Каменная стела из Тамилнада может пролить свет на историю древнейшей синагоги Индии

На модерации Отложенный

На юге Индии найдена каменная стела, датируемая 13 веком, с надписями, относящимися к еврейской общине этого региона, пишет журналист The Jerusalem Post Аарон Райх.

Стела найдена рядом с Раманатхапурамом, в штате Тамилнад, на восточном побережье южной Индии.

Город Ченнай

Находка имеет важное значение: она проливает свет на историю южноиндийского еврейства, а также сообщает некоторую информацию о самой старой в этой местности синагоге.

Евреи в Индии

Хотя в еврейском контексте Индия часто упускается из виду из-за огромного и разнообразного населения субконтинента, а также масштабов еврейской общины на Ближнем Востоке и в Европе, у Индии, однако, есть своя уникальная и богатая еврейская история.

Считается, что сегодня в Индии существует несколько отдельных групп евреев.

Учитывая, насколько Индия обширна, и учитывая разное происхождение общин, они сформировали различные традиции, в том числе за счет использования разных языков.

Одна из этих общин известна как «евреи Мадраса», также называемые «евреями Ченная». В их число входили евреи-пардеши, приехавшие в Индию после изгнания из Испании: слово «пардеши» произошло от малаяламского «иностранец».

Когда они прибыли в Индию, оказалось, что это были в основном сефарды, имевшие много связей с другими сефардскими общинами.

Евреи-пардеши, приехавшие в Мадрас — нынешний Ченнай, столица штата Тамилнад, — в основном были торговцами и купцами и говорили на ладино, хотя вскоре выучили и тамильский.

Сегодня этой общины более не существует. В 2020 году сообщалось, что последняя еврейская семья Тамилнада уехала.

Однако, хотя это было самое продолжительное и наиболее укоренившееся еврейское присутствие в Тамилнаде, похоже, оно не было самым ранним. Евреи-пардеши пришли в Тамилнад в 15-16 веках, тогда как последняя археологическая находка старше на несколько сотен лет.

Три другие группы евреев в Индии утверждают, что прожили здесь дольше. Евреи Бней Менаше и Бене Эфраим — это группы, которые обратились в иудаизм, но заявляют о своем происхождении от десяти потерянных колен.

Еще одной группой были «евреи Нагеркойла»: некие арабские евреи, предположительно прибывшие в Индию около 52 г. н.э.

Но в целом еврейская история в Индии может предшествовать большинству этих групп.

«Евреи Кочина» традиционно датируют свое прибытие на субконтинент временами, близкими к царю Соломону: якобы некоторые из них иммигрировали сразу после разрушения Первого Храма. Есть надписи, которые, возможно, доказывают присутствие евреев в районе Кочина по крайней мере после разрушения Второго Храма. Но первым надежным свидетельством их бытования здесь все-таки является торговый договор 849 г. н.э., написанный на иврите.

«Торговые связи евреев с южной Индией, восходящие к 9-10 векам н.э., установлены и задокументированы, — заявляет посол Индии в Израиле Санджив Сингла. — Во время своего визита в Израиль в июле 2017 года премьер-министр Индии Нарендра Моди подарил копии двух медных пластин, одна из которых была написана в середине IX века древним тамильским письмом и считается самым ранним документом о торговле евреев с Индией».

Эти медные пластины – самая известная реликвия, относящаяся к присутствию евреев в Кочине. Она представляет собой хартию, около 1000 г. н.э. выданную еврейскому купцу Йосефу Раббану, который был связан с неким Анджуваннамом, о котором речь ниже. Этот документ служит очевидным свидетельством присутствия евреев в регионе. 

Примечательно, что Кочин расположен в современном штате Керала, одном из самых южных штатов Индии, непосредственно граничащем с Тамилнадом.


Каменная стела

Предположительно, этот камень был привезен в регион 80 лет назад, для использования в строительстве, здесь его и нашел житель соседнего Валантария.
Согласно сообщению The Times of India, заново он был открыт президентом Фонда археологических исследований Раманатхапурама В. Раджагуру, который утверждает, что камень использовался для стирки одежды.

По словам Раджагуру, на камне изначально было 50 надписей, хотя на одной его стороне надписи оказались стерты.

В тексте, проанализированном специалистом по эпиграфике С. Раджагопалом, речь идет о торговой гильдии, известной как Айннуррувар, строящей Сутхапалли в районе Раманатхапурам, в частности в портовой деревне Перияпаттинам. Есть и упоминания о строительстве Тарисапалли и Пижарпалли.



Итак, что это значит?

Айннуррувар — известная средневековая торговая гильдия из Тамилнада, которая была одной из самых выдающихся торговых гильдий своей эпохи, а в то время торговые гильдии имели значительное влияние.

Было найдено несколько надписей, свидетельствующих об их деятельности: они были тесно связаны с расширением империи Чола и найдены даже на далекой Суматре в современной Индонезии.
Также было известно, что они действовали примерно в то же время, что и Анджуваннам – другая торговая гильдия, которая состояла в основном из торговцев-неиндусов, обычно арабов и персов, а также сирийских христиан, мусульман, зороастрийцев и евреев. 

Далее надо пояснить слово «Сутхапалли».

Обратим внимание, что надпись сделана на тамильском языке, а значит транслитерация может варьироваться.
Это важно, потому что «Сутхапалли» на деле может произноситься и как «Юдапалли», что связано с особенностями тамильского языка. Суффикс «палли» означает такое место поклонения, которое не являлось храмом, связанным с шиваизмом и вишнуизмом. Поэтому Юдапалли может означать еврейское место поклонения.

Это предположение подтверждается другими фрагментами текста. «Тарисапалли» известен из других надписей в Керале и считается церковью сирийских христиан.

Обозначение «Пижарпалли», вероятно, относится к мечети Джалал Джамал в Перияпаттинаме.

Можно увидеть доказательства нашей гипотезы и в малаяламе, где «палли» также используется для обозначения авраамического молитвенного дома: там синагога называется «Джутапалли».



Предварительные  выводы

Хотя евреи в течение некоторого времени не имели права прибывать в Тамилнад, активность еврейских торговцев и известность общины Кочина показывают, что это не было вовсе невозможным.
Евреи Кочина построили ряд синагог в Керале, предположительно в 12 и 13 веках.

Впрочем, это подтверждается лишь шаткими свидетельствами, уходящими корнями скорее в устную традицию, чем в археологические данные.

В настоящее время, несмотря на длительное присутствие еврейской общины Кочина в регионе, самой старой известной синагогой на юге Индии считалась синагога Кочангади, построенная, как предполагают, в 1340-х годах.

Синагога была разрушена, считается, войсками Типу Султана во время Второй англо-майсурской войны в конце 18 века.
Синагога так и не была восстановлена, хотя камень от нее с надписью на иврите, включающей год постройки, был сохранен общиной и позже использован в стенной кладке другой синагоги: его можно найти в синагоге Пардеши в Маттанчерри в Керале.

Камень из Кочангади — старейшая ныне известная еврейская реликвия из индийской синагоги. Однако с открытием каменной стелы в штате Тамилнад все может измениться.

Согласно сообщениям со ссылкой на Раджагуру, надпись на камне датируется периодом между 1200 и 1250 годами. Это значит, что предполагаемая синагога в Перияпаттинаме была построена до синагоги Кочангади.

И это не так уж невероятно. Перияпаттинам – древний портовый город, а район Раманатхапурам посетили несколько известных  путешественников, например, Марко Поло. То есть это было известное для купцов место, где могли жить евреи.

Но понятно, что синагоги этой уже не существует. Какая судьба ее постигла, остается загадкой.

И, тем не менее, это служит доказательством того, как далеко уходят корни истории еврейской общины в Индии.

«Недавние археологические открытия в Раманатхапураме являются еще одним доказательством того, что еврейская община мирно жила в Индии на протяжении многих лет, — говорится в заявлении посольства Израиля в Индии. —Основа крепкой дружбы между Израилем и Индией заложена столетия назад и является частью отношений в наши дни».