"Теория малых дел нас не возбуждает..."
На модерации
Отложенный
Предприниматель Михаил Прохоров недавно выступил со скандальной инициативой о 60-часовой рабочей неделе. А ведь буквально в октябре он очень правильные вещи говорил в интервью журналу "Сноб" о том, что элита не очень понимает, что творится непосредственно у людей, и что он лично хочет быть ближе к улице.
И вот наступает на те же грабли, что и вся элита. На "Эхе Москвы" Прохоров пытался объяснить, что хочет своей инициативой привести Трудовой Кодекс к существующим реалиям. На что ему резонно сказали, что это реалии нужно приводить к нормам Трудового Кодекса, а не наоборот.
Но я хочу сейчас вернуться к интервью Прохорова в "Снобе". Там мне понравились несколько его высказываний, после прочтениях которых у меня попутно родились некоторые мысли.
Про элиту я уже упомянул, приведу цитату полностью:
"Основная проблема российской элиты за последние 300-400 лет в том, что эта элита не очень понимает, что творится непосредственно у людей... У нас и сейчас так часто происходит, и именно поэтому я хочу быть ближе к земле, не терять чувство реальности. Я уверен, что принятие стратегических решений должно опираться не только на знание макроэкономической ситуации, но и на реально происходящие в стране события и процессы".
На мой взгляд, похвальное желание. Другой вопрос, что г-н Прохоров, все-таки, это чувство реальности тоже начинает терять, судя по его последним инициативам.
Вот еще одна интересная цитата:
"Система по-разному гармонизируется на каждом уровне и на каждом уровне существует своя шкала ценностей, с которой нужно считаться. Например, для моих замов прежде всего была важна капитализация, себестоимость продукции и так далее. А для простого рабочего важна удобная рабочая форма, нормальный вспомогательный инструмент, которым он работает, правильно организованное рабочее место. Очень важно понимать, что стабильность и успех системы в целом зависят от способности руководителя гармонизировать каждый уровень, ориентируясь именно на ту шкалу ценностей, которая на том уровне существует, а не пытаясь привнести собственные представления о прекрасном... Проблема элиты в том, что она часто действует ровно наоборот: то есть пытается эстраполировать свою систему ценностей на других, и это, конечно, не работает".
Опять-таки, по моему мнению, очень верные мысли. У нас в стране директора не привыкли задумываться о том, как сделать работу сотрудников более комфортной. Иногда даже микроволновку и кипятильник коллектив выпрашивает с боем, хотя, казалось бы, каждый начальник должен понимать, что это элементарная потребность, не удовлетворив которую, он тем самым подрывает моральную атмосферу в коллективе и желание плодотворно работать. А сколько еще таких мелких неустроенностей, мелочей, на первый взгляд, из которых складывается общая картина разрухи на предприятии, да и в стране в целом.
Еще цитата:
"Я считаю, что великой русской мечты не существует, потому что у каждого она своя. У нас каждый гений, он не любит заниматься тем, чем надо, а вот за державу, за глобальный мир всем нам интересно порассуждать на кухне. А свою конкретную работу чаще всего мы делаем плохо, потому что она неинтересная, и обычно теория малых дел нас не возбуждает".
И тут я опять соглашусь. Сколько примеров перед глазами, когда люди просто хотят отсидеть свои восемь часов, не прикладывая особых усилий к работе, не стараясь что-то улучшить, а только нетерпеливо посматривая на стрелку часов: "Ну когда же домой?!!" По большому счету, нужно не увеличивать рабочую неделю до 60 часов, а думать о том, как сделать более эффективными те 40 часов, которые есть сейчас. И это в силах каждого конкретного работника. Просто не надо быть инертными, не надо ждать приказаний начальника. Начальник сидит там у себя в кабинете и бывает, что знать не знает, что происходит в конкретном отделе и на конкретном рабочем месте. Здесь важна инициатива каждого трудоспособного гражданина.
Именно такие в большинстве своем немцы и японцы. Над ними не нужен надсмотрщик. Желание качественно выполнять свою работу, что-то постоянно улучшать уже у них в крови. Вспомним хотя бы про кружки качества, которые есть в Японии на многих предприятиях, и которые образуются не сверху, а снизу, по инициативе самих рабочих. Люди встречаются даже в нерабочее время и обсуждают, что, где и как можно улучшить в текущей работе. Пора и российским трудящимся меняться в этом направлении, а так никакое Сколково не поможет сделать технологический прорыв.
Проблема в том, что огромные нефтяные и газовые запасы расслабили не только элиту. Психология иждивенчества распространилась до самого низа. Мы не хотим работать, мы все хотим жить только за счет природных богатств. Для чего что-то изобретать, придумывать. Давайте просто возьмем доходы от продаваемых за границу ресурсов и поделим на всех.
Ох, как хорошо мы тогда заживем. А что ресурсы не безграничны, что вечно жить за счет эксплуатации природных ископаемых не получится, об этом как-то почти никому не хочется задумываться.
Еще одна цитата из интервью:
"Российское общество вообще очень меняется. Я это вижу по бизнес-элите, например. Отношения внутри бизнес-класса стали лучше, чем в девяностые годы, нет такой сильной ненависти крупного капитала к олигархам, среднего капитала к крупному, как-то мягче становятся. Я сужу по личным контактам. Нет зависти, злости. На различных форумах люди интересуются не тем, у кого сколько, а тем, что можно было бы сделать вместе. И это шаг вперед..."
Не знаю, насколько личные ощущения Прохорова совпадают с реальными ощущениями предпринимателей, но зависть, на мой взгляд, остается довольно серьезной проблемой. Зависть - это причина разобщенности наших людей. Даже родственники зачастую не могут простить друг другу карьерных и денежных успехов, перестают общаться, дуются по своим углам, вместо того, чтобы порадоваться.
Прохоров про критику и ответственность:
"Мне кажется, что сверх определенного предела критика начинает приносить негативный эффект, становится разрушительной, усиливает неверие в собственные силы. И возникает ощущение, что в этой стране ничего нельзя сделать. Это такая классическая модель российской интеллигенции: критика - и никаких предложений, как делать иначе... Это страх брать ответственность. Когда не просто критикуешь, но и предлагаешь альтернативу, то могут же попросить: ну, сделай. А наша история такова, что мы научились бояться ответственности".
Тоже соглашусь. Та артиллерия критики, которая ежедневно обрушивается на правительство и на страну вообще как таковую, по-моему, она, если не ослабнет, то очень быстро заново обрушит государство, как это было в 1917, а затем в 1991 году. Обеим революциям предшествовала массированная артподготовка в СМИ. Царский режим не за один год развалился, его методично подтачивали как минимум с 1905 года, когда император дал зеленый свет небывалам для монархии свободам, в том числе и касательно прессы.
Начиная с созыва первой Думы, несмотря на последовавшие за тем откаты к самодержавной реакции, Россия начала эволюционировать в конституционную монархию. Если бы не работа антироссийских международных сил и пятой колонны, я думаю сейчас бы мы уже жили в монархии британского типа. То есть российские императоры царствовали бы, но не правили. А тот же премьер (например, Путин) имел бы больше властных полномочий в стране, чем какой-нибудь Николай IV или Александр VI. И жили бы мы даже лучше чем в современной Британии, так как избежали бы кровавой гражданской войны и террора, уничтоживших цвет нации того времени и подорвавших экономическую мощь страны.
Также и развал советского государства в 1991 году сопровождался мощнейшей критикой в СМИ, развязанной группой партийных идеологов еще с середины 80-х годов. На этом этапе у страны был шанс выбрать китайский вариант развития: не демонтировать партийную систему, а провести реформы в рамках существующего строя. Перейти от плановой экономики к экономике смешанного типа, когда цены на базовые товары в стране (энергоносители, коммунальные тарифы и т.п.) регулируются государством, но при этом предоставляется полная свобода.на менее значимых рынках товаров и услуг, где возможна и необходима совершенная конкуренция. Однако вновь нашлись сторонники радикальных решений.
Сейчас такое чувство, что история повторяется. Та критика, которая ведется сейчас, она во многом правильна и находит живой отклик среди граждан. Но критики очень редко предлагают какую-то альтернативу. Они просто критикуют, создавая в умах людей неразбериху. Разрушать и критиковать всегда проще. Только непонятно, опять разрушим, а дальше что делать будем?
Ну и напоследок еще одна цитата из интервью:
"Я абсолютно согласен, что большинство российских людей действительно несчастны. Причем это не зависит от денег, и от успеха личного не зависит. Просто невеселые, не улыбаемся. Крупный бизнес боится потерять, потому что нет признания богатства. Средний бизнес завидует крупному, но не считает себя защищенным. Все вместе не очень счастливы".
Людей, чувствующих себя несчастными, действительно, вокруг много. Я так думаю, они несчастны от того, что излишне серьезно ко всему относятся. Такое у нас воспитание с детства. А слишком серьезное отношение к жизни неизбежно приводит к разочарованиям и депрессии. Людям не хватает более легкого отношения к жизни, гибкости в жизненных ситуациях. Не так уж все и плохо, чтобы постоянно хандрить и проклинать жизнь. Но не все умеют с юмором относиться к происходящему, а тем более к себе. Этому мешает слишком завышенное чувство важности, при этом абсолютно ничем не подкрепленное, если только хамством.
Комментарии
http://www.gidepark.ru/community/959/article/134010
Комментарий удален модератором
Это самое главное слить в канализацию недовольство по мелочам, а не на дерьмовую систему управления государством. Интегральным критерием недовольства которой является постоянное сокращение именно РУССКОГО народа.
Я Ельцина за это уважаю, он не с мигалкой ездил когда мэром был, а в автобусе помялся, в магазине гнилую картошку посмотрел. и рынков выходного дня на открывал, и маршрутов автобусных-троллейбусных новых добавил. Умный и грамотный был мужик. При нем вздохнули простые москвичи.