Не голландские, но...
На модерации
Отложенный
Кузьма Петров-Водкин родился 24 октября 1878-го года в городке Хвалынск где-то между Самарой и Саратовом, на берегу полноводной Волги, в семье сапожника. С детства мальчик много времени проводил на природе, исследовал окружающие городок холмы и яблоневые сады, а также познакомился с двумя местными иконописцами, которые и приоткрыли ему завесу мира искусства. После окончания четырёхклассного городского училища Петров-Водкин он совершил неудачную попытку поступить в железнодорожное училище в Самаре он всё-таки осознал, что его дорога ведёт в искусство.
Некоторое время Петров-Водкин занимался у художника-вывесочника Бурова, а после его смерти создал с приятелями артель живописцев-вывесочников. Но главной удачей в его жизни стала демонстрация своих работ придворному архитектору Р. Мальцеру, приехавшему проектировать дачу петербургской даме И. Казариной, сестре хозяйки, у которой работала в то время мать Петрова-Водкина.
Работы юного художника поразили и Мальцера, и Казарину. Заручившись их поддержкой, Петров-Водкин отправился в Петербург и сдал экзамен в Центральное училище технического образования барона Штиглица. Проучившись там два году, Петров-Водкин отправляется в Москву, где в то время работал авангард русского искусства – Серов, Левитан, Трубецкой, Коровин. Там он учится вместе с будущими выдающимися художниками – Машковым и Сарьяном. С последним у него завязывается дружба на всю жизнь.
Острый ум Петрова-Водкина не ограничивается живописью.
Он также изучает космогонию и психологию, химию и физику, музыку и литературу, что помогает ему постигнуть сложные закономерности живого и неживого мира. Особенно ярко эти поиски отобразились на знаменитых натюрмортах Петрова-Водкина.
Впрочем, само понятие «натюрморт» («мёртвая природа») некорректно использовать относительно ярких, радостных и таких живых предметных композиций Петрова-Водкина. Натюрморты Петров-Водкин начал писать уже в зрелом возрасте, когда его сверстники уже давно прошли этот этап. Расцвет этого жанра в творчестве художника припадает на 1918-1920-е годы.
Особое мироощущение художника совершенно преобразило этот статичный жанр.
По набору предметов натюрморты Петрова-Водкина – это документальная летопись эпохи.
Тощая селёдка, две картофелины и кусок хлеба – это и типовой скромный паёк того времени, и работа «Селёдка» Петрова-Водкина 1918-го года, хранящаяся ныне в Государственном русском музее.
Петров-Водкин. "Селёдка". 1918
В свои натюрморты Петров-Водкин любил включать зеркальные и стеклянные предметы – стаканы, самовар, чайник или просто зеркала – играя с рефлексиями.
Также во многих натюрмортах появляются изображения других работ художника, что порождает их новую интерпретацию.
В целом, натюрморты Петрова-Водкина очень светлые, лёгкие и радостные, в них – непосредственность художественного восприятия мира и натуры.
Петров-Водкин. "Утренний натюрморт". 1918
Петров-Водкин. "Розовый натюрморт". 1918
Петров-Водкин. "Натюрморт с самоваром". 1920
Петров-Водкин. "Натюрморт с розами". 1922
Петров-Водкин. "Натюрморт с зеркалом". 1922
Петров-Водкин. "Натюрморт с письмами". 1925
Петров-Водкин. "Черёмуха в стакане". 1932
Петров-Водкин."Натюрморт с чернильницей". 1934
Петров-Водкин. "Виноград". 1938
Комментарии
Голландский же натюрморт , насколько помню из прочитанного и виденного , содержит целый набор кодов - каждый изображаемый предмет в композиции несет конкретную смысловую информацию.
" Селедка " Петрова-Водкина искусствоведами также обозначена своеобразным символом голодного 1918 года...
-------------------
Спасибо , Витя.
Для меня более знАковыми являются имя и фамилия художника ...