Казачий дух в эпоху гаджетов
На модерации
Отложенный
В ставропольских школах в воспитании детей опираются на традиционные ценности.
Школьные годы моей дочери выпали на 90-е, когда были резко отметены все нравственно-воспитательные наработки советской школы. Мол, слишком идеологизированы, а значит, не соответствуют задачам нового времени. Отчасти с этим можно согласиться, но что было предложено взамен? Ничего! Так и начало расти «поколение пепси», воспитывавшееся на американских мультиках, а позже – на безликой, не имеющей национальных корней масс-культуре.
Я просто страдал, глядя на то, как ребенок не находил опоры, фундамента, на котором можно было бы возводить здание формирующегося мировоззрения. Как мог, противостоял этим разрушительным тенденциям, что делало и большинство моих знакомых. В массе своей они не были ярыми приверженцами коммунистической идеологии, многие устали от, действительно, чрезмерного ее влияния на нашу жизнь, но и то, чем обернулся отказ от вчерашних, казалось, непоколебимых устоев, тоже не вызывало у них восторга. Безыдейная пустота – это еще хуже, это путь в никуда.
К счастью, наработанные нашими предками традиции, нравственные ценности, за которыми – тысячелетие, не смогли уничтожить ни коммунистические эксперименты, ни потуги либеральных идеологов. Народ, потерявший под ногами опору, все чаще пытается обрести ее на национальной почве. Процесс этот медленный противоречивый, но он идет. Это очевидно. Захватывает он и нашу школу. Особенно это заметно в сельской местности, где приверженность традиции всегда сильнее, чем в городе, но и в некоторых городских школах детей стали приобщать к национальным корням. Для Юга России – это, конечно же, казачий уклад, интерес к которому здесь особенно силен.
Военным можешь ты не быть
Есть в Ставрополе кадетская школа имени генерала Ермолова. Когда-то ее задумали, как школу для трудных детей, и статуса кадетской у нее не было. Просто здесь делался упор на физическое воспитание, военную подготовку, для чего в школу были приглашены отставные офицеры. Но постепенно так называемый казачий компонент здесь стал доминировать, так как нужна была какая-то идейно-нравственная подпитка.
Сейчас школа из исправительной превратилась в престижную, куда стремятся пристроить своих детей люди разных социальных слоев. Конкурс в первый класс этой школы составляет десять человек на место.
Родители готовы возить сюда детей из самых отдаленных районов города, из соседнего Михайловска, из близлежащих сел.
Захожу на территорию. Здесь многое напоминает военное учебное заведение. Перед зданием школы – плац с разметкой для строевой подготовки. На флагштоках развиваются флаги. Перед плацем установлен бюст Алексея Петровича Ермолова. И чистота. В армии так – плац всегда должен блестеть.
– Мы видим свою задачу в воспитании достойных граждан своей страны. Не обязательно, чтобы все воспитанники пошли после школы по военной линии, многие поступают в гражданские вузы. Но зато 95 процентов поступают, и учатся там хорошо. Наши дети дисциплинированы, умеют жить в коллективе, мы стараемся привить им такие понятия, как честь и достоинство. Эти качества нужны в жизни на любом поприще, – говорит директор школы Алексей Хитров, – но военная составляющая, конечно, является доминирующей. Именно в воспитательных целях.
– Если обратиться к истории, многие выдающиеся ученые, писатели, художники дореволюционной России окончили кадетские корпуса, хоть и не стали военными. Но нравственную закалку, которую они там получили, пронесли через всю жизнь, и она помогла им стать выдающимися людьми, – добавляет бывший пограничник Игорь Погосов.
Люди интуитивно чувствуют этот нравственный потенциал школы, и неудивительно, что стремятся отдать сюда детей.
Помимо учителей, среди которых по традиции большинство – женщины, в школе работают военные воспитатели. Это офицеры запаса. Они присутствуют на занятиях, занимаются с ребятами во время самоподготовки – школа является учебным заведением полного дня. Занимаются с ними строевой, огневой подготовкой и т.п. Получается, что целый день дети контактируют с людьми, имеющими военную закалку, и вольно или невольно перенимают те хорошие качества, которые всегда были присущи служивому сословию России. Ну, а на всякие казарменные издержки, типа «здесь вам не 8-е марта», всегда найдется сдерживающий фактор в лице директора, учителей-женщин. Хорошая в школе атмосфера, как и должно быть в жизни – присутствует и мужское, и женское начала.
До пятого класса дети ходят в обычной школьной форме. С пятого становятся кадетами. Принимают присягу, носят кадетскую форму. Каждый учащийся может выбрать близкое его душе направление: казачий компонент или готовить себя в пограничники, летчики, мотострелки, десантники. Есть, кому обучить: в школе работают отставные военные всех родов войск.
В тот день был праздник – Масленица, и дети собрались на площадке, где показывали умение владеть шашкой, просто танцевали, пели казачьи и народные песни.
Ко мне подвели трех мальчишек. Один постарше, в черкеске, представился урядником Ревякиным. Я даже опешил от такого уставного представления и забыл спросить, как зовут парня. Двое других, Вова Панченко и Костя Дармин, приехали на праздник из села Кочубеевского. У них в школе есть казачий кружок, куда ребята и ходят. Очень хотели бы заниматься в такой школе, как их приятель, но жаль, что пока таких заведений в их райцентре нет. Урядник Ревякин объяснил, что он является командиром отделения. В его обязанности входит проводить утренний осмотр перед началом занятий, помогать военным воспитателям во время строевой подготовки, ну, и вообще, командир должен быть лидером во всем. Мальчишка очень доволен, что учится в такой школе, все, что связано с казачеством, ему интересно, хочется быть похожим на лучших представителей этого сословия.
– Мне нравится, что мой сын учится в этой школе, – говорит Елена Романченко, мама другого кадета,– нашим детям некогда заниматься ерундой: шляться по подворотням, курить, пить пиво. Они заняты целый день. Физически крепкие, знают традиции своего народа, наши русские обычаи, песни. Здесь их и к вере приобщают. Я считаю, что это хорошо.
На праздник пригласили и шефов кадетской школы. Это представители Терского казачьего войска, региональных подразделений Росгвардии, Ставропольского филиала Голицинского института ФСБ. Трудно переоценить воспитательное значение такого общения для подростков.
На стене здания школы написаны заповеди для казака, которые мне показались весьма актуальными и в наше время: «Служи своему народу, а не вождям. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа. Погибай, а товарища выручай. Береги свою семью, служи ей примером!».
На благодатной почве
В школу станицы Расшеватской меня пригласил фермер Сергей Колесников. Он – председатель попечительского совета, созданного станичными фермерами и предпринимателями, чтобы помогать школе.
– Мне кажется, что учителя нашей школы сумели найти верный подход к воспитанию современных детей. С одной стороны, закладывают в их сознание такие нравственные понятия, как трудолюбие, целеустремленность, без которых в нынешней жизни нельзя добиться успеха, с другой – объясняют ребятам, что успех любой ценой – это не должно быть самоцелью. Без опоры на традиции предков, без любви к своей малой родине, без уважения к окружающим тебя людям, ты не сможешь стать нормальным человеком. Я думаю, что нынешнему школьному образованию этой нравственной основы как раз и не достает.
Директор Татьяна Валерьевна Толоконникова сразу же объяснила мне, что школа никогда не прекращала трудовое воспитание учащихся, несмотря на современные веяния, что, мол, уборка классов и прочие работы по самообслуживанию унижают достоинство ребенка.
– Несмотря на существующие директивы по этому поводу, мы как-то научились их обходить, – говорит Татьяна Валерьевна, – да нам и деваться некуда. В нашей школе четыре здания, пять гектаров территории, а техперсонал по штатному расписанию такой же, как и в любой школе. Он у нас просто не справляется с такой нагрузкой. Поэтому наши дети до пятого класса вытирают пыль в учебных кабинетах, а после пятого уже полностью убирают классы.
Семиклассники, например, уже косят траву на территории и выполняют другие работы по благоустройству. Мы просим родителей дать письменное разрешение на то, что их ребенок будет привлекаться к подобным работам. Все охотно дают такие разрешения. Это нормально, потому что никто не хочет, чтоб их дети выросли белоручками. Как это не уметь содержать свой дом в сельской местности?
– А это же нормально, – соглашается Сергей Колесников, – ко мне однажды попросились поработать летом воспитанницы детского дома. И оказалось, что они тряпку половую не умеют держать, я, мужик, гораздо ловчее это делаю. Не приучены к труду. Вот это беда!
Станица Расшеватская, пожалуй, самый самобытный населенный пункт в Новоалександровском районе. Здесь наиболее сильны казачьи традиции, и население умеет их хранить, здесь еще жив особый станичный диалект, на котором, правда, уже мало кто говорит, но многие его знают и гордятся такой особостью. В станице самый большой процент фермеров на душу населения не только в Новоалександровском районе, но, пожалуй, и во всем Ставропольском крае. А что такое крестьянско-фермерское хозяйство? Да это слепок с семейного казачьего хозяйства.
– Мы живем на благодатной исторической почве, и было бы грехом не воспользоваться этим для нравственного воспитания молодежи. Поэтому казачий компонент стал у нас основой в воспитательном процессе, – говорит Татьяна Валерьевна, – мы не кадетская школа, но опора на традиции казачества присутствует во всей школьной жизни.
– Но школа ведь многонациональная. Пока прошелся по коридорам, видел немало чернявых ребят кавказской, цыганской внешности. Они что, тоже хотят быть казаками?
– Да мы в казаки никого и не гоним. Все вольны жить согласно традициям своего народа, что и происходит.
Кстати, и основы православного воспитания мы внедряем в нашем заведении. На эти занятия охотно ходят дети из мусульманских семей, и их родители не против этого. Все абсолютно добровольно и как-то гармонично получается. Например, атаман в одном из классов – мальчик из корейской семьи.
Был у нас такой случай, что один мальчик, у которого папа турок, попросил, чтоб мама ему крестик купила, так как он хочет ходить с детьми на церковную службу. Мама объяснила ему, что это можно делать и без крестика. Вот он так и ходит. Ему интересно. Но его никто не собирается в православную веру обращать. Сам разберется. Но мне кажется, нет ничего плохого в том, что в казачьей станице, где преобладает русское население, мы опираемся на исконные традиции. Это наша земля, наш дом, и мы хотим здесь жить сообразно своим представлениям о том, что хорошо и что плохо. Толерантность, доведенная до абсурда, это нехорошо. Быть космополитами, людьми без корней – не лучший фундамент для человеческой личности, – считает Толоконникова.
По моей просьбе в кабинет директора пришли ребята из 10-го класса со своим классным руководителем Светланой Валентиновной Кунаковской. Они уже пять лет считаются казачьим классом. Я спросил у них, а нет ли в этом следовании казачьим традициям чего-то искусственного, не сочетающегося с современной жизнью, некоего ретроградства?
– Мне кажется, наоборот, хорошо, что мы изучаем традиции наших предков. Ведь это же хорошие традиции – любить трудиться, любить свое Отечество, уметь и хотеть его защищать, ценить семейные отношения, – говорит Оля Фролова.
– Желание знать свою историю, родословную у нас в станице становится модным. А вообще мне кажется, что быть казаком – это современно, – говорит Настя Толоконникова. – Ведь главное – дух казачий, а не внешняя сторона. А дух наш – это вера, любовь к своей земле, трудолюбие. Разве сегодня эти качества не нужны?
Здоровые всходы
Так думают на Ставрополье многие молодые люди, в чем я мог убедиться, посетив Детский православный казачий фестиваль, который уже второй год подряд организовывает служитель храма Архангела Михаила из села Высоцкого протоиерей Петр Гриценко. Батюшка фактически является главным спонсором фестиваля, направляя на его организацию значительную часть доходов от своего фермерского хозяйства.
В программе были конкурсы на лучший народный костюм, народные и патриотические песни, спортивные состязания, джигитовка, скачки. Главная цель фестиваля – приобщение подрастающего поколения к русской культуре, к традициям православия, воспитание патриотизма.
У батюшки пять дочерей, младшей 2,5 года, старшей – 14. Все красавицы, воспитаны в православной традиции, и вместе с тем веселые, современные девчонки.
Глядишь на них, и душа радуется. Такими и хочется видеть молодых людей: помнящими свои корни, знающими родную культуру, говорящими на нормальном русском языке и вместе с тем не чурающимися современной цивилизации, умеющими отделять в ней зерна от плевел.
Народу собралось много: сами участники фестиваля, их родители, дедушки, бабушки, братья, сестры. Многие в казачьей форме, в народных костюмах. На ветру развиваются российские флаги, знамя Победы. Торжественно и красиво. Совсем не хочется брюзжать на молодежь, радость наполняет грудь!
Как и положено по православной традиции, вначале молитва. Отец Петр и приехавшие помогать ему другие священники начинают священное действо.
Смотрю на ребят. Многие крестятся искренне, кто-то, как говорится, за компанию. Что ж, каждый сам придет к вере, или не придет... А вот то, что есть люди, которые готовы повести их за собой к свету Добра и Любви, это здорово. Думаю, надо поклониться в ноги отцу Петру за то благородное дело, которое он делает. Труды его дадут хорошие всходы.
Вместе с детьми в одном строю стоят их наставники. Это разные люди, есть среди них и преподаватели, и отставные военные, и предприниматели. Объединяет их всех одно: любовь к казачеству и вера в то, что и сегодня его дух, основополагающие заповеди могут быть опорой для современного человека.
Среди гостей фестиваля выделялись крепкие мужи в камуфляже и кубанках. Это казаки-добровольцы, приехавшие из Донбасса. Отец Петр не раз ездил в Новороссию с гуманитарной и духовной миссией. У него там корни по материнской линии. Но, прежде всего, зовет его туда убежденность в правоте той борьбы, которую ведут люди Донбасса за сохранение своего родного русского языка, права жить по законам предков, за сохранение нашего общего русского мира.
В последней поездке отец Петр познакомился с известным русским писателем Захаром Прилепиным, которого и пригласил на фестиваль.
Сейчас Захар служит заместителем командира батальона в армии ДНР. Он решил для себя, что не может оставаться в стороне, когда брошен вызов единству русского мира, от которого он не отделяет Украину, и от того, чем закончится противостояние в Донбассе, по его мнению, будет зависеть и судьба России.
– Вы делаете хорошее дело, укрепляя духовность, традиционные ценности. В опоре на нашу самобытность залог силы и единства России и всего русского мира, – сказал Захар в своей короткой речи.
Пока ребята соревновались, мне удалось поговорить с некоторыми наставниками.
Денис Бережной из села Родниковского Арзгирского района привез на фестиваль школьный казачий ансамбль. Сам Денис работает в школе завхозом, ну, а по духу он казак. Сам научился фланкировать (жонглировать шашкой), и делает это теперь виртуозно, учит этим приемам ребят. Но главное – не внешняя атрибутика. Казак должен быть образцом чести и смелости.
С ним согласен и предприниматель из Светлограда Иван Вишняков. Он занимается ремонтом бытовой техники, а все свободное время отдает воспитанию детей в казачьем кружке.
– У казачества есть идея служения Отечеству, есть свои нравственные принципы и есть организованность. Все это делает его серьезной силой, которая в трудную минуту станет опорой нашей страны. Поэтому я и занимаюсь с детьми, чтобы из них выросли надежные люди, патриоты, и я вижу, что мои труды даром не проходят.
Безвременье 90-х осталось в прошлом. Мы выкарабкиваемся из ямы забвения. Благодаря дальновидным педагогам, незаметным подвижникам из сельской глубинки, нынешняя молодежь во многом отличается от «поколения пепси» 90-х годов. И, слава Богу!
Комментарии