(13) 24 февраля - День Рождения великого флотоводца Ф.Ф. Ушакова - святого праведного воина Феодора.

На модерации Отложенный

 

 

(13) 24 февраля - День Рождения великого русского флотоводца Федора Федоровича Ушакова - святого праведного воина Феодора.

Этот портрет Ф.Ф. Ушакова считается прижизненным. (Эрмитаж. 1807г.) Автор неизвестный художник. (Из Интернета)

Великий русский адмирал Ф.Ф. Ушаков - необыкновенный человек. Его жизнь служит потомкам ярким примером для подражания и воспитания лучших черт характера: честности, справедливости, любви к Богу, к Отечеству, ответственности, храбрости, великодушия, силы Духа, целеустремлённости, бескорыстия, милосердия.

13 (24) февраля, так же, как и каждый день, я буду счастлива вместе со всеми людьми, почитающими святого праведного воина Феодора вспомнить о Нём, поклониться Ему и быть благодарной за Духовное наследие, которое великий Флотоводец оставил нам Своим примером жизненного и боевого пути: человеколюбием, талантом моряка, мудростью. Да, простит меня читатель, но я не буду приводить здесь материалы с многочисленных сайтов об адмирале и цитаты из многих книг о Нём замечательных авторов о Его героическом боевом Пути, а так же малоизвестные факты жизни, собранные в казённой переписке - отчётах о сражениях, приказах и других документах того времени. Всё это можно найти и прочитать в книгах или в Интернете. Расскажу лучше о том, как однажды волею Божьей пережила "встречу" с Великим  адмиралом - святым праведным воином Феодором. И эта "встреча" стала для меня воистину чудом - изменила меня и наполнила мою жизнь глубоким смыслом - служением Ему по моим силам.

У каждого человека свой жизненный путь. Мой жизненный путь заставил меня долго страдать, но не смотря на все испытания, посланные мне, я верила во встречу с человеком безупречного характера (в моём понимании). Через много лет постоянной, настойчивой работы над собой я была вознаграждена и "встретила" по воле Божьей удивительного Человека с безупречными чертами характера - великого русского адмирала Федора Федоровича Ушакова. И жизнь моя изменилась! Чудесным образом святой праведный воин Феодор "повёл" за Собой меня по жизни, и я, восхищаясь Им, поклоняюсь Ему, рассказываю о Нём людям - пусть люди берут пример с Него, почитают Его, наполняют смыслом свою жизнь во славу Его! А "встреча" произошла так.

Холодным солнечным утром 31 мая 2009 года в нашем городе Северодвинске в праздник - День принесения икон святых - праведного воина Феодора Ушакова и преподобного Серафима Саровского с подводной лодки "Саров" в храм Воскресения Христова на торжественную литургию, собралось много прихожан, моряков и священнослужителей. Настоятель храма отец Валерий (Суворов) благословил меня фотографировать литургию и написать статью в городскую газету об этом событии. Фотографировать у меня получилось, а написать не пришлось. Работу сделал журналист.

В завершение праздника, когда в храме почти никого из прихожан не оставалось, с трепетом приложилась я к иконам с частицей мощей святых - адмирала Федора Ушакова и преподобного Серафима Саровского, веря: Пути Господни неисповедимы, на всё воля Божья!

И ощутила пронзительное притяжение иконы святого адмирала. Интерес к личности великого флотоводца, признанного святым был настолько велик, что побудил меня испытать невероятное желание как можно больше узнать о жизни выдающегося русского моряка, героя Русско-турецкой войны Федора Федоровича Ушакова.

К счастью, у меня дома была книга об адмирале, и всю ночь я с жадностью читала об этом необыкновенном человеке. Чем больше читала, тем ярче возникали в моём воображении картины героических сражений эскадры великого адмирала. Тем сильнее возрастало в моей душе уважение к личности бесстрашного моряка, поражало Его умение владеть Собой в самых непредсказуемых ситуациях - мгновенно оценивать боевую обстановку и хладнокровно принимать единственно правильное решение к сражению: оберегать жизни Своих моряков и одерживать победу над врагами.

Чувствовала я, что должна отправиться на остров Корфу и поклониться тем местам, где незримо присутствует святой адмирал, увидеть и услышать тех людей, интересы чьих предков защищал мудрый политик и дипломат, христианский милосердец. И святой праведный воин "повёл" меня к местам Своей триумфальной победы над французскими завоевателями.

На остров Корфу меня влекло неодолимое желание ощутить Дух справедливости и бесстрашия, великодушия и милосердия великого флотоводца и возможная встреча с потомками тех греков, чьи предки ликовали и благодарили русского адмирала и Его моряков - христиан за создание Республики Семи островов.

Собиралась в дорогу быстро. И не могла знать тогда, что ступлю на землю изумрудного греческого острова Корфу в знаменательный день - 5 августа все православные отмечают День канонизации святого праведного воина Феодора Ушакова. И дальше мне сопутствовали благоприятные обстоятельства, при которых я оказывалась на Корфу на праздники и в тех местах, где более 250-ти лет назад побывал святой адмирал со своими моряками-победителями. Позже мне стало понятно, когда вернувшись домой я прочитала об этом совпадении в Интернете. Природа острова очаровала меня красотой. Но об отдыхе я не думала, у меня была цель. Заранее составила себе план действий: что хочу увидеть и где побывать. Меня манили грозные, несокрушимые стены мощных бастионов, хранившие отпечатки героических сражений русско-турецкого флота под командованием вице-адмирала Федора Федоровича Ушакова против французских войск, происходившие здесь 18 и 19 февраля 1799 года.

Сражение 18 февраля 1799 года русско-турецкой эскадры против французских войск.

18 февраля штурм Старой Крепости начался с освобождения от французов маленького острова Видо. Там я хотела побывать. На острове Корфу две неприступные крепости: Старая или Морская Крепость ("Палио-Фрурио") византийская крепость, перестроенная и укреплённая венецианцами в 1546 году. И Новая Крепость ("Нео Фрурио") - она считается чудом оборонительной архитектуры. Сооружение крепости начали в конце 16 века венецианцы, а достраивали позже французы и англичане. Крепости - это мощные укрепления для защиты острова со стороны моря. В те далёкие времена они были соединены подземными ходами и высоким забором вдоль моря.Крепости - важнейшие исторические достопримечательности острова. После присоединения Корфу к Греции, крепости больше не использовались в военных целях. С вершин крепостей открываются великолепные панорамные виды на город и лазурное Ионическое море.

 

.

И вот я у стен Старой Крепости и, казалось, перенеслась на несколько веков в прошлое. По мосту, который когда-то был подъёмным и разделял крепость с городом, пошла на бастионы.

Вход в крепость в виде арки. Над входом старинный герб - венецианский символ - высеченный в мраморе лев.

Задержалась на мосту полюбоваться каналом "Контра-Фосса". Чтобы Старая Крепость была неприступной, венецианцы вырыли этот канал, разделяющий крепость и город. Получился ров с водой, выходящий стоком в море, который хоть и не широкий, но перебраться на другую сторону можно было только по мосту. 

Территория крепости очень большая. Сохранились древние укрепления, темницы, катакомбы, но во многие из них вход закрыт решётками. По периметру обойти крепость мне не удалось. Имелись препятствия к прохождению. Оборонительные каменные сооружения, арки и коридоры внутри бастионов будоражат воображение так, что перед мысленным взором "оживают" картины исторических военных действий.

Но многие помещения закрыты массивными железными решётками - вход запрещён.

 

 

 

 

 

 

 

Панорамный вид бастионов с набережной.

 

 

Одна из достопримечательностей крепости Английская башня с колоколом тоже была закрыта.

 

 

На территории крепости есть красивое здание - это церковь св. Георгия. С высокими белыми колоннами оно выделяется на фоне других строений. Перед церковью на площади под открытым небом часто проводятся концерты симфонической музыки и другие культурные мероприятия. Есть музей с Историческим архивом Корфу и собранием византийских реликвий (скульптура,  иконы, живопись), но мне попасть туда не удалось. Другие старинные здания тоже служат библиотекой, музыкальной школой...Крепость недолго послужила армии. Сегодня можно увидеть лишь два бастиона, остальное же погребено в руинах. До вечера ходила по старинной крепости. Знала, что здесь есть Музей орудий под отрытым небом. И вот уже почти в темноте нашла экспонаты. Это настоящие пушки, из которых когда-то стреляли. Кого-то из поздних посетителей попросила сделать для меня памятное фото.

      Поздно вечером закончила экскурсию по крепости и наполненная незабываемыми впечатлениями военной истории, вернулась в отель, ещё не зная, что впереди меня ожидали чудеса. Известно, что штурм крепости Корфу начинался 18 февраля 1799 года русско-турецким флотом под командованием вице-адмирала Ф.Ф. Ушакова с освобождения от французов острова Видо. Экскурсии на острове не проводятся, и я не знала, как туда попасть, но очень хотела. Верю, святой адмирал услышал мои молитвы, и всё получилось чудесным образом. В знойный полдень в центре города на площади Сорока я повстречалась с русской девушкой. Удивительная была встреча. Оказалось, Лариса уже несколько лет живёт на Корфу. И через три дня она по телефону пригласила меня отдохнуть на острове Видо. Видо? – переспросила я и испытала потрясение от удивления - ведь я очень хотела побывать на острове.

Оказалось, Лариса там часто отдыхает. До острова пятнадцать минут хода на небольшом катере.

 

Об острове Видо сказать можно лишь одно: сказка!

Но в этом райском месте я ощутила непонятную острую печаль, причину которой нашла позже - уже по возвращении домой в Интернете. На этом маленьком острове нашли в 1916 году свой последний приют тысячи сербских воинов, переправленных сюда с острова Корфу. Тысячи сербов умерли и похоронены на острове.

А пока ... мыслями я переносилась в сражение за остров Видо 18 февраля 1799 года под командованием бесстрашного, мудрого флотоводца Федора Федоровича Ушакова

 

Участник сражений адъютант адмирала Ушакова Егор Павлович Метакса так пишет в своих воспоминаниях: “Наконец, все было готово для штурма, и на общем совете положено было начать его при первом удобном ветре. Войскам дана была боевая инструкция, которую вице-адмирал Феодор Ушаков закончил словами: "...поступать с храбростию, благоразумно и сообразно с законами. Прошу благословения Всевышняго и надеюсь на ревность и усердие господ командующих".     Благоприятный ветер подул 18 февраля, и в семь часов пополуночи начался штурм. Первоначально удар был обрушен на остров Видо, с моря прикрывавший главную крепость. В описании Егора Метаксы читаем: "Безпрерывная страшная пальба и гром больших орудий приводили в трепет все окрестности; несчастный островок Видо был, можно сказать, весь взорван картечами, и не только окопы, прекрасные сады и аллеи не уцелели, не осталось дерева, которое бы не было повреждено сим ужасным железным градом..." В решительных случаях Феодор Ушаков подавал собою пример: так и теперь, сигналом приказавши всем судам продолжать свои действия, сам подошел вплотную к берегу против сильнейшей батареи французов и через короткое время сбил эту батарею, у которой "в печах было множество приготовленных каленых ядер", и она ими палила. "Турецкие же корабли и фрегаты - все были позади нас и не близко к острову; если они и стреляли на оный, то чрез нас, и два ядра в бок моего корабля посадили..." - писал впоследствии адмирал. "Остров усеян был нашими ядрами, сильною канонадою все почти батареи его истреблены и обращены в прах". В то же время на флагманском корабле "Святой Павел" был поднят сигнал к высадке десанта, заблаговременно посаженного на гребные суда. Под прикрытием корабельной артиллерии десант утвердился между вражескими батареями и пошел к середине острова. Турки, входившие в состав десанта, озлобленные упорным сопротивлением французов, принялись резать головы всем пленным, попавшимся в их руки. Происходили жестокие сцены, подобные следующей, описанной очевидцем: "Наши офицеры и матросы кинулись вслед за турками, и так как мусульманам за каждую голову выдавалось по червонцу, то наши, видя все свои убеждения не действительными, начали собственными деньгами выкупать пленных. Заметив, что несколько турок окружили молодого француза, один из наших офицеров поспешил к нему в то самое время, когда несчастный развязывал уже галстух, имея перед глазами открытый мешок с отрезанными головами соотечественников. Узнав, что за выкуп требовалось несколько червонцев, но не имея столько при себе, наш офицер отдает туркам свои часы - и голова француза осталась на плечах..." Увещания и угрозы не могли привести турок к послушанию; тогда командир русских десантников составил каре из людей своего отряда, чтобы в середине его укрывать пленных, и тем спасена была жизнь весьма многих. Впоследствии Егор Метакса писал: "Русские и здесь доказали, что истинная храбрость сопряжена всегда с человеколюбием, что победа венчается великодушием, а не жестокостью, и что звание воина и христианина должны быть неразлучны".

    К двум часам пополудни остров Видо был взят.

На следующий день, 19 февраля 1799 года, пала и крепость Корфу. Это был день великого торжества адмирала Феодора Ушакова, торжества его военного таланта и твердой воли, поддержанных храбростью и искусством его подчиненных, их доверием к своему победоносному предводителю и его уверенностью в их непоколебимое мужество. Это был день торжества русского православного духа и преданности своему Отечеству. Взятый в плен "генерал Пиврон был объят таким ужасом, что за обедом у адмирала не мог удержать ложки от дрожания рук, и признавался, что во всю свою жизнь не видал ужаснейшего дела". Узнав о победе при Корфу, великий русский полководец Суворов воскликнул: "Ура Русскому флоту! Я теперь говорю сам себе: зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом?"

    На другой день после сдачи крепости, когда главнокомандующему привезены были на корабль "Святой Павел" французские флаги, ключи и знамя гарнизона, он сошел на берег, "торжественно встреченный народом, не знавшим границ своей радости и восторга, и отправился в церковь для принесения Господу Богу благодарственного молебствия... Радость греков была неописуема и непритворна. Русские зашли как будто на свою родину. Все казались братьями, многие дети, влекомые матерями на встречу войск наших, целовали руки наших солдат, как бы отцовские. Сии, не зная греческого языка, довольствовались кланяться на все стороны и повторяли: "Здравствуйте, православные!", на что греки отвечали громким "ура!" Тут всякий мог удостовериться, что ничто так не сближает два народа, как вера, и что ни отдаленность, ни время, ни обстоятельства не расторгнут никогда братских уз, существующих между русскими и единоверцами их...

“Братцы! Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмёт ни пуля, ни сабля!” – наставлял адмирал Ушаков своих моряков.

Верующие считают, что потому-то и не имел легендарный адмирал ни одного поражения за всю свою боевую блистательную карьеру.

Крепость Корфу была у меня перед глазами, под ногами – земля острова Видо. Дух Святого адмирала Феодора Ушакова присутствовал здесь! Моё воображение безудержно рисовало картины военных действий. Мысленно видела я храброго адмирала Феодора Ушакова на флагманском корабле! Воображение моё рисовало фрегаты и корабли, палящие из орудий по французским батареям, десант, заблаговременно посаженный на гребные суда, сражение на острове! Почувствовала запах пороха! Ощутила Дух Победы!

Под впечатлением от воспоминаний капитан-лейтенанта Егора Павловича Метаксы мне удалось мысленно перенестись в те героические для русского флота дни и восхититься торжеством военного таланта вице-адмирала Федора Федоровича Ушакова. 19 февраля 1799 года, пала и крепость Корфу.

Сейчас на острове Видо сохранились сооружения боевых укреплений. Но неизвестно чьи они – французов или англичан. На острове побывали и не один раз и те и другие завоеватели.

Удивительным образом побывала я на острове Видо, где начинались сражения. Но не менее удивительным было и то, что 11 августа 2009 года, в праздник - в день крестного хода с мощами святителя Спиридона Тримифунтского

прошла я с жителями города тем же путём,

которым шёл 27 марта 1799 года великий адмирал Федор Федорович Ушаков со своими командирами и матросами, после освобождёния острова от французов. Тогда на Корфу по инициативе флотоводца состоялся крестный ход, и Федор Федорович и его офицеры несли раку с мощами святого Спиридона Тримифунтского. В 1799 году Ф.Ф. Ушаков стал полным адмиралом.

Собираясь на Корфу я и представить себе не могла, что окажусь в Бари, в базилике святого Николая Угодника Чудотворца и с трепетом припаду к Его саркофагу с мыслями о благодарности и помощи в самых сокровенных желаниях.

 

Здесь, русские моряки и десантники после взятия города Бари в марте 1799 года, отслужили благодарственный молебен у мощей святителя Николая Чудотворца, а затем эскадра адмирала Федора Федоровича Ушакова направилась в Неаполь и 30 сентября 1799 года вошла в Рим.

26 октября (7 ноября) 1800 года эскадра адмирала Ф.Ф. Ушакова, завершив победоносную Средиземноморскую кампанию, вернулась в Севастополь.

 

У Новой крепости

поклонилась святому месту – камню с барельефом Великого русского Флотоводца Федора Федоровича Ушакова - святому праведному воину Феодору, необыкновенному Человеку, установленному здесь в 2002 году русскими и греческими властями.

И с трепетом произнесла: Благодарю Тебя за всё, Святой адмирал Федор Федорович, я искала и нашла безупречность и “встреча” с Тобой наполнила мою жизнь смыслом служения Тебе по моим силам!

 

 

 Автор работы Валентина Кошкина. 18 февраля 2017 года

Используемая литература: "Записки флота капитан-лейтенанта Егора Метакса",

                                             Изображения картин и портретов взяты из Интернета,

                                             фотографии из архива автора.