Чайка предлагает, чтобы за незаконные уголовные дела платила не казна, а следователь
На модерации
Отложенный
Сколько стоит честное имя?
Генеральный прокурор Юрий Чайка предлагает, чтобы за незаконные уголовные дела платила не казна, а следователь
Недавно суд в Нижнем Новгороде признал, что против местного жителя Дмитрия Шурова полиция уголовное дело возбудила незаконно. Это означает, что два года человек незаконно находился под следствием. Шурову еще повезло, если так можно выразиться, - статья у него экономическая, так что в камеру его не посадили - оставили на несколько лет под домашним арестом. В итоге такой "доброты" многодетный отец годами не мог выйти за ворота дома, не мог элементарно работать и зарабатывать, чтобы прокормить семью и помочь пожилому отцу с онкологическим диагнозом, живущему в другом регионе России. Видимо, понимая шаткость своей позиции в этом деле, правоохранители активно делились с местными СМИ информацией о своей очередной победе. Правда, о решении суда, признавшего их труд незаконным, люди в погонах рассказать, видимо, забыли.
Фото: Photoxpress
История уголовного преследования Шурова стандартна, она ничем не отличается от нескольких тысяч историй таких же бедолаг, против которых уголовные дела были возбуждены незаконно. Эти люди после растянутых на годы моральных и физических мучений еще столько же времени тратят на восстановление своего честного имени.
Юрий Чайка - извинений маловато будет
Читайте также
Чайка: Прокуроры отказали в миллионе проверок бизнеса
Уже не первый год Генеральный прокурор России Юрий Чайка предлагает обязать следователей платить из своего кармана и прилюдно извиняться за незаконное уголовное преследование граждан.
Прокурорская проверка в 32 регионах страны показала: следствие часто совершает "целенаправленные" ошибки, что приводит к нарушению прав граждан.
За последние 2,5 года количество незаконно возбужденных дел достигло 6,7 тысячи
Юрий Чайка, выступая с докладом в Совете Федерации, назвал такие цифры: "за последние 2,5 года количество незаконно возбужденных дел достигло 6,7 тысячи, по 1,3 тысячи были проведены аресты, но никто не понес за это ответственности".
Юрий Чайка: За качество следствия должны отвечать и следователи, и прокуроры. Фото:Сергей Михеев
"Необходимо не усиливать уголовную ответственность за незаконное возбуждение уголовного дела, за незаконное привлечение к уголовной ответственности, а должен работать принцип неотвратимости наказания. То есть любой следователь, нарушивший закон, должен понимать, что если он нарушил закон, он будет привлечен как минимум к уголовной ответственности", - сказал Генпрокурор и на Петербургском международном экономическом форуме.
По подсчетам прокуратуры, по итогам только одного года компенсации от государства получили более тысячи человек, оказавшихся невиновными, на общую сумму свыше 100 миллионов рублей.
Изучив цифры, Чайка пришел к выводу, что отвечать перед незаконно преследуемыми россиянами в суде должен не минфин, а сотрудники правоохранительных органов. "Мы считаем, что прокуроры должны участвовать в судебных заседаниях, на которых рассматриваются иски о возмещении ущерба, причиненного в результате незаконных действий правоохранительных органов, поскольку за качество следствия отвечают и следователи, и прокуроры. А в суде за это отвечает минфин", - отметил Генпрокурор.
Надо сказать, что извинения за незаконное уголовное преследование есть, но они регулируются не законом, а должностными инструкциями.
Компетентно
Виктория Данильченко, адвокат:
- На мой взгляд, институт реабилитации крайне важен, так как лицо, которого подвергли незаконному преследованию, получает реальную возможность компенсировать причиненный ему как имущественный, так и моральный вред, а также восстановить свои права и доброе имя.
Так, право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.
Это право исходит из установленного ст. 53 Конституции РФ права каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия.
Для привлечения должностного лица к ответственности необходимо установить противоправность поведения причинителя вреда, наступление вреда и причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившим вредом. Именно поэтому актуальным остается вопрос об ответственности должностных лиц, виновных в причинении вреда уголовно-процессуальными действиями.
Следствие построено таким образом, что личная ответственность следователя распыляется: за ним надзирает прокурор, а внутри следствия имеется "многоступенчатая система заместителей руководителей", предпочитающих принимать коллегиальные решения.
На сегодняшний день отсутствует практика признания следователя обязанным компенсировать в рамках регрессного иска ущерб, причиненный принятием незаконного решения.
Читайте также
Прокуроры по поручению Путина проверят зоопарки и океанариумы
В том виде, в каком процедура заявления иска к государственным органам существует в Российской Федерации, она имеет две стороны медали. С одной стороны, личная ответственность правоприменителя может стать фактором, способным повысить законность и обоснованность принимаемых решений и устранить чувство безнаказанности, укоренившееся в российских правоохранительных органах.
С другой стороны, обращения материальных взысканий на должностных лиц могут негативно сказаться на выполнении ими своих профессиональных обязанностей. В случае если такие регрессные иски станут обычной судебной практикой, следователи просто не станут возбуждать уголовные дела по неочевидным преступлениям, опасаясь прекращения дела или вынесения оправдательного приговора.
Однако если этот механизм доработать, то он может стать реально действующим сдерживающим фактором от вынесения незаконных процессуальных решений по уголовным делам. Полагаю, что личная материальная ответственность сотрудников, осуществляющих незаконное уголовное преследование за нанесение вреда, существенно повысит эффективность их работы.
Итогом последнего дела в суде стало взыскание в пользу моего доверителя компенсации морального вреда в размере 650 000 рулей, а также удовлетворение требований в полном объеме в части взыскания материального вреда. Но, к сожалению, с учетом сложившейся судебной практики суды не всегда удовлетворяют требования о взыскании достойных сумм по компенсации морального вреда.
Справка "РГ"
В конце прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал закон, направленный на усиление уголовной ответственности для чиновников правоохранительных органов за незаконное преследование предпринимателей. Закон внес поправки в 299-ю статью УК РФ - "привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности".
В 2015 году по статье 299 УК не было осуждено ни одного человека. В первой половине 2016 года по ней осудили всего двух человек. Один из них получил два года лишения свободы, другой - чуть больше.
В 2016 году наказание по статье 299 УК уже ужесточили. Сейчас максимальное наказание по ней - десять лет лишения свободы.
Комментарии
Максимальный срок катания за следствием - 18 мес. по 91 + 3 "на ознакомление" = 21 месяц.
Откуда у следаков с их нищенскими 150 рублями деньги на возмещение?
В общем, при всем моем уважении прокурорским, идея нехороша.
Много ты той "заказухи" видел?
А стражной?
А работодатель следователя является государство, так что раскошеливается государство за свой не профессионализм.
А следователей соответственно , как и судей и прокуроров, привлекать к уголовной ответственности, как за не зокнное осуждение так и за оправдательный приговор там, где преступление очевидно на сроки, которые предусматривает та статья, по которой было расследовано дело...
"В связи с тем что до настоящего времени не добыто доказательств вины гр-на.... считаю необходимым избрать меру пресечения арест и направить подозреваемого в СИЗО 32/1 г Нижнего Новгорода, сроком на 3 ( три ) месяца с ... по.... 1997 года". 5 лет строгача, за 3 килограмма карасей, собранных на спущенном пруду это было как здрасти!)))
Что следователь, что прокурор, что дознаватель - государственный человек, поэтому платить ДОЛЖНО государство (Минфин), а после пусть со своих людей само и вышибает компенсацию.
А то нехило хотят тему замастырить - типа за косяки от имени государства произведенные пусть платит физическое лицо, с которого по законам того же государства особо ни чего не возьмешь.