Библейская археология. Разоблачение мифов. Часть 7.

На модерации Отложенный

Находка алтаря in situ и частей от него в более поздней постройке свидетельствуют о существовании храма или культового центра, который видимо, был разрушен во время реформы царя Иезекии. Беер-Шеба был разрушен ассирийским царем Саннаххерибом во время похода против Иудеи в 701 году до н.э. Возникшее в VII веке на месте города маленькое бедное поселение прекратило свое существование с завоеванием Иудеи вавилонским царем Навуходоносором II в 587-586 годах. Герар "И был голод в стране, такой же, как первый голод, который был в дни Авраама. И пошел Исаак к Авимелеху, царю филистимлянскому в Герар. И призрел на него Яхве, и сказал: "Не ходи в Египет, поселись в Стране, о которой Я скажу тебе. ... И поселился Исаак в Гераре". (Бытие 26:1-2, 6) Герар, отождествляемый с городищем Телль Харор, упоминается в Книге Бытия как город филистимлян. Как известно, они пришли в Ханаан около 1175 гг. до н.э. Египетские источники называют их "Пелест" по имени одного из "народов моря", нашествие которых отбил фараон Рамсес III. Телль Харор, общая площадь которого составляет примерно 1,6 га, был одним из самых крупных поселений Бронзового века в Южном Ханаане.

Самый ранний слой, относящийся к XII-XI векам, содержал огромное количество характерной прекрасно украшенной филистимлянской керамики. Одна из хозяйственных ям дала большую коллекцию бракованных железных изделий, что свидетельствует о производстве здесь железных орудий. Как считает израильский археолог Эльцер Орен, Телль Харор был основан примерно в XVIII веке, существовал он и в эпоху Поздней Бронзы, Железного Века 1-2 и в персидский период. Однако не только строительных остатков, но и никаких находок керамики, которые могли бы датироваться XXI веком до н.э. - временем Авраама - обнаружено не было. Могила Авраама в Мамре И вот время жизни Авраама, которое он прожил: сто семьдесят пять лет. И он преставился и умер в доброй седине, старый и насыщенный днями, и присоединился к своему народу. И похоронили его Исаак и Исмаил, его сыновья, в пещере Махпела на поле Эфрона сына Цохара, хетта, которое перед Мамре, на поле, которое купил Авраам у хеттов; там похоронены Авраам и Сара, его жена". (Бытие 25: 7-11) Могила Авраама в Мамре отождествляется с современным Бэйт Эл-Халил, или Харам Эл-Халил. Раскопки на этом месте выявили остатки двух башен с керамикой IX-VII веков до н.э. По всей видимости, они стояли у входа в священный участок - теменос. Исследования в самом теменосе дали огромное количество керамики XII - IX веков, при том, однако, что никаких строительных остатков этого периода обнаружено не было. Культовый комплекс предполагает бытование легенд, связанных с Авраамом, в IX -VII веках до н.э.

Это почти на 300 лет позже колодца Беер-Шевы, что указывает на время формирования традиции о погребении Авраама в Хевроне на протяжении XII - IX веков до н.э. Боцра "А вот цари, которые царствовали в стране Эдом до того, как царствовали цари у Сынов Израиля. И царствовал в Эдоме Бела сын Беора, и имя егог города Динхава. И умер Бела, и воцарился вслед за ним Йовав сын Зераха из Боцры…" (Исход 36:31-33) Боцру, древнюю столицу государства Эдом, отождествляют с современной деревушкой Базейрах в Северном Эдоме. Этот древний город стоял на страже как царской дороги, главного пути через Трансиорданию, так и крупнейшей трассы того времени, ведущей к Вади Арабаху, Негеву и далее в Южную Иудею. Раскопки показали, что это был самый крупный укрепленный пункт региона, с монументальными общественными зданиями. Город возник не ранее VIII века до н.э., а основное время его существования охватывало VII - VI века. Приведенный фрагмент Книги Бытия, таким образом, не мог быть составлен до этого периода. Библия сообщает, что Боцра была населена потомками Исава, и они упоминаются как цари Эдома, правившие еще до того, как в Израиле установилась царская власть.

Поэтому принятую датировку правления Саула, первого Израильского царя (обычно 1020 - 1000 годы до н.э.) придется, видимо, существенно корректировать. Иерихон "Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных. Пойдите вокруг города все, способные к войне, и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней. И семь священников пусть несут семь труб юбилейных перед ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами. Когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом; и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, устремившись каждый с своей стороны… Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом; и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны и взяли город… А город и все, что в нем, сожгли огнем…". (Книга Иисуса Навина 6:1-4, 19, 23) Раскопки Иерихона начались в 1907 году немецкой археологической экспедицией под руководством Эрнста Зеллина. Целью был поиск обрушившихся стен города, которые и были найдены. Размеры их поразили. Толщина наружной стены составляла примерно полтора, внутренней - три с половиной метра!