картины в таких легендарных фильмах как North By Northwest; Psycho, The Man Who Knew Too Much (он даже сам снялся в одном эпизоде, в роли дирижера, выступающего в Королевском Альберт Холле) и Vertigo.  Столетие Херманна, которого считают лучшим американским кинокомпозитором, нью-йоркский кинотеатр «Film Forum» отмечает двухнедельным фестивалем фильмов с его музыкой. Фестиваль пройдет с 21 октября по 3 ноября, в его программе – 22 киноленты, почти все – из золотого фонда мирового кинематографа. 

               Уроженец Нью-Йорка, с детства посвятивший себя музыке, Херман окончил музыкальное отделение Нью-Йоркского университета и Джульярд, и к 20 годам уже сформировал собственный оркестр, который назывался The New Chamber Orchestra of New York. В 1934 году его пригласили в прославленный Оркестр радио  CBS, и через девять лет он был назначен его главным дирижером. Радио свело  Херманна с его первым кинорежиссером – Орсоном Уэлсом. Тот, правда, в кино еще не работал, а ставил радиоспектакли, орагнизовав собственный «театр у микрофона» -- Mercury Theater of the Air. Для него-то Уэллс и пригласил Херманна сочинять и аранжировать партитуры. Одной из них была партитура к печально знаменитой «Войне миров», по научно-фантастическому роману Герберта Уэллса. Спектакль дали в эфир во время Халлоуина 1938 года. Слишком реалистичный звуковой ряд вызвал  всенациональную панику.

 

              Херманн настолько пришелся по душе Орсону Уэллсу, что когда режиссер  отправился в Голливуд, чтобы снимать свой ныне легендарный фильм Citizen Kane, он пригласил Херманна в качестве автора музыки. Фильм стал сенсационным дебютом в кино для обоих (им, кстати, и откроется нынешний фестиваль). 

                В то время Херманну было всего 30 лет.

Но у него уже был особый подход  к созданию киномузыки, корни которого – в его опыте на радио. Он отказался от душещипательной мелодичной роскошно оркестрованной лирики, царившей в голливудских партитурах. «Я работал над фильмом кадр за кадром, по мере того, как он снимался и монтировался. Таким образом у меня было понимание того, как картина постепенно выстраивалась и моя музыка была частью этого процесса выстраивания. Некоторые эпизоды даже подгонялись так, чтобы соотвествовать музыке". 

              Они с Уэллсом сделают вместе еще один фильм, но настоящая и прочная слава придет в результате работы с Альфредом Хичкоком. Херманн работал и с другими режиссерами, и каждый раз находил особое музыкальное решение для фильма: в фильме The Devil and Daniel Webster (за который получил своего единственного «Оска») смешал американские фольлорные стандары с экспериментальным электронными звучаниям, в The Day The Earth Stood Still впервые в истории кино использовал Терменвокс, а для «Семи путешествий Синдбада» собрал экзотичную комбинацию струнных, двух арф, вибрафона, ксилофона и глокеншпиля. Он сочинял музыку для фильмов Франсуа Трюффо (дополнением к нынешнему фестивалю станет недельный поках отреставрированной ленты Трюффо «Невеста была в черном» с музыкой Херманна и Жанной Моро в главной роли) и Брайана Де Пальмы, а последней его работой была музыка к «Водителю такси» Мартина Скорсези. 

                   “У него было чувство театральности. Но главное он отдал себя в плен Уэллсу, Хичхоку, Трюффо, Скорсези», -- пишет он нем один из критиков. Другой суммирует: “Херманн был абсолютным мастером странного искусства киномузыки... За сорок с лишним лет он револиционизировал его, отказавшись от поверхностной иллюстративности, которая доминировала в голливудских фильмах 1930-х и введя собственный, совсем  особый гармонический и ритмический язык. Вместо роскошных сочных мелодий он сочинял короткие, повторяемые как наваждение фигуры, статичные группы аккордов, пародии на стили прошлого.”

 

© RUNYweb.com