«Ассоль! Ну почему же ты седая?»

На модерации Отложенный

Эта история, которую я услышала, побывав в доме-музее Александра Грина в Старом Крыму, меня просто потрясла. Как и судьба второй жены писателя - Нины Николаевны Грин.

Через два года после смерти Грина писатель Малышкин, встретив 39-летнюю Нину в гостях у Паустовских, встал перед ней на колени и воскликнул: «Ассоль! Ну почему же ты седая?»

Александр Грин скончался в Старом Крыму. Нина выбрала для его могилы место на старокрымском кладбище, откуда видно море, которое так любил Грин. Как же они оказались в Старом Крыму?

В Крым, где Александр Грин, автор пронзительных "Алых Парусов", прожил последние 8 лет своей жизни, его обманом заманила жена. Она притворилась больной, чтобы увезти Грина от вечных петроградских кутежей.

  
Нина Николаевна и Александр Степанович Грин. Старый Крым. 1926 год
 
Нина Николаевна и Александр Степанович Грин. Старый Крым. 1926 год

Сначала купили в Феодосии квартиру по ул. Галерейная, 10. Но ее пришлось продать и переехать в более дешевый Старый Крым. Но даже здесь жили они очень тяжело. Переиздания Грина были запрещены советской цензурой. Они фактически разорились на судебных тяжбах с издательством. Материальное положение семьи было такое, что Грин охотился на окрестных птиц с луком и стрелами. На все письма с просьбой о помощи, которые он отправлял в Союз писателей, получал отказ. Ему отказали и в пенсии, как «идеологическому врагу».

Последнее ценное, что оставалось у Нины Николаевны - золотые наручные часики, она обменяла на этот дом. Единственный собственный дом писателя, в котором он провел свои последние дня. Низенький домик в три комнатки, с земляным полом.

8 июля 1932 года, на 52-м году жизни, Александр Грин скончался в Старом Крыму, в этом небольшом домике, где сегодня музей его имени. Сохраненный и воссозданный благодаря ей - Нине Николаевне, его Ассоли!

 
 
Последняя фотография Александра Грина. Старый Крым, 1932 г.
 
Последняя фотография Александра Грина. Старый Крым, 1932 г.

После смерти мужа она продолжала жить в Старом Крыму. Во время Второй мировой войны была угнана на трудовые работы в Германию. В 1945 году вернулась назад и получила десять лет лагерей за коллаборационизм и измену Родине. В частности, в обвинение ей вменяли работу на немцев во время оккупации - она знала язык, работала корректором и редактором в газете «Официальный бюллетень Старо-Крымского района», какое-то время заведовала районной типографией. Оккупационные власти использовали имя вдовы знаменитого писателя в своих пропагандистских целях. Судить ее за это или оправдать - на совести каждого. Скажу одно, работать ее вынуждал голод и необходимость заботится о душевно больной матери, которая была у нее на руках.

 
 
Нина Грин (Миронова)
 
Нина Грин (Миронова)

В 1945-м к 10-ке лагерей для изменников Родины полагалась и конфискация имущества. Всего имущества - как раз и был ее участок и постройки в Старом Крыму. А на них давно "положил" глаз первый секретарь Старокрымского райкома партии Л. С. Иванов, сосед Гринов.

Пока Нина Николаевна была в лагере, дом, в котором скончался писатель, партиец превратил в курятник.

 

Нина отбыла почти весь срок и по амнистии вышла на свободу в 1955 году. После смерти Сталина в 1953 году запрет на творчество многих авторов был снят — произведения Грина вернулись к читателю.

Он издавался миллионными тиражами! Получив стараниями друзей гонорар, Нина приехала в Старый Крым, с трудом отыскала заброшенную могилу мужа и выяснила, что дом, где он умер, перешёл к председателю местного исполкома. А она все эти годы мечтала открыть там музей писателя! Увы, чиновник зубами вцепился в свой курятник!

Оказавшаяся в тех местах в это время и встречавшаяся с Ниной Грин Ната Холендро вспоминала о разговоре с вдовой писателя:

<Дом> совсем развалился и там сейчас курятник соседский. Хотите посмотреть на то, что от дома нашего осталось? <…> Во дворе стоял полуразрушенный дом, росли чахлые пыльные кустики и бродили такие же пыльные и худые куры...
 
 
Старый Крым, август 1958 г.
 
Старый Крым, август 1958 г.

Началось долгое и изнурительное противостояние. Друзья-писатели написали открытое письмо в защиту домика Грина и даже опубликовали фельетон «Курица и бессмертие». Иванов был в ярости. Его стараниями по Старому Крыму поползли слухи один другого изощренне, на рынке в спину вдове шипели «Фашистка!». У Нины от таких переживаний случился инсульт.

 
 
Нина Николаевна Грин с друзьями музея у домика. г. Старый Крым, 1966 г.  Нина Николаевна - в центре.
 
Нина Николаевна Грин с друзьями музея у домика. г. Старый Крым, 1966 г. Нина Николаевна - в центре.

На 80-летие Александра Грина Нина все-таки получила ордер и ключи от его домика. В этом доме она провела последние десять лет своей жизни, все эти году борясь за присвоение дому статуса государственного музея. Но до самой ее смерти дом так и не получил официального статуса. Виной - все тот же давний конфликт с обкомом КПСС: «Мы за Грина, но против его вдовы. Музей будет только тогда, когда она умрёт».

 
 
Дом музей Грина в Старом Крыму
 
Дом музей Грина в Старом Крыму

Последние годы она жила в крайней нужде (пенсия в 21 рубль, авторские права уже не действовали). И с грузом огромной неприязни со стороны местных.

 
 
«Ассоль! Ну почему же ты седая?» Вдова писателя с трудом отбила дом Грина у секретаря райкома, который устроил в нем курятник
 

Коктебельская ее соседка, вдова Волошина, Мария Степановна, говорила:

«Она в полном забвении и нищете в Старом Крыму проживает. Иногда ко мне приезжает. Дружить мы не дружим. Она всех чурается. Но, мы общаемся, как два старых беззубых крокодила. Когда-то Нина красавицей была. Сильфида.

Нина Николаевна Грин скончалась в Киеве 27 сентября 1970 года. Она выполнила главное — создала в Старом Крыму Музей Александра Грина и написала о нем воспоминания. Похоронить себя просила рядом с мужем. Но и на это наложило запрет партийное начальство! Нину похоронили в другом конце кладбища. И только через год шестеро её друзей тайно, ночью перезахоронили ее в предназначенное ей место.

В 1997 году Нина Николаевна Грин была реабилитирована.