Разворовывание бюджетных средств компанией Чубайса прикрывает лично Путин
На модерации
Отложенный
Этим летом одно из самых скандальных детищ путинской эпохи феерического воровства отмечает славный юбилей. Госкорпорации “Роснано” исполняется ровно 10 лет. Мало кому в точности известно, чем конкретно она занимается и какие цели преследует. Однако противоречивый медийный фон, сопровождающий деятельность этой чубайсовской “поляны”, неизменно наводит на подозрения. С одной стороны – победные реляции и радужные прогнозы в официальных отчетах, с другой – идущие чередой провалы, скандалы и уголовные дела. Персонально рыжего главу “Роснано” критикуют со всех флангов, но непотопляемому Толяну, как всегда, все нипочем.
Если верить официальным пропагандистам, “Роснано” открыла 83 завода и отметилась в 107 проектах. Тут тебе и волоконных лазеры, и краски с наночастицами, и нановакцины. Однако нано-успехи корпорации выглядят совсем неубедительно рядом с ее мега-провалами. Можно вспомнить “чудодейственную” таблетку от гриппа “Кагоцел”, которую эксперты-медики критикуют то за отсутствие испытаний, то за архаичную концепцию, то за вредные побочные эффекты. Или новосибирский завод литий-ионных аккумуляторов “Лиотех”, где сорвались масштабные планы российско-китайского партнерства, в результате чего в 2014 году производство было остановлено, а в 2015-м пошли иски о банкротстве. Или пресловутые “планшеты Чубайса” – электронные книги Plastic Logic с гибким экраном, которыми планировалось заменить школьные учебники. В 2011 году Чубайс торжественно продемонстрировал гаджет президент-чекисту, а в 2015-м признал: “Мы действительно не смогли сделать планшет”. Впрочем, теперь при финансовой поддержке столичных властей планируется строительство планшетного завода в Новой Москве за 5 млрд рублей.
Наконец, самая крупная дыра “Роснано” – завод “Усолье-Сибирский силикон” в Иркутской области на 1000 рабочих мест по производству поликремния для солнечных батарей. Здесь виноватой опять оказалась мировая конъюнктура: в 2008–2015 годах цены на поликремний рухнули с 300–400 долларов за килограмм до 20.
Вкладывая гигантские средства, в корпорации не прислушивались ни к прогнозам экспертов, ни даже к собственному научному совету. Всего, как признал в конце 2016-го Чубайс, убыточными оказались 10 проектов “Роснано”.
Впрочем некоторые аспекты деятельности этой чудо-корпорации все же довольно ясны. В 2013 году аудиторы счетной палаты установили, что “Роснано” инвестировала 47 млрд рублей в зарубежные компании – якобы в обмен на передачу технологий РФ. Однако подтвердить получение ноу-хау подручные Чубайса так и не смогли. В 2015-м после очередной проверки выяснилось, что “Роснано” реализовала доли в половине проектов по невыгодным расценкам, в ущерб себе, а вдобавок выписала собственным менеджерам премии за подобные сделки на 25 млн рублей бонусов. Чубайс отвечал в своем привычном стиле сверхнаглости: “Если вы хотите ориентироваться на доход, то нужно мотивировать специалистов на получение дохода. В этом смысле при серьезном рассмотрении премии за получение дохода из убыточных проектов могут иметь смысл”. Проверка ничуть не смутила нано-дельцов, подтверждением чего стала знаменитая видеозапись новогоднего корпоратива в декабре 2015 года, на котором Чубайс хвалился, что у “Роснано” “очень много денег, их просто вот совсем много”, и обещал соучастникам двойные премии.
Еще в 2013–2014 годах в отношении топ-менеджеров “Роснано” было возбуждено четыре уголовных дела. До лета 2015‑го они не форсировались, но затем один из подозреваемых, глава “Роснанотеха” в 2007–2008 годах Меламед, был заключен под домашний арест, а остальные - Журба, Малышев, Уринсон, Раппопорт и Удальцов – за короткий срок уехали в Европу. Дело Меламеда и его подчиненного Понурова тянется до сих пор. Проходящий свидетелем по делу Чубайс встал на сторону Меламеда, заметив, что “мы своих не бросаем”. Независимо от судьбы своих подчиненных, самому Чубайсу опасаться нечего. Ведь у него очень надежная “крыша”. “Хоть у “Роснано” и есть неэффективные вложения, сделано немало полезного. Есть и проколы, провалы, но это не уголовщина”, – заявил Путин еще в 2013 году.
Комментарии