11:22 Бразилия – один год нестабильности и неуверенности

На модерации Отложенный

Во время политического кризиса, приведшего к спорному импичменту президента Дилмы Руссефф в середине прошлого года, тогдашний президент Бразилии предупредила, что падение ее правительства может вызвать нестабильность в стране. Через год политических манипуляций, которые возглавляли правые силы и которые дошли до кульминации в резкой смене власти в Бразилии, положившей конец 13 годам левоцентристских правительств во главе с Партией Трудящихся (ПТ), факты, кажется, подтверждают правоту Дилмы Руссефф.

Уже год как Бразилия проходит через глубокий политический кризис, характеризующийся продолжением экономической рецессии и увеличением безработицы, неэффективностью дипломатии и потерей международного престижа, серией новых коррупционных скандалов и – самый заметный, но неудивительный факт – возможностью импичмента президента Мишела Темера (вице-президента в правительстве Дилмы Руссеф), обвиняемого в коррупции. Мишел Темер, над которым нависла угроза быть выметеным из власти, пользуется поддержкой лишь 10% населения, согласно опросам общественного мнения, и выдерживает сопротивление одобрению так называемым Реформе социального страхования и Реформе труда – два ключевых проекта его правительства, находящихся на пути в Национальный Конгресс – чей неолиберальный уклон весьма критикуется левыми партиями, профсоюзами, народными организациями и некоторыми секторами гражданского общества.

Новые контуры бразильского кризиса с возможностю ещё одного импичмента и неуверенностью в выходе из тупика, в котором оказалась страна, могут разрушить первые признаки экономического возрождения, скомпрометировать голосование за две политические реформы в Национальном Конгрессе и вызвать новую волну народных демонстраций, требующих смены правительства. Перед лицом импичмента Мишела Темера (или его возможной отставки) в Бразилии обсуждается выход из правительственного кризиса путем выборов его преемника Национальным Конгрессом, как это предусмотрено Конституцией, или путем созыва прямых выборов, что бы потребовало утверждение поправки к Конституции Национальным Конгрессом.

Мишел Темер: от заговорщика до вероятного коррупционера

Правление Мишела Темера может закончиться в ближайшие месяцы по обвинению в коррупции. В 18 мая судья Эдсон Факин Верховного Суда Бразилии (STF) открыл расследованние в отношении президента Темера после того, как генеральный прокурор Республики, Родригу Жанот, обвинил президента за взяточничество, попытку затруднить правосудие и участия в преступной группе. Кроме того, в 25 мая OAB - Орден Бразильских Адвокатов – одна из самых влиятельных структур в бразильской политической жизни – зарегистрировала в Палате Депутатов ходатайство обимпичменте Мишела Темера за преступление. В соответствии с документом OAB, президент совершил преступления в сообществе с группой JBS – одной из самых мощных в мире компаний по производству пищевых продуктов, особенно в области переработки мяса – что сейчас расследуется Федеральной полицией и бразильскими судами. В своем ходатайстве, OAB требует импичмента президента за «поведение, несовместимое с достоинством при исполнении его должности», идущее в разрез с «честностью администрации» и за «неисполнение положенных ему по закону обязанностей разоблачать преступления против общественности, о которых он был осведомлен в ходе исполнения своих общественных обязанностей». Еще 13 ходатайств об импичменте, зарегистрированных в Конгрессе, также касались коррупции, затруднений, чинимых на пути правосудия и участия в создании преступной группировки.

Если правительство Дилмы Руссефф серьезно пострадало от обвинений в коррупции на государственном нефтегазовом гиганте "Петробраз", в которую оказались втянутыми члены ее правительства и руководители Партии трудящихся (ПТ) и различных других политических партий, то правительство Мишела Темера столкнулось с волной коррупционных скандалов, включая "Одербрешт" (мощную транснациональную бразильскую компанию по гражданскому строительству, инженерии, энергии, химической и петрохимической промышленности), а также и группу JBS – обе эти организации были обвинены в участии в коррупционных схемах выплаты регулярного вознаграждения политикам и властям. Эти предприятия истратили всего 1,2 млрд реалов ($345 млн) на взятки и нелегальные вливания в избирательные компании сотен политиков в обмен на привилегии и предпочтения в общественном секторе.

Перед лицом этих фактов Мишел Темер, который в качестве вице-президента принимал участие в заговоре с целью свержения правительства Дилмы Руссефф, может сам столкнуться с импичментом в намного более суровых условиях, потому что если процесс против Дилмы Руссефф обвинял ее не в актах коррупции, а в нарушении правил бюджета (отсюда противоречие в квалификации импичмента, который также называют переворотом), ходатайства об импичменте Темера указывают на акты пассивной коррупции, препятствия правосудию и участие в преступных группировках.

Другая возможность, открывающаяся перед правительством Мишела Темера в ближайшие месяцы – это его отставка, хотя он повторил несколько раз, что в отставку не уйдет. Дело в том, что до каких пор Мишел Темер может сохранить свою должность, если Национальный Конгресс утвердит и одобрит начало процесса импичмента, который, следовательно, приведет к потере поддержки со стороны партий так называемой «базы союзников» и увеличению национальных акций и демонстраций с требованием ухода президента со своего поста. Со времен правительства Дилмы Руссефф череда коррупционных скандалов в Бразилии вызвала всплеск народного негодования.

Мало того, что случаи коррупции достигают космических объёмов, они ещё и включают в себя такие великие имена бразильской политики, как экс-президента Лула да Силва (ПТ), который должен ответить на не меньше, чем пять обвинений, и сенатора Аэсиу Невис, представителя влиятельной Партии Бразильской Социал-Демократии (ПБСД), кандидата в президенты, потерпевшего поражение от Дилмы Руссефф на выборах в октябре 2014 г., но получившего впечатляющий результат голосования – 48%. Аэсиу Невис, один из главных деятелей импичмента против правительства Дилмы Руссефф и риторики кампании, обвиняющей правительство ПТ в связи с коррупционными схемами, теперь отвечает за расследование по вопросу коррупции и попытки препятствования правосудию в связи с разоблачениями, сделанными Генеральной Прокуратурой Республики 2 июня этого года. В зависимости от того, как будет проходить расследование, сенатор и лидер оппозиции в правительстве Дилмы Руссефф может быть арестован в любой момент.

Реформа социального страхования и реформа труда

Хотя бразильская экономика проявляет признаки обновленного роста после двух лет спада с робким увеличением на 1% ВВП, зарегистрированное в первом квартале этого года, согласно данным IBGE – Бразильского Института географии и статистики объявленным 1 июня, правительство Мишела Темера еще не скоро поднимется со дна колодца. Показатель безработицы в Бразилии достигает 13,5% (что означает рост на 23% по сравнению с показателями прошлого года), а политическая нестабильность не способствует оптимистическим прогнозам.

Посреди кризиса и угрозы импичмента Мишел Темер встречает сопротивление со стороны Национального Конгресса и общественного мнения, на пути проведения Реформы социального страхования и Реформы труда – обе в принципе необходимые, чтобы снизить огромный дефицит социального страхования и модернизировать трудовые отношения.

В Бразилии сложился консенсус относительно срочности реформирования правил социального страхования и трудового законодательства. Дело в том, что проекты реформ, представленные правительством во главе с министром финансов Энрике Мейрелесем, влекут за собой пакет изменений, которые изменяют нормы социального страхования, предусмотренные Федеральной Конституцией (это относится к правилам выхода на пенсию и получения ее и включает в себя минимальный возраст выхода на пенсию, стаж, расчеты пенсии и т.д.) и касаются в полной мере фундаментальных прав трудящихся, предусмотренных CLT - Консолидацией законов о труде (документом, регулирующим отношения между трудом и капиталом и социальную защиту трудящихся еще со времен своего утверждения 1 мая 1943 г. президентом Жетулиу Варгаcем). Поскольку как Социальное страхование, так и Консолидация законов о труде в Бразилии характеризуются социал-демократической направленностью, предложения неолиберального характера представляют собой изменения, которые вряд ли будет терпеть население, особенно средний класс, исторически привыкший к благородству бразильского государства.

Реформа труда пытается модернизировать трудовые отношения, но несет в себе изменения, рассматриваемые как жестокий удар по правам трудящихся, приобретенным больше 70 лет назад. Ее поддерживает, однако, предпринимательский сектор, в особенности СNI – Национальная конфедерация индустрии. Хотя реформа не посягает на такие права, предусмотренные статьей 7 Федеральной Конституции, как минимальная заработная плата, 13-я зарплата и ежегодный тридцатидневный отпуск (ибо речь идет не о Предложении о поправке к Конституции, а о Законопроекте), реформа предполагает спорные изменения в правилах трудового соглашения, открывая свободные переговоры между трудящимися и предприятиями, что означает ослабление профсоюзов и уязвимость трудящихся на переговорах о зарплате, продолжительности рабочего дня, продолжительности отпуска и т.д. В одном из своих наиболее спорных пунктов Реформа труда предполагает ликвидировать обязательность так называемого профсоюзного взноса (соответствующего зарплате за один день, который трудящийся оставляет каждый год своему профсоюзу). Если эта мера будет одобрена, профсоюзы ослабят свою роль инструмента борьбы трудящихся.

Реформа социального страхования также встретила сильное противодействие как со стороны среднего класса, так и со стороны трудящихся. Считается, что ее надо проводить срочно, чтобы решить вопрос об огромном дефиците Социального страхования, чей рост приведет к его коллапсуВ 2016 г. социальное страхование достигло суммы 358 миллиардов реалов (102 миллиарда долларов США), что меньше, чем сумма 508 миллиардов реалов (145 миллиардов долларов США), уплаченных в качестве вознаграждения за привилегии. Эта разница вызвала дискуссию вокруг суммы в 150 миллиардов реалов (43 миллиарда в долларах США) [Документ]. С тенденцией к увеличению дефицита, страхование станет невыносимым, если не подвергнется последовательному реформированию. Картина становится еще более безрадостной, учитывая прогнозы роста пожилого населения в ближайшие десятилетия. В соответствии с IBGE - Бразильским институтом географии и статистики пожилое население в 2010 г. составляло около 20 миллионов человек, или 10% населения страны; это число дойдет до 66 миллионов в 2050 г., то есть приблизительно до 30% бразильского населения. Пунктуальный вопрос состоит в сущности предложений правительства, которые включают в себя непопулярные меры, например, увеличение возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и 62 для женщин. Как Реформа труда, так и Реформа социального страхования были объектом критики со стороны левых и левоцентристских партий, профсоюзов, народных организаций и влиятельных объединений, среди которых CNBB – Национальная конфедерация бразильских епископов.

Что ждет Бразилию после импичмента?

В соответствии с бразильской Конституцией, преемственность власти президента Республики в случае отставки, импичмента или других причин отстранения экс-вице-президента с поста президента во время второй половины срока, на который он был избран, проходит методом непрямого голосования в Национальном Конгрессе. Кандидатами могут быть не только депутаты и сенаторы, но любой гражданин Бразилии, который в состоянии выдвинуть свою кандидатуру. В данный момент в Бразилии обсуждаются потенциальные кандидаты в президенты из числа депутатов, бывших судий Верховного Федерального Суда и других авторитетов. Встает вопрос, в какой степени президент, избранный непрямым голосованием, может рассчитывать на поддержку в самом конгрессе и у общественного мнения, чтобы провести реформы, возродить экономический рост созданием новых рабочих мест и управлять страной до прихода к власти президента, избранного прямым голосованием на президентских выборах в октябре будущего года.

Эти вызовы вносят свой вклад в усиление кампании Diretas Já! (Прямые выборы сейчас же!), которую защищают оппозиционные партии, народные движения и преобладающее большинство общественности. Эта идея, однако, подразумевает одобрение Конгрессом – что маловероятно- поправки к Конституции. Помимо юридических вопросов, еще одна тема мотивирует дебаты о прямых выборах: кандидаты - фавориты президентской гонки. Несмотря на подозрения, витающие над экс-президентом Лула да Силва (2003-2010) и систематической кампании против него в СМИ, институты опросов общественного мнения единодушно показывают в последних изысканиях о намерениях голосующих, что Лула да Силва мог бы сегодня выиграть президентские выборы. Данные группы Datafolha предполагают победу Лула с 43% голосов во втором туре, группа IBOPE указывает, что Лула одержит победу с 47 % голосов, и Vox Populi предусматривает победу экс-президента с 50% голосов. При такой конъюнктуре кризиса два политических фронта противостоят перед лицом возможной отставки Мишела Темера. С одной стороны, это, прежде всего, правые политические силы, которые защищают идею непрямых выборов будущего президента, как это и предусмотрено Конституцией, и рассчитывают на осуждение Лула да Силва судом в ближайшие месяцы, что определенно выведет его из президентской гонки в 2018 г. С другой стороны, это прежде всего левые силы, которые защищают идею одобрения поправки к Конституции, чтобы можно было провести прямые выборы. Они возглавляют мобилизацию нации вокруг кампании Diretas Já! надеясь на возможность возвращения Лула да Силва к власти.