Блестящие победы и фатальные поражения маскировки на поле боя
На модерации
Отложенный
История камуфляжа военной формы насчитывает уже более века. Всё это время учёные пытаются сделать своих солдат незаметными для противника. Придумываются новые узоры и паттерны, используются специальные ткани. Рассказ о наиболее интересных и значимых событиях в истории разработки камуфляжа.
Раньше было проще. Две армии сходились в одном месте и пытались заколоть друг друга холодным оружием или застрелить из кремневого мушкета. Всё рядом. В одном месте. Нет смысла прятаться, гораздо важнее видеть где свои, а где чужие. Вот и была форма соответствующая: у своих зелёные мундиры с красным, а у противника синие с жёлтым. Бей, коли, побеждай и доминируй. Точно было проще.
Невозможность сосредоточить точный и сильный ружейный огонь в одном месте диктовала свои условия боя. Ещё до конца XIX века войска предпочитали построиться в монолитное каре и не спеша идти на неприятеля, совершая один-два выстрела в минуту. В такой ситуации генералам было гораздо важнее видеть на поле боя своих солдат, поэтому для камуфляжа места не было.
Уроки английского
История сохранила несколько наиболее ранних случаев применения камуфляжа. Например, в битве при Лексингтоне (один из эпизодов американской Войны за независимость) в 1775 году колонисты, одетые в зелёные куртки и енотовые шапки, очень задорно перестреляли из лесных засад англичан, предпочитавших красное сукно. Колонисты одевались так для удобства, а потому подданным королевы урок впрок не пошёл.
Спустя 125 лет английские войска всё в тех же красных мундирах столкнулись с новой, очень неприятной для них тактикой во время англо-бурской войны. Превосходные стрелки республики Трансвааль и Оранжевой республики с большого расстояния уменьшали количество английских солдат. Получило развитие снайперское искусство — уничтожать противника на расстоянии, самому оставаясь невидимым.
В этот раз урок оказался более болезненным, и ответ на него был дан в кратчайшие сроки. Форму английских солдат стали шить из ткани цвета "хаки", сами англичане называли его "драб" (цвет табачного листа). Более того, в цвет хаки (с фарси — "пыль") стали красить всё, до чего дотягивались руки интендантов, — от снарядных ящиков до лошадей. Таким образом, начало XX века можно назвать временем рождения первого камуфляжа.
Любопытно, что английский опыт быстрее всех переняли японцы. Они подобрали к своей форме наиболее подходящий для восточного театра военных действий оттенок (смесь оливкового и грязно-жёлтого) и пошили форму именно такого цвета. Российские же войска пришли воевать при полном параде — чёрные шаровары и белые гимнастерки. Офицеры к вящей радости японских стрелков носили белоснежные кителя с эполетами, превращая себя в идеальную мишень.
Интермедия о кораблях
И вновь всё началось с русско-японской войны. Вторая Тихоокеанская эскадра, которая должна была дать бой японцам, по инициативе адмирала Рожественского получила странную окраску. Корпуса кораблей были выкрашены чёрным, трубы жёлтым, а мачты шаровым цветом. Получилась идеальная видная издалека мишень.
Японские корабли имели классический для того времени дымчато-серый (шаровый) цвет. Впрочем, уже после русско-японской войны стало понятно, что ни серый, ни оливковый цвет не спасает. Небо и море слишком разные, и однотонный корабль чаще всего был отлично заметен. Если нельзя спрятать, то надо постараться хотя бы обмануть.
Во время Первой мировой немецкие подлодки успешно топили британские суда. В 1917 году два английских художника, ушедших на фронт (оба увлекались кубизмом, вортицизмом и футуризмом), предложили наносить на корабли ослепляющий камуфляж (dazzle paintings). Его задачей было не спрятать судно, а исказить его очертания. Усложнить работу командира немецкой подводной лодки, пытающегося определить тип судна, его направление и скорость, чтобы нанести торпедный удар. Английские морские волки смеялись над странными фигурами недолго. Почти сразу стало понятно, что метод работает, и вплоть до конца Второй мировой корабли щеголяли пятнами и полосками, словно зебры, дорвавшиеся до кистей и красок.
Шар цвета хаки
До начала Первой мировой войны почти все участвующие в ней страны внедрили форму защитного цвета. Отличились только французы, они приняли новую форму позже всех – лишь в 1912 году. Но внедрить не значит начать использовать, к началу войны новая форма всё ещё пылилась на складах, а французские войска были одеты по-старинке.
В свои первые бои под ураганный огонь немецких пулемётов французские солдаты пошли в алых брюках, ярко-синих мундирах с огромными красными эполетами и в разноцветных кепи. Трудно поверить, но факт остаётся фактом: французская армия надела защитное обмундирование лишь к лету 1915 года.
С Первой мировой войны начался этап камуфляжа первого поколения — просто покрасить форму в один не особенно выделяющийся на поле боя цвет. Это решение будет использоваться до конца XX века и даже дольше. В репортажах с последних боестолкновений на востоке Украины регулярно можно увидеть однотонную форму "Горка" всё того же цвета хаки.
Пятна или брызги
Когда специалистам по созданию камуфляжа начинают рассказывать о том, как здорово прячутся насекомые среди листвы, а птицы используют пёстрое оперение, чтобы прятаться в высокой траве, они (специалисты) начинают нервно хихикать. Проблемы сделать камуфляж, скрывающий солдата на складе помидоров, нет, основная проблема в другом: как только он выйдет из этого склада, его обнаружат даже "условно-годные" бойцы противника.
То же самое случилось и с хаки. Война идёт долго, время года меняется, во время отступления и наступления чередуются ландшафты, и на части из них бойцы в форме цвета хаки видны прекрасно, как небольшие крокодилы с ружьями и автоматами.
Многие страны начали подходить к вопросу камуфляжа системно и научно. Например, в двадцатых годах в Советском Союзе командование Красной армии быстро сделало правильные выводы — была сформирована Высшая школа военной маскировки.
Уже в 1927 году появилось три вида маскировочной одежды. Впрочем, как это обычно бывает, от разработки до внедрения формы проходит слишком много времени. Во Вторую мировую наши войска вступают в тех же гимнастёрках, почти не имеющих отличий от Первой мировой.
Ещё хуже с камуфляжем дело обстояло на флоте. Героические защитники Севастополя и Крыма только на картинах Дейнеки выглядят так замечательно. На деле же чёрная форма морской пехоты и белая форма моряков мгновенно демаскировала бойцов.
Впрочем, и в других странах сложилась похожая ситуация. Камуфляжи уже есть и разработаны, но массово не применяются ни одной из воюющих сторон. Отдельные части Третьего рейха уже с 1931 года пользовались камуфляжем, будущим прообразом легендарного бундесверовского "Флектарна". Кстати, эти пятна и точки идеально подходят для еловых и сосновых лесов Северо-Запада России. Разработанный более 80 лет назад камуфляж работает до сих пор.
Большинство созданных в то время камуфляжей сочетали в себе пятна или брызги защитных цветов. У советских снайперов появились маскхалаты с паттерном "Амёба". Основной цвет костюма, состоявшего из широкой рубахи с капюшоном и брюк (всё это следовало надевать поверх обмундирования и снаряжения), был светло-зелёным. По нему наносились большие коричневые кляксы-амёбы — отсюда и название. К сожалению, он не был массовым, его до сих пор мало где можно увидеть — редкие фотографии, да старый фильм "Звезда". В 2000-х "Звезду" пересняли на "новом" уровне: вместо "Амёбы" актёрам достался какой-то коммерческий новодел.
Пожалуй что своего апогея пятнистые паттерны достигли сразу после Вьетнамской войны. Американские специалисты разработали для укрытия в джунглях паттерн ERDL (и всё равно большинство американских морпехов активно использовали однотонный вариант Olive). В 1981 году Woodland, представляющий собой лишь немного изменённый по цвету ERDL, стал основным американским камуфляжем.
Наверное, это самый узнаваемый в мире паттерн, в чём его несомненный плюс, потому что минусов у него гораздо больше. Во-первых, он был создан из камуфляжа, хорошо работающего в джунглях. На всех остальных типах местности он ничего не скрывал. Во-вторых, намокая, он сильно темнел, делая солдат почти чёрными. Америке срочно нужна была замена.
Россия — родина слонов
Как это ни странно, но первый цифровой камуфляж, ставший таким популярным в последние годы, изобрели в СССР ещё в 1944 году. Его паттерн имитировал вышивку крестиком. Такой узор был продиктован изучением трофейных немецких приборов ночного видения: в инфракрасных лучах камуфляж с клетчатым микропаттерном виден гораздо хуже.
В "Пальме" использовалось три цвета — зелёный, светло-зелёный и светло-серый, рисунок стал гораздо мельче, чем в "Амёбе", а для маскировки портупеи и другой кожаной амуниции поверх оригинального принта набивались большие кляксы коричневого цвета. Всего производилось несколько расцветок — для разных условий и времён года.
Если верить легенде, то для изготовления универсального камуфляжного узора (UCP) американские специалисты просмотрели сотни тысяч фотографий различных пейзажей, изучили поведение солдат на поле боя, проверили всё что можно и как только можно, получив в итоге цифровое камуфляжное чудо, которое сегодня мы знаем как ACUPAT (армейский боевой камуфляжный паттерн).
Однако если внимательно рассмотреть "Пальму", созданную в 1944 году, и новейший американский цифровой камуфляж, можно увидеть едва ли не полное совпадение рисунков. Пожалуй на ACUPAT больше отдельных пикселей. В остальном эти два принта чрезвычайно похожи. Глупо было бы думать, что советские разработки не были изучены при создании новейшего цифрового паттерна.
Падение орла и сокола
Цифровой, созданный для всех видов войск и подразделений. Современный, профессиональный. Одна беда, ACUPAT не работал совсем. Да, в инфракрасном свете приборов ночного видения он, как и любой другой камуфляж, превосходно размывал картинку.
Однако разгорелась война в Ираке, и каждый солдат на земле узнал правду: пытаясь работать в каждой ситуации, ACUPAT не справился ни с одной. Днём срабатывало явление изолюминации, и узор из тысяч маленьких пикселей превращался в прекрасно видное пятно. Каждый может убедиться в этом, просто просмотрев тысячи фотографий иракской кампании.
Все цифровые камуфляжи состоят из двух слоёв: микроузоры (пиксели) и макроузоры (формы объединения пикселей). Если масштабы макроузоров будут слишком малы, как и случилось с UCP, возникнет оптическое явление под названием изолюминация — окрашивание тщательно построенной модели камуфляжа в массу яркого цвета. Другими словами, на дистанции такой костюм можно разглядеть с лёгкостью. Это и стало основной причиной провала супертехнологичного камуфляжа стоимостью в миллионы долларов.
Помните камуфляж "Пальма", разработанный в СССР в 1944 году? Он ведь тоже оказался не самым удачным, и уже спустя несколько лет почти все запасы формы с этим рисунком были отправлены в дружественные СССР страны, где он и донашивался до конца 50-х годов.
А что у нас?
А у нашей цифры ситуация на самом деле похожая. В ней используется чёрный цвет, что позволяет скрадывать и размывать фигуры бойцов, образуя участки тени и света. Но макроузор у цифры почти такой же маловыразительный, что может привести к похожим результатам во время боевого применения.
Пока же цифра на коне, в неё красят военную технику (в том числе и самолёты, а что, это красиво!). Всё больше стран щеголяют в пиксельном камуфляже. Однако наука не стоит на месте, уже может быть прямо сейчас где-то рисуется сверхновый и супертехнологичный камуфляж будущего. Но всё же... Раньше было гораздо проще.
Михаил Котов
Комментарии