Пожилая беднота
На модерации
Отложенный
Через 20 лет каждый пятый немецкий пенсионер окажется на грани бедности: эксперты предсказывают заметный рост числа стариков, зависимых от финансовой помощи государства.
Пенсионная проблема – одна из наиболее остро стоящих перед властью, вне зависимости от того, кто выиграет ближайшие выборы и будет править страной. Как обеспечить миллионам нынешних и будущих немецких пенсионеров привычно высокий уровень жизни после ухода на заслуженный отдых? Над этим вопросом ломают голову экономисты и политики, а большинство исследований, моделей и прогнозов приходят к неблагоприятному выводу: многих из нас в старости благополучие не ждёт. Так, очередное исследование в области пенсионного законодательства заказал «Фонд Бертельсмана» (Bertelsmann-Stiftung) – крупнейший в Германии частный фонд, независимый и политически нейтральный, задача которого – «осуществлять конкретный вклад в решение актуальных общественных проблем». Над проектом работали сразу два признанных экономических института – Немецкий институт экономических исследований (Deutsches Institut für Wirtschaftsforschung, DIW) в Берлине и Центр европейских экономических исследований (Zentrum für Europäische Wirtschaftsforschung, ZEW) в Мангейме. Данные масштабного исследования во многом повторяют выводы правительственного «Отчёта об обеспечении в старости», опубликованного в 2016 году: его основной посыл – стимулировать трудящихся улучшить благосостояние собственными силами, не особенно рассчитывая на пенсию.
Эксперты обоих институтов убеждены: Германию ожидает резкий скачок обеднения жителей в старости, за ближайшие 20 лет страна окажется в ситуации, когда каждому пятому пенсионеру понадобится финансовая помощь, и намеченные планы пенсионной реформы ничего не исправят в печальном прогнозе.
Согласно статистике, доходы пожилых людей в последнее время росли непропорционально быстро в сравнении с остальными возрастными группами: так, те жители запада Германии, которым сегодня от 65 до 72 лет, с середины 80-х годов прошлого века приумножили своё состояние в среднем на 52 процента. Доходы людей в возрасте 45 лет за то же время выросли только от 21 до 31 процента. Только за 26 лет после объединения Германии доходы пожилых выросли на 25 процентов, тех, кому 45 – всего лишь на десять. Соответственно, и бедных среди нынешних немецких стариков немного. Но как раз с начала 1990-х годов в лексикон жителей ФРГ постепенно входили такие понятия, как «безработица», «мини-джоб» или работа «на базис», «нищенская зарплата». Многие из тех, кому пришлось не понаслышке познакомиться с этими терминами, приближаются к пенсионному возрасту – и для них отказ от ежедневной работы и выход на пенсию станет серьёзным финансовым ударом.
К 2036 году, по данным DIW и ZEW, риск обнищания в старости затронет каждого пятого: сегодня бедными считаются 16,2 процента пенсионеров, через 20 лет их станет 20,2%, а среди женщин – 27,8%.
Исследователи подробно изучили различные сценарии развития рынка труда и пенсионного законодательства, параллельно проработав разные варианты изменения доходности личных накоплений. Практически всегда результат оставался одним и тем же: бедных стариков в Германии ощутимо прибавится.
По сегодняшним расчётам, бедным считается тот, кто имеет менее 60 процентов медианного дохода всего населения (медианный доход – важный макроэкономический и статистический показатель, который является более объективным показателем, чем средний доход; это уровень, выше и ниже которого получают доход одинаковое количество населения). Для пенсионеров эта цифра составляет 958 евро.
В основном группу риска составляют те, кто стали жертвами жизненных неурядиц: многолетние безработные, одинокие женщины, люди, не получившие профессионального образования. Даже сверхпозитивная ситуация на рынке труда, которая позволила трудоустроиться, хотя бы временно или частично, многим из «группы риска», не изменит их плачевного пенсионного будущего, как и стабильный умеренный рост банковского процента и, соответственно, накоплений. Параллельно общее развитие демографической ситуации приводит к росту числа пенсионеров, более высокой нагрузке на пенсионную систему и, соответственно, снижению размера пенсий, съеданию их инфляцией и не успевающими за ней индексациями.
Перерывы в трудовом стаже (к примеру, в связи с материнством), сомнительное трудоустройство, минимальные заработки, индивидуальная предпринимательская деятельность с невысокими доходами – всё это сказывается на будущем размере пенсии так сурово, что фактически приведёт к базовому обеспечению в старости миллионы не преуспевших в Германии – стране немалых возможностей. Исследователи считают, что к 2036 году число пенсионеров, получающих этот вид социального пособия, возрастёт до семи процентов с нынешних 5,4% (сегодня среди пенсионеров доля социально зависимых ощутимо ниже, чем процент получателей Hartz IV среди людей трудоспособного возраста, но эта доля будет расти). Проблема обеднения в значительной степени затронет и жителей немецкого востока, которым в 1990-х пришлось приспосабливаться к новым для них условиям капиталистического рынка труда. Также не останутся в стороне от проблем множество иммигрантов – и приехавших в Германию в трудоспособном возрасте, но не успевших заработать приличную пенсию, и, безусловно, тех, кто в ФРГ никогда не работал и чей трудовой стаж был учтён местной пенсионной системой при расчёте пенсий. Все попытки реформаторов повлиять на проблему крохотных пенсий обходят таких людей стороной. Важнейшим фактором для получения пенсии нормального размера является многолетняя беспрерывная занятость с хорошей зарплатой. И этот факт ни одна пенсионная реформа не изменит.
Комментарии