Восьмой Международный военно-морской салон

 

Наждачок из Питера, где с 28 июня по 2 июля проходит восьмой Международный военно-морской салон (МВМС). И еще за два дня до своего закрытия он уже может претендовать на звание «Самый-самый», и дело тут даже не в размахе мероприятия. И не в отсутствии (привычном с 2015 года) иностранных боевых кораблей, что отчасти компенсируется большим количеством представленных на салоне российских вымпелов. Последние, кстати, включают:

  • новейший фрегат проекта 11356 «Адмирал Макаров»;
  • сторожевой корабль проекта 11540 «Ярослав Мудрый»;
  • корвет проекта 20380 «Стойкий»;
  • базовый тральщик проекта 12700 «Александр Обухов»;
  • малый ракетный корабль проекта 21631 «Серпухов»;
  • десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Евгений Кочешков»;
  • скоростной патрульный катер проекта 12150 «Мангуст»;
  • противодиверсионный катер проекта 21980 «Нахимовец»;
  • большой гидрографический катер проекта 19920 «БГК-2149»;
  • патрульный катер проекта 03160 «Раптор»;
  • многофункциональный модульный катер проекта 23370, и т.д.

Нет, дело не в этой эскадре. Дело в масштабности заявленных на МВМС-2017 планов по наращиванию сил и средств ВМФ России. Особенно — в части надводных кораблей дальней морской зоны. По сути, на 8-м Международном военно-морском салоне отечественный ОПК заявил о переходе к качественно новой стадии строительства кораблей и судов для Военно-морского флота России.

Напомним, на первом этапе после распада СССР речь шла о сохранении боеспособности наиболее современных единиц флота. На втором — упор делался на начало обновления подводной компоненты СЯС (стратегических ядерных сил Российской Федерации), внедрение ракетного комплекса «Калибр», попытку строительства на иностранных верфях универсальных десантных кораблей, пополнение Балтфлота новыми корветами, а также на строительство для нужд Черноморского флота новых фрегатов и ДЭПЛ (дизель-электрических подводных лодок).

Пожалуй, наиболее обсуждаемая новость салона — информация, что ВМФ занят определением облика и характеристик будущего нового российского авианосца.

ВМФ России не отказывается от разработки эсминца с ядерной энергетической установкой проекта 23560 «Лидер». Проект корабля будет разрабатывать Северное ПКБ.

Предприятия ОСК (Объединенной судостроительной корпорации) приступили к проработке проекта универсального десантного корабля-вертолетоносца «Прибой». Корабль полным водоизмещением 23 тысячи тонн предполагается оснастить газотурбинной главной энергетической установкой. Строительство «Прибоев» заложено в новую государственную программу вооружения на 2018-2025 годы.

Невское ПКБ (проектно-конструкторское бюро) на основе модульной конструкции разработает для ВМФ проекты десантного вертолетоносного корабля-дока водоизмещением около 15 тысяч тонн и УДК (универсального десантного корабля) водоизмещением около 30 тысяч тонн. Замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук уточнил, что ВМФ планирует до конца 2025 года получить два УДК.

Крыловский государственный научный центр разработал концептуальный проект корвета, имеющего 24 пусковые установки комплекса «Калибр» вместо восьми, как у его предшественников.

Нормальное водоизмещение корвета составит 1980 тонн, а скорость полного хода — 30 узлов.

Вопреки гулявшим ранее слухам, вторая тройка фрегатов проекта 11356 — «Адмирал Истомин», «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Корнилов» — не будет продана Индии. Фрегаты будут достроены для ВМФ России. Это решение логично увязывается с сообщением президента ОСК Алексея Рахманова, что Россия с середины 2018 года избавится от зависимости от Украины при производстве газотурбинных установок для надводных кораблей.

В 2018 году в Петербурге будет заложен второй корвет проекта 20386.

До конца 2020 года Зеленодольский судостроительный завод построит для ВМФ России пять МРК (малых ракетных кораблей) проекта 22800 «Каракурт».

До 2025 года флот получит четыре новые дизель-электрические подводные лодки проекта 677 «Лада».

Объединенная двигателестроительная корпорация на новом испытательном комплексе в Рыбинске приступила к испытаниям газотурбинных двигателей М90ФР, предназначенных для фрегатов проекта 22350.

Объединенная двигателестроительная корпорация возобновила производство турбореактивных двигателей АЛ-31Ф серии 3, предназначенных для палубных истребителей Су-33. Первая партия двигателей уже выпущена и поставлена заказчику.

Продемонстрирован, разработанный Тульским КБП (конструкторским бюро приборостроения), зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-МЕ». Есть информация, что ВМФ России уже заказал партию таких ЗРАК для установки на новых и модернизируемых кораблях.

Представлен экспортный вариант новейшей универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды «Физик».

Начато серийное производство корректируемой противолодочной авиабомбы «Загон-2».

ЗЫ. Ну и немножко странного — генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков сообщил, что сдача серии из шести ДЭПЛ проекта 636 «Варшавянка» для Тихоокеанского флота сдвигается на 2022 год. По словам Бузакова, эта подвижка сроков оказалась связана с финансированием. Если недостаток финансов заставляет сдвигать сроки постройки относительно дешевых дизель-электрических подлодок уже хорошо отработанного в постройке и эксплуатации проекта, то сомнительными становятся и многие другие планы.

Однако дело может быть и в другом — утверждается, что «детские болезни» лодок пр.677 «Лада» в основном побороты, более того — для них практически готова анаэробная (воздухонезависимая) энергетическая установка, и соответственно флот хотел бы получить лодки именно этого проекта вместо старых «Варшавянок», но строить их могут только питерские «Адмиралтейские верфи» — соответственно верфи разгружают от заказов старых лодок.

Неатомные подлодки пр.677 имеют совершенно новые свойства — они сочетают еще более низкий уровень шума, чем у пр.636, с огромной автономностью (лодка может двигаться без всплытия 20-30 суток, а общая автономность сопоставима с атомными подлодками), при этом лодка может с высокой интенсивностью запускать ракеты «Калибр». То есть это лодки, которые приобретают стратегические качества (ударные ракетоносцы), при этом формально не подпадая под ограничивающие договора и сохраняя относительно невысокую цену.

Если всё сложится, флот хочет получить таких лодок максимально много — даже ценой урезания других программ. Это уже озвучено довольно откровенно.