Ностальгия по-немецки

На модерации Отложенный
В последнее время в Германии появились те, кто тоскует по новому рейху
Григорий Шехтман
09.01.2023
 

У немцев в последние десятилетия проявились разные типы ностальгии: в Восточной Германии (бывшей ГДР) – это ностальгия по жизни в демократической Германии, она получила название остальгия.

У потомков недобитых нацистов всё больше ощущается свойственная немцам тяга к реваншу.

А в самое последнее время в Германии появились немцы, тоскующие по новому рейху.

Им снова захотелось стать подданными империи и иметь своего императора.

Парадоксы объединения ФРГ и ГДР

«Железная леди» Маргарет Тэтчер категорически противилась объединению ФРГ и ГДР.

До крушения Берлинской стены оставалось несколько месяцев, когда она позвонила Михаилу Горбачеву и напрямую сообщила ему о том, что ни Британия, ни Европа никогда не примут объединения Германии и что «монстр не должен быть возрожден».

В этой же беседе с советским генсеком она попросила его не допустить развала Варшавского пакта (!) и «нестабильности в Восточной Европе», утверждая, что «Британия не заинтересована в этом».

Президенту Франции Миттерану она заявила: «Мы не хотим объединения Германии, поскольку это означает хаос и передел границ в Европе, а это будет угрожать нашей безопасности».

Страсти накалялись, и через месяц после падения Берлинской стены к англичанам присоединились французы.

Жаку Аттали, советнику Миттерана, прилетевшему в Лондон к Тэтчер на консультацию, она с порога закричала: «Мы дважды разгромили Германию, а они всё возвращаются и возвращаются!».

Аттали признался ей, что «кажется, СССР не будет препятствовать созданию единой Германии, и что это всё вызывает во Франции ужасную панику».

Тэтчер продолжала действовать.

Она позвонила премьеру Италии Джулио Андреотти и объяснила ему всё — про немецкую проблему, немецкий национальный характер, размеры и выгодное расположение объединённой страны в центре Европы.

Разговор закончился констатацией факта: «Мы боимся Германии, она подомнёт под себя экономику Европы, она будет разрушать, а не скреплять европейское единство».

Противники объединения Германии прикинули, что экономика новой Германии будет больше, чем у Франции, Испании и Италии вместе взятых, и что Германия, пользуясь экономической мощью, будет настаивать на расширении своих границ.

Примечательно, что Гельмут Коль действительно 14 марта 1990 года намекнул, что немцев не устраивает польская граница и что немцы могут вернуть границу 1937 года, «силой, если потребуется».

В крайнем случае, Коль был согласен на компенсацию за переселение немцев после войны.

В ответ на это начался дипломатический нажим такой силы, что ФРГ мгновенно переменила позицию и 14 ноября 1990 года поспешила подписать договор с поляками об отсутствии взаимных претензий.

Джулио Андреотти в вопросе об объединении Германии придерживался такой же точки зрения, что и Тэтчер, и с присущим ему юмором пошутил, говоря, что «настолько любит Германию, что хотел бы оставить Германий побольше — например, две».

Между тем 21 ноября 1989 года Михаил Горбачёв одобрил публикацию Гельмутом Колем программы «Десять шагов по Преодолению Разделения в Германии и Европе».

Западные державы были этим сильно встревожены, т.к. Советский Союз не собирался останавливать процесс объединения ФРГ и ГДР.

В марте 1990 года Тэтчер собрала историков и дипломатов в Чекерс-хаусе и четко заявила: «Немцы опасны. Великобритания и Франция должны быть едины перед германской угрозой.

Объединение не должно состояться раньше 1995 года, а вообще желательно, чтобы оно произошло значительно позже.

Проблемы немцев - это проблемы немцев. Мы — державы, которые победили Германию!».

Довольно образно ситуацию с объединением Германии описал один из американских послов: «Это всё чистое безумие, и вся Европа кипит, это просто восстание европейцев против германской государственности».

Дело, однако, не сводилось к немецкой государственности. Вопрос ставился гораздо шире.

В разгар дискуссий, касающихся объединения Германии, Тэтчер пригласила к себе крупнейших наиболее авторитетных американских специалистов по Германии (Гордона Крейга, Фритца Штерна, Джорджа Урбана и Тимоти Гартона Эша) и всем им задала вопрос: «Что вы думаете о немцах?».

Эти специалисты отметили в немцах следующие черты: отсутствие сочувствия по отношению к другим людям, зацикленность на самих себе, агрессивность, высокомерие, комплекс неполноценности, сентиментальность, безрассудство, самодовольство».

Эти оценки совпали с ее мнением по этому поводу. «Они всегда будут такими, какие они есть», — таким был ее вывод.

Когда Тэтчер связалась по телефону с последним премьер-министром ГДР Лотаром де Мезьером, тот рассказал Тэтчер, что и Буш и Горбачёв за новую Германию, и что, при всём уважении, премьеров Франции и Италии никто слушать не будет.

Сейчас считают, что объединению ФРГ и ГДР поспособствовал экономический кризис в ГДР и положительное отношение к этому объединению США и Советского Союза, позиции же европейских союзников вообще не принимались в расчёт.

3 октября 1990 года в ГДР были аннулированы конституция страны и все органы управления, её заменили основным законом ФРГ в редакции 1949 года.

В действительности происходило не воссоединение, а поглощение ГДР (аншлюс).

В Восточную Германию прибыли чиновники из ФРГ, которым предстояло возглавить все местные органы власти и управления.

Бывшие граждане ГДР, работавшие в органах власти, бывшие партийными активистами, сотрудниками силовых структур фактически оказались за бортом общественной жизни, лишенными возможности продолжать карьеру в объединенной Германии.

Власти объединенной Германии считали их потенциально неблагонадежными гражданами, да и западные немцы не собирались допускать новых конкурентов в сферы управления, безопасности, вооруженных сил, правопорядка.

Пострадали и бывшие военнослужащие Национальной народной армии (ННА) ГДР, которая считалась второй по боеспособности армией стран социалистического лагеря после Советской армии.

Идея интеграции ННА в состав Бундесвера даже не рассматривалась всерьез.

В состав Бундесвера включили только рядовой и унтер-офицерский состав срочной службы, которым предстояло дослуживать уже в вооруженных силах ФРГ.

Что касается генералов, адмиралов, офицеров и унтер-офицеров, то все они были уволены с военной службы.

На улице оказались 23 155 офицеров и 22 549 унтер-офицеров. За редкими исключениями, практически никому из них не удалось поступить на службу в Бундесвер.

Лишь 2,7% офицеров и унтер-офицеров все же были приняты в Бундесвер — это были технические специалисты, просто необходимые ФРГ для обслуживания той техники, которая осталась от ННА.

Остальные были уволены, причем без зачета им стажа военной службы.

Так как им не засчитали прохождение службы в ННА даже как гражданский стаж, они не смогли претендовать на нормальные вакансии и в большинстве своем были вынуждены заниматься малооплачиваемым и низкоквалифицированным трудом.

Несмотря на то, что официально руководство ФРГ объявило, что в Восточной Германии происходит установление демократии, на практике права и свободы граждан всячески нарушались.

Восточных немцев лишали права трудоустройства по специальности, оставляли без пенсий, не засчитывали трудовой стаж, вносили в унизительные списки бывших партийных активистов и государственных служащих.

Причем делалось это, в том числе и в интересах снижения безработицы в Западной Германии.

Остальгия и память о ГДР

В объединенной Германии со временем четко обозначилось меньшинство, в культурном отношении и идеологическом плане ориентированное иначе, чем западное большинство. Несколько поколений восточных немцев стали носителями уникального опыта существования в двух разных системах  социалистической и капиталистической.

Их потомки также унаследовали этот опыт.

Немного о терминах. Осси — на немецком Ossi, от слова Ost — восток.

Весси — соответственно, Wessi и Westen — запад.

До объединения ФРГ и ГДР эти термины использовали для обозначения жителей ГДР и жителей ФРГ, а также Западного Берлина.

Термины эти не новые.

Более 100 лет назад некоторая часть немецких и австро-венгерских евреев считали себя в культурном отношении выше, чем «русские евреи», которых они называли «восточными евреями», а затем — осси, а себя — весси.

К слову, и те, и другие евреи относились к одному и тому же субэтносу — ашкенази.

После объединения Германии появилось и такое гибридное понятие, как восси, которым стали называть жителей восточных земель, переехавших на запад, и жителей западных земель, переехавших на восток.

В начале 1990-х годов под словом остальгия понимали разные понятия.

Как ни парадоксально, но тогда никто не причислял себя к «остальгирующим» и не называл остальгией то, к чему сам имел отношение.

Качественные изменения в восприятии этого понятия произошли в 1997 году, когда Ральф Хеккель прославился своими вечеринками для «осси», которые он называл «остальгическими».

Затем это слово стали использовать продавцы восточногерманских продуктов и дизайнерских товаров.

Хеккель стал проводить выставки, дискотеки и прочие мероприятия, оформленные ушедшей коммунистической атрибутикой.

Этот энтузиаст стал собирать по Европе статуи Ленина, одну из которых он установил даже у себя в квартире!

Примечательно, что особым успехом такая стилистика стала пользоваться у западных немцев.

Правда, положительное отношение к ГДР западным немцам казалось странным и неблагодарным.

Многие из них полагали, что вместо «оплакивания» ГДР восточным немцам следовало бы радоваться обретенной свободе и брать пример с западных немцев с их «экономическим чудом».

В дискуссиях политиков понятие «остальгия» чаще используется как клеймо, причем как в критике справа, так и слева.

Однако с таким толкованием парадоксальным образом уживается аполитическая ностальгия.

Люди, живущие в ФРГ, нередко с умилением вспоминают свое прошлое, связанное с ГДР.

Они вспоминают свои успехи в преодолении трудностей, счастливые события среди друзей и близких и пытаются оптимистически оценить свой жизненный путь.

На эту остальгию нацелены производители восточногерманских товаров, а также издательства и телеканалы, транслирующие сериалы времен ГДР.

У этой категории «осси» и свои критики.

Им порой кажется непонятным и непростительным, что многие из тех, кто жил в ГДР, были аполитичны и пытались, как могли, приспособиться к условиям режима, а после объединения Германии совершенно не изменились.

Руны, эмблемы и татуировки

Германские древние символы (руны) считают одними из самых сильных и таинственных.

По мнению историков, руническая символика появилась в Германии в III веке. 

Нацисты широко ее использовали, осуществляя тем самым взаимосвязь древних культов и современности.

Появившаяся в конце прошлого века в Германии фирма «Тор Штайнар» занималась дизайном и производством одежды для молодежи.

Особую популярность у нее приобрели свитера, украшенные руническими символами, использовавшимися при нацистском режиме.

Образцы одежды этой фирмы отличались высоким качеством, превосходя по многим показателям дешевый импорт, ввозимый в Германию.

Основатели марки видели острый недостаток современного рынка в качественной одежде, отличающейся своим стилем.

Они стали выпускать повседневную, доступную, удобную одежду, отличающеюся оригинальным дизайном, а также использованием рунических знаков рода, символов, мифологической символики викингов и готического шрифта надписей.

Фирма имела сеть магазинов по всей Европе, в том числе и в России.

Однако у нее скандальная репутация и куча проблем из-за активного использования символики времён Третьего рейха.

Первоначальный логотип «Тор Штайнар» представлял собой комбинацию двух символов рун: тейваз и совило.

Тейваз-руна ассоциировалась в нордической мифологии с борьбой и действием, совило-руна означает «Солнце, энергия».

После судебного процесса скандал вокруг «Тор Штайнер» разгорелся не на шутку, один из судебных процессов поставил фирму перед необходимостью сменить логотип, составленный из рун «тейваз» и «совило», показавшийся антифашистам похожим на символику нацистской Германии.

«Тор Штайнер» разрабатывает новый логотип, — это руна гебо, символизирующая Дар, Гостеприимство и Брак.

Новый логотип был «благословлён» немецкой прокуратурой, которая даже выдала «Тор Штайнер» аттестат надёжности и заявила, что новый символ не вызывает никаких отрицательных ассоциаций, а скорее напоминает по форме «Андреевский крест».

Знак «волчий крюк» (вольфсангель) давно примелькался на знаменах бандеровцев, в течение многих лет устраивавших шествия по улицам украинских городов.

Этот знак однозначно воспринимается как символика нацистских и неонацистских движений.

Изображают традиционный «волчий крюк» горизонтально.

Он похож на большую латинскую букву N с чертой посередине, изображенной вертикально.

Происходит название этой руны от формы специального орудия – волчьего крюка, с помощью которого в древности ловили волков.

Знак «волчий крюк» был эмблемой 2-й танковой эсэсовской дивизии «Дас Райх» и еще четырех гитлеровских частей во время Второй мировой войны.

Затем знак стал эмблемой бандеровского полка «Азов»* и перекочевал на бандеровские знамена, которые по улицам Украины проносят в честь украинской дивизии СС «Галичина» и безнаказанно несут на всяких других шествиях, до боли похожих на немецкие нацистские шабаши.

В Мариуполе в плен нашим войскам сдались больше двух с половиной тысяч украинских боевиков, сидевших в подземельях завода «Азовсталь».

Перед следователями стояла непростая задача  рассортировать их на обычных бойцов ВСУ и националистов, зверствовавших в Донбассе с 2014 года. В этом состояла практическая сторона намеченной денацификации.

Для решения этой задачи следователи стали изучать татуировки на теле пленных.

Нацисты из полка Азов»* настолько уверовали в свою безнаказанность, что многие из них превратили свое тело в «иконостас», сильно облегчивший работу следователей.

Оказалось, что фантазия украинских нацистов, поклонявшихся германской символике, не знает границ. Они додумались до того, что в орел Рейха воткнули вместо свастики украинский трезубец!

Руна «волчий крюк» настолько полюбилась нацистам «Азова», что они сделали ее официальной эмблемой своего полка.

К слову, этот знак был и на логотипе маргинальной Социал-национальной партии Украины (детище Олега Тягнибока).

В татуировках бандеровцев этот знак занимает одно из ведущих мест. Украинские нацисты осознанно копируют германскую атрибутику, показывая тем самым связь с Гитлером, карательными отрядами и язычеством Северной Европы.

Кроме того, на татуировках присутствуют портреты Адольфа Гитлера и Степана Бандеры, однозначно указывающие на преемственность нацистских идеологий.

Планы «изгнанных»

Восточно-прусское землячество, входящее в «Союз изгнанных», насчитывает в Германии 200 тысяч активных членов.

Регулярно проводятся съезды этого землячества, которые до боли похожи на классические нацистские представления: торжественный вынос знамени, траурное поминовение павших товарищей, коллективное пение официально отмененной третьей строфы немецкого гимна («Германия превыше всего…»).

Тысячи делегатов съезда с умилением слушают запись звона колоколов «кенигсбергского» собора, осознавая при этом вполне прозрачную символику.

Кроме того, организаторы подобных съездов большое внимание уделяют укреплению отношений между «старыми и новыми жителями Восточной Пруссии». Так, в 2005 году премию в области культуры присудили «русскому из Кенигсберга» Сэму Симкину.

Житель Калининграда Сэм Симкин поэтом и переводчиком был, безусловно, замечательным, но в контексте политики, проводимой немцами в этом регионе, подобный тактический прием ощутимо отдает фальшивым запашком «красной селедки», отвлекающей, по мнению англичан, от истинной сути событий.

А суть эта состоит в следующем.

В сентябре 2004 года депутаты бундестага от фракции ХДС обратились к федеральному правительству с запросом относительно «экономического будущего» Калининградской области. Ими был сформулирован 51 вопрос, 14 из них касаются идеи создания «Еврорегиона Пруссия».

Они полагают, что на территории бывшей восточной Пруссии, включающей районы Польши, России и Литвы, можно было бы создать квазигосударственное образование в рамках Европейского союза.

Идея создания такого «еврорегиона» была высказана ранее представителями молодежной организации Восточнопрусского землячества.

Они предлагали такой «еврорегион» заселять немцами, для чего следует предусмотреть права преимущественной покупки земельных участков для активистов землячества.

Примечательно, что незадолго до этого саксонский премьер-министр признал тот факт, что Восточнопрусское землячество вынуждено было отмежеваться от своей молодежной организации, в которой широко распространились неонацистские идеи.

Можно ожидать, что подросшая смена этого землячества неизбежно приведет к превалированию в нем коричневого цвета.

На явно реваншистский депутатский запрос в России прореагировали однозначно, подтвердив настоятельную необходимость постоянно находиться в боевой готовности.

Ясно, что для России потакание любым планам отторжения Калининградской области было бы предательством по отношению к памяти наших воинов, отдавших жизнь за Великую Победу.

По новому рейху затосковала элита

В Германии в декабре 2022 года обнаружили заговорщиков, являющихся сторонниками «Граждан Рейха».

Они захотели вернуть страну к границам до 1937 года, возвращения части Венгрии, Польши, а также Восточной Пруссии.

Группировка заговорщиков считала своей задачей бороться с институтами и представителями государства, обеспечив себе власть.

При этом вооруженным путем предполагалось в муниципалитетах и округах осуществить «системные изменения на всех уровнях», т.е. устранить элементы правового демократического государства, которое на деле, по их мнению, таковым не является.

Заговорщики при осуществлении своих целей допускали вынужденные политические убийства.

Произошли аресты нескольких десятков человек, которых подозревают в связи с движением рейхсбюргеров «Граждан Рейха».

Обыски прошли более чем у 130 человек в 11 землях из 16.

Рейхсбюргеры представляют собой сетевое неформальное движение в Германии, не имеющее единого руководящего центра.

Они представляют собой совокупность мелких групп интеллектуалов и предпринимателей, не воспринимающих ФРГ как легитимную структуру и считающих ее даже не государством, а корпорацией или территорией, оккупированной Соединенными Штатами.

Они крайне отрицательно относятся к глобализации, массовой миграции в Германию и членству страны в НАТО.

 Специально для «Столетия»