Непротиворечивость законов или lex specialis derogat generali

В Гражданском кодексе (ГК) РФ есть глава 30 – «Купля-продажа». А в этой главе есть параграф 6 –«Энергоснабжение». А в этом параграфе – статья 539 «Договор энергоснабжения». А в этой статье есть пункт 4: «К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное».

Вы поняли смысл этого пункта? Для тех, кто не понял, поясняю: специализированный или региональный закон, или даже не обязательно закон, а какое-нибудь постановление, разъяснение или указание, может изменить то, что написано в федеральном кодексе, в ГК РФ. Этот пункт соответствует принципу римского права: Lex specialis derogat generali (специальный закон отменяет (вытесняет) общий закон). Но это преступный принцип.

В советское время Никита Хрущёв, полагая, что конкретная специфика, злоба дня важнее основополагающих принципов права, запрещающих усиливать наказание задним числом, настоял на расстреле валютчиков в соответствии с новым указом.
И валютчиков, то есть менял долларов на рубли: Яна Рокотова, Владислава Файбышенко и Дмитрия Яковлева – расстреляли за деяния, которые они совершили до принятия указа.

Пункт 4 статьи 539 ГК РФ, конечно, не может изменить Уголовный кодекс, но он построен по принципу, который выхолащивает основополагающие законы. Этот принцип сказался не только на нашем ГК и не только на нашей Конституции, но и в мировом масштабе – на Всеобщей декларации прав человека.

Нужны основополагающие принципы справедливости.

Один из таких принципов: специальный закон или иной правовой акт должен соответствовать общему закону, а не противоречить ему. Специальный закон может лишь уточнять общий закон. Тогда написание общих законов станет очень ответственной работой, где недопустима халтура, которую позволяют себе современные законодатели, формулируя общие положения, не имеющие почти никакого значения.