Народные пословицы и поговорки о религии

На модерации Отложенный Народные пословицы и поговорки о религии

Поп

 

Фольклор – одна из важных частей культурного богатства каждого народа. Устное народное творчество – это носитель вековой (а то и тысячелетней) житейской мудрости этноса. Особо хочется отметить пословицы и поговорки – это фольклорный жанр охватил все стороны жизни народа.

Не обошла стороной народная мудрость и церковь: среди поговорок и пословиц можно найти огромное количество высказываний о религии, церкви и попах.

Когда власть и церковь век за веком внедряет в жизнь простого народа религиозные обряды и понятия, это не могло остаться незамеченным и наложило свой отпечаток на образ мыслей.

Сейчас церковью идёт активная пропаганда идеи о том, что в дореволюционную Россию народ был глубоко набожным и религиозным, даже есть такое красивое определение русского народа как народа-богоносца. Церковнослужители пытались внедрить в народное сознание целый ряд пословиц и поговорок для подкрепления этой идеи:

– Одно спасение – пост да молитва.

– Молись иконе да будь в покое.

– Пост да молитва небо отворяют.

– Богу молиться – вперед пригодится.

 

Но подлинные народные пословицы и поговорки разительно отличаются такого поучительного словотворчества. Взять, к примеру, широко употреблявшуюся ранее пословицу «Вес да мера – христова вера». Поскольку для обычных людей вес и мера – величины реальные, то сравнение реальных величин с богом и верой было явно не в пользу последних. Есть еще и такая: «Вес – не попова душа». А теперь подумайте: как может глубокая вера и религиозность совмещаться со столь пренебрежительным отношением к церковнослужителям?

 Стоит отметить тот факт, что подобное снижение божественного образа посредством сравнений - явление в фольклорных жанрах частое. В пословицах и поговорках о боге в представлении простых людей денежное могущество всегда выше силы бога:

– Деньга не бог, а полбога есть.
– Деньга попа купит и бога обманет.

 

Величие бога, его милосердие, которые проповедовали церковники, вызывал у простого народа ироническое отношение:

– Бог поберег и вдоль и поперек.
– Ох, ведает про то бог, отчего живот засох.
– Кто сам себя стережет, того и бог бережет.

Любопытно, что некоторые пословицы и поговорки хранят воспоминания о периоде Крещения Руси. В память о кровавом и насильственном принуждении к новой вере новгородцы сложили пословицу «Добрыня крести мечом, Путята — огнем» (о Путяте недавно высказался Невзоров).  В русских пословицах и поговорках о религии можно найти массу доказательств того, что новая вера очень долго и тяжело приживалась на Руси:

– Веру переменить – не рубашку переодеть.
– Менять веру – менять и совесть.

К  догматам христианской веры народ относился скептически: «Свой вертеп лучше Синайской горы». Другими словами, родной кабак для русского мужика был ценнее горы, где Моисей беседовал с самим Господом! Или вот ещё, ирония по поводу бедной жизни: «Наша горница с богом не спорница: каково на дворе, таково и в ней».  

Для того, чтобы вызвать у русского народа чувство религиозного покаяния , церковники внушали ему мысль о его греховности, запуская в обиход простого люда такие поговорки, как:

– Един бог без греха.

– Один бог безгрешен.

– Виновен да повинен – богу не противен.

 

Но смирения служители Церкви не добились. А русский народ о своей греховности говорил с такой же иронией, как и о боге:

– Согрешающих видим, о кающихся бог весть.
– Благословясь не грех.
– Что грешно, то и потешно.
– Не скажешь: аминь, так и выпить не дадим.

Все, пожалуй, слышали такую пословицу: «И рад бы в рай, да грехи не пускают». С одной стороны мы видим смирение в пословице, а с другой отчетливо ощущается, что не верит народ в реальность христианского рая.

Реакцией простых людей на призывы попов молиться в церкви явились такие остроумные пословицы и поговорки, как:

– Знают и чудотворцы, что мы не богомольцы.
– Не до обедни, коли много бредни ( т.е. хозяйственных забот).
– Нужда — богомолка.

Русский народ прекрасно осознавал тщетность молитв, что нашло отражение в пословицах: «Нет тяжелее: богу молиться да долги платить», «Добрый вор без молитвы не украдет», «Зашел в чужую клеть молитвы петь», «Вор слезлив, а плут богомолен», «Иной по две обедни слушает да по две души кушает».

Пословицу  «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет» знают, пожалуй, все. Она – прекрасная иллюстрация народного, ироничного отношения к умственным способностям истовых богомольцев.

На церковные посты народ так же смотрел сквозь призму иронии и скептицизма:

– Постись духом, а не брюхом.
– За еду не быть в аду.
– Бес и хлеб не ест, а не свят

– Среда да пятница в доме не указчица.

– Зачал говеть, да стало брюхо болеть.
– Рада бы душа посту, так тело бунтует.

– Пост не мост, можно и объехать.
– Согрешил, накрошил да и выхлебал.
– Кому скоромно, а нам на здоровье.

Составитель толкового словаря Владимир Даль  слово «церковь» сопроводил такой откровенно атеистичной и антицерковной пословицей: «Близко церковь, да далеко от бога». И подобных пословиц в словаре Даля можно найти очень много:

– Сковородный звон лучше колокольного.

– Не строй семь церквей, пристрой семь детей.

– Поп сидя обедню служит, а миряне лежа богу молятся.

– Голодному да заботному долга обедня.

– На бедняка и кадило чадит.

 

Церковь старалась внушить  народу противоречивые понятия. С одной стороны, она говорила о том, что человек — ничтожное существо, целиком зависящее от божьей власти. С другой стороны, существует христианская идея о том, что человек создан по образу и подобию божьему. Неудивительно, что народ в пословицах и поговорках стал наделять Господа Бога человеческими чертами:

 Ваши слова да богу в уши.
– Он живет как у Христа за пазухой.
– Он бога за бороду ухватил (об удачливом человеке).

В Толковом словаре В.Даля мы находим множество пословиц, демонстрирующих критическое отношение народа к духовенству, к монастырям и монастырской жизни, к тем, кто решил принять монашеский постриг:

– Поп в колокол, а мы за ковш.
– Попы за книжки, а мы за пышки.
– Шел в церковь, а попал в кабак, ну, ин так.
– Хоть церковь и близко, да ходить склизко.
– Три попа, да заросла в церковь тропа.

– Старичок Сергеюшка в шелк-бархат всю братию одел (пословица говорит о Троице – Сергиевой лавре).
– Не земля монастырь кормит, а мужичок.
– Монастырщина что барщина.
– Мир нечестив, а им сыт монастырь благочестив.
– Не от бога лавре благодать, а от богомольцев.

– От беды в чернецы.
– Дожила голова до черного клобука.
– Постриженный – что отпетый.
– Келья гроб – и дверью хлоп.
– Вчера с кистенем, сегодня с четками (среди монахов были и преступники).

–  Монах — он умом не ах.

 Социальные паразиты

Картина «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы».

Художник: Перов Василий Григорьевич (1833-1882).

Также написал картины «Христос в Гефсиманском саду», «Первые христиане в Киеве», «Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на пасхе», «Монастырская трапеза» и другие, рассказывающие о каждодневном быте русского народа и православного духовенства в царской России.

 

 

В русском языке до сих пор существует устойчивое словосочетание «подвести под монастырь» в значении «подвергать кого-то неприятностям».

Привёденные в статье русские народные пословицы и поговорки о религии и попах – это лишь их малая толика. Формат статьи не позволяет привести их полностью. Но даже такая небольшая часть убедительно доказывает, что русский народ, насильно обращённый в христианскую веру, относился к ней довольно насмешливо, молитвы и устои почитал мало, поскольку видел, что церковь неразрывно связана с государственной властью, поддерживает её.

Разумеется, были те, кто находился под влиянием церкви, был набожным, религиозным. Есть они и сейчас. Но молодым людям, которые начинают вступать во взрослую, самостоятельную жизнь, следует серьезно поразмыслить о роли религии и церкви в истории русского народа и в настоящее время. И отличным помощником в этом деле станет русский фольклор, в том числе русские народные пословицы и поговорки о боге, вере и церкви.