Поддержка террористов в Афганистане набирает обороты

На модерации Отложенный

Террористов запрещенной в России группировки «Исламское государство» в Афганистане перебрасывают с помощью вертолетов без опознавательных знаков, сообщила накануне официальный представитель МИД России Мария Захарова.

По её словам, в провинцию на востоке Афганистана с помощью неопознанных вертолетов было переброшено более 50 вооруженных экстремистов для усиления группировки, развернувшей наступление на занятый большей частью ими неделей ранее стратегически важный пещерный комплекс Тора-Бора, некогда широко разрекламированный как убежище бен Ладена. Теми же вертолетами был доставлен контейнер с боеприпасами. Бои в районе Тора-Бора продолжаются.

Ранее депутат нижней палаты афганского парламента Захир Кадир публично заявил, что эти военные вертолеты, замеченные в провинции Нангархар, принадлежат американцам. Некогда эта (восточная) часть страны считалась относительно спокойной, однако в последнее время здесь активизировались как боевики «ИГ», так и талибы.

«Показательно, что ни афганскими властями, ни руководством военного присутствия США и НАТО в Афганистане до сих пор не дано вразумительных объяснений относительно участившихся в последние месяцы полетов так называемой неопознанной авиации, которая была замечена в оказании поддержки боевикам ИГ – подчеркиваю, ИГ – в различных провинциях Афганистана, – отметил Захарова. – Это продолжающееся молчание по данному поводу становится более красноречивым».

Обострение ситуации в Афганистане негативно сказывается на ситуации в Центральной Азии, традиционно являющейся объектом посягательств де-факто поддерживаемых внешними силами террористов. Так, осенью 2016 года из тюрьмы коалиционных сил в Баграме были освобождены сын убитого несколько лет назад создателя радикальной экстремистской группировки «Исламское движение Узбекистана» Тахира Юлдаша Азизулла Юлдаш и несколько его ближайших сподвижников.

В дальнейшем, по имеющейся информации, вертолёт ВС США перебросил его в уезд Дарзаб провинции Джаузджан, где он возглавил отряд своих сторонников. Ранее Азизулла присягнул на верность террористам «ИГ», активно призывая местное население оказывать им помощь и содействие.

В январе 2017 года в уезде Кохистанат северной провинции Сари-Пуль были задержаны, а затем отпущены трое американских военных с партией оружия и боеприпасов к ним. В то же время и в том же уезде были схвачены боевики ИГИЛ с крупной суммой валюты. Интересно, что именно в районах Сари-Пуля развернул свою агитацию Юлдаш-младший, что вызвало обеспокоенность местных властей.

Губернатор Мохаммад Захир Вахдат также подтвердил информацию о ночной посадке двух вертолетов без идентификационных знаков на контролируемой экстремистами территории в районе Сайяд. По прибытии они отправились на правительственную военно-воздушную базу в Мазари-Шарифе (провинция Балх), где также размещается крупнейшая военная база под эгидой НАТО «Мармал».

 На фото, военная база «Мармал» 

С другой стороны, в середине мая 2017 года в Кундуз в помощь находящейся не в лучшем состоянии афганской национальной прибыла группа американских специалистов-инструкторов, призванных содействовать в обучении военнослужащих и проведении спецопераций.

Однако опорная база «коалиционных сил» в Кундузе может также использоваться для инфильтрации боевиков (в основном представителей этноконфессиональных меньшинств Афганистана, связанных кровнородственными узами с титульными народами сопредельных государств Центральной Азии).

Ситуация в регионе подробно рассматривалась в ходе апрельской Международной конференции по безопасности в Москве под эгидой Минобороны России. В частности, бывший политический директор Специальной Политической миссии ООН в Афганистане

Талатбек Масадыков отметил: «Согласно информации различных афганских источников, на сегодняшний день в провинциях Фарьяб, Сары-Пуль, Саманган, Баглан, Кундуз, Тахар и Бадахшан (не говоря о восточных провинциях Афганистана) уже существует ряд баз и тренировочных центров, где экстремисты различных стран, включая в основном выходцев из стран бывшего Советского Союза, проходят обучение подрывному делу.

Есть даже тренировочные центры для женщин в провинциях Фарьяб и Сары-Пуль… Эти центры получают регулярную техническую и финансовую поддержку, группы террористов организованно перебрасываются из южных провинций Афганистана в северные, приграничные с Центральной Азией районы.

Местные и иностранные боевики почти свободно передвигаются по северным регионам страны…

Впервые президент Карзай в 2009 году заявил о том, что непонятные вертолёты непонятных стран перевозят террористов внутри нашей страны. На сегодняшний день… подобные вертолёты стали как будто обыденные чартерные рейсы, перевозящие различных террористов и экстремистов с южных границ в северные провинции Афганистана».

По мнению эксперта, укрепление радикальной экстремистской идеологии в страны не было бы возможно без массированной финансовой подпитки: если рядовые боевики включающего разные фракции движения «Талибан» получают 200-300 долларов в месяц, то их «коллеги» из «ИГ» – более 500-600, а специалисты по подрывному делу – более 1000 долларов.

И далее: «Среди группировок движения «Талибан» есть как те, кто солидаризируется с «ИГ», так и его противники. Их представители в ходе одной из встреч в Дохе недоумевали, откуда боевики «халифата» получают военно-техническую поддержку, и кто их перебрасывает в нужный момент, спасая от поражения либо уничтожения?..»

4 мая в эфире канала Fox News бывший президент Афганистана Хамид Карзай вновь заявил о том, что «ИГ» является американским проектом, появившимся в 2015 году во время американского присутствия в стране. Однако ещё ранее, в 2004-2014 гг., местные спецслужбы регулярно выпускали донесения о доставке грузов террористическим группировкам на афгано-пакистанской границе вертолётами без опознавательных знаков.

Некоторыми наблюдателями высказывается предположение о заинтересованности США в создании дополнительных очагов дестабилизации и источников угроз безопасности России и стран Центральной Азии на южном направлении (под прикрытием адресованных Москве обвинений в «поддержке талибов»).

С учётом сирийского и более раннего того же афганского опыта, в качестве расходного материала в Афганистане могут быть задействованы боевики «ИГ», «ИДУ» и отдельные отряды талибов, прошедшие выучку современным методам ведения боевых действий под управлением западных инструкторов.