Россия и Иран друг против друга в Сирии

 

Том Купер (Tom Cooper) на страницах ресурса War Is Boring седьмого февраля отметил, что во времена Холодной войны СССР часто публиковал материалы о болезни или психологических проблемах того или иного лидера перед тем, как начать интервенцию.

В этом ключе он рассматривает и слухи о болезни Башара Асада и причины его долгого отсутствия на публике.

 

Купер для начала ссылается на твиты и посты сирийского журналиста Фераса Карама, который сообщил, что 28 января российские силы предотвратили проиранский переворот в Сирии, в ходе которого Башар Асад должен был быть свергнут, а власть перешла бы к его брату Махеру Асаду.

 

Карам писал, что 28 января российские вооруженные силы заблокировали доступ проиранских частей сирийской армии к 11 районам в Дамаске и предотвратили захват восьми военных объектов и авиабазы Алмаза.

 

Под усиленную охрану российские военные взяли российское посольство, президентский дворец, а также штаб-квартиру Главного штаба. А четвертая сирийская танковая дивизия, которой командует Махер Асад, и разведка ВВС, были приведены в состояние повышенной боевой готовности.

 

Карам пишет, что алавиты в Сирии разделились на два лагеря — проиранский и пророссийский, и обе стороны занимаются убийствами своих политических соперников. Убивают, в том числе, и офицеров, которые поддерживают русских в Сирии.

В конце января были убиты «не менее шести высокопоставленных офицеров сирийского прибрежного района и несколько лиц, близких к русским».

 

Том Купер далее сообщает, что внутреннее противостояние не является секретом.

 

В 2015 году России пришлось спешно реорганизовывать сирийские вооруженные силы, создавать 4-й корпус и уже осенью 2016 года 5-й корпус.

 

Активность и влияние русских в Сирии неприятно озадачило, по мнению Купера, Корпус стражей исламской революции.

Успехи России в Сирии не означали, что выигрывает и Иран

. Цель Москвы — сохранение режима Асада любой ценой, даже если придется поступиться частью территории Сирии.

 

Цель Ирана — контроль над всей Сирией и установление сильного проиранского режима.

 

Россия модернизирует и тренирует официальную сирийскую армию, Иран жаждет и добивается появления аналога Хизбаллы в Сирии.

 

Сирия расплачивается с Ираном своей землей. После окончания войны в Сирии именно Иран станет основным экономическим и геополитическим игроком в стране, будет у власти Асад или нет.

 

И в интересах Ирана усиливать свое влияние в Сирии и далее.

 

В интересах России покончить с войной, иметь аргументы для переговоров с Западом по Украине, выступить в роли миротворца, повысить свою долю на мировом рынке вооружений.

 

Накал внутренних противоречий в Сирии вылился в вооруженное противостояние в марте 2016 года между Республиканской гвардией, лояльной Башару Асаду, и 4-й танковой дивизией Махера Асада.

 

В апреле того же 2016 года The Financial Times писала:

 

«Россия в непосредственной близости увидела, насколько сложно отделить представителей клана Асада от главных структур сирийской системы безопасности (штат которых укомплектован членами семьи и приверженцами режима), не разрушив при этом сам режим.

 

Режим устроен таким образом, что избавляется от любого, подозреваемого в нелояльности или предательстве — вплоть до безжалостной регулярной «чистки» ближнего окружения.

Но вполне возможно, что у Москвы есть своя стратегия. Взаимодействие России с Сирией еще со времен правления Асада-старшего осуществлялось, в основном, на уровне армий.

 

Потрясенная тем, в каком плачевном состоянии находится сирийская армия, Россия начала осуществлять масштабную программу по ее переподготовке. В рамках этой программы, по сообщениям из сирийских источников, Москва отстранила от дел неуравновешенного и неуправляемого младшего брата президента Махера Асада...»

 

О разногласиях России и Ирана по Сирии вообще пишут много в последнее время, особенно после вступления Трампа в должность.

 

Хешмат Алави (Heshmat Alavi) из Al Arabiya считает, что Россия никогда не рассматривала Иран как стратегического партнера, Москва предпочтет хорошие отношения с США, чем с «муллами», которые «мало что могут предложить» России.

 

Иран вложил в Сирию гораздо больше, чем Россия.

 

Сирия важна для Ирана куда сильнее, чем для России.

 

Поэтому Иран не отступится от идеи полного контроля и не пойдет ни на какие сделки с Западом по Сирии, на которые может пойти Россия.

 

Именно поэтому недавно Иран резко выступил против и приглашения США на переговоры по Сирии в Астане. Middle East Monitor сообщает, что несмотря на инициированное Россией перемирие в январе отряды Хизбаллы вели боевые действия и банально не пускали российских офицеров в районы боев, а также затягивали эвакуацию мирных жителей и семей боевиков в обмен на оставление тех или иных интересных Ирану сирийских населенных пунктов противником.

 

Том Купер из War Is Boring в итоге суммирует, что если в Дамаске даже и была реальная попытка проиранского вооруженного переворота в конце января и Россия предотвратила его, все равно внутренние противоречия никуда не делись и режим Асада держится лишь за счет поддержки России и Ирана, двух иностранных держав, которые преследуют свои интересы в Сирии.

 

И эти интересы не совпадают чем дальше, тем больше. <small>источник</small>