Национальная идея 20 лет спустя

На модерации Отложенный

С момента крушения СССР не прекращаются споры о том, какая национальная идея теперь сможет объединить большинство граждан на оставшейся части России.

Многие считают, что национальная идея вообще не нужна. Тем более, что согласно 13-й статье Конституции РФ «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

С другой стороны, государству, как гигантскому «кораблю», необходимо какое-то осмысленное движение вперед, а не хаотичный бег по воле волн. Команде нужно знать, куда и зачем плывет корабль. И чтобы доплыть, команда должна чувствовать себя именно командой, а не случайным скоплением человеческих существ.

Но ведь совсем не обязательно для того, чтобы граждане страны почувствовали себя одной «командой», вводить какую-то законодательно утвержденную всеобщую идеологию. Не нужно изобретать велосипед. Все уже давно придумано, и находится у нас прямо перед глазами.

Многонациональная и многоконфессиональная Россия, как это ни странно, очень похожа на Соединенные Штаты Америки. И в той, и в другой стране есть народ – основатель государства, который отказался от доминирующей роли и признал свое равноправие со всеми народами, вошедшими в состав государства. В России это русские, в США – англо-саксы.

Главным объединяющим фактором для населения США становится общее гражданство и общие национальные интересы, а не какая-то отдельная культура или религия. Независимо от национальности или вероисповедания каждый гражданин обязан защищать национальные интересы государства в целом, а не интересы своей отдельной общины. За это государство гарантирует своим гражданам обеспеченную жизнь внутри страны и защиту в любой точке земного шара.

Очень ярко в одной из своих книг об этом пишет А. Буровский:

«Согласно американской логике, человек лично, самостоятельно, не спрашиваясь у начальства, может изменить свое гражданское состояние. Он въехал в США и стал гражданином этой страны. По ее законам он гражданин, и за ним стоит, его защищает вся мощь американского государства.

Как в древности римский гражданин бросал в лицо воющей толпе германцев и даков: «Я – римский гражданин!». И толпа трижды подумала бы перед тем, как обидеть его или нанести такому человеку материальный ущерб: все знали, что огромная и могучая Римская империя защищает своих граждан.

Велико ли дело – один человек? В варварском обществе – невелико. Но римский гражданин… Ценой его жизни станет неукротимое движение легионов через спелые посевы, дымное зарево над городами, кресты с распятыми на обочинах дорог. Лучше их, этих римлян, не трогать… Так и США готовы посылать канонерки к берегам «банановых республик»…

Конечно, речь не идет о том, чтобы в угоду государству отказываться от своих национальных корней или от своих верований. Просто не должно быть попыток навязывать всем другим гражданам господство какой-то одной части общества по национальному или религиозному принципу.

В этом плане у нас сейчас действует прекрасная Конституция.

В ней замечательно изложены основы государственного устройства и права и свободы человека и гражданина. Достаточно просто ее соблюдать не на словах, а на деле.

Общее гражданство, общая сопричастность к обустройству такого великого и удивительного государства, каким является Россия, и должно стать национальной идеей. 

Что самое интересное, мы все не так сильно разделены по национальным и религиозным признакам, как это может показаться на первый взгляд. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что в России господствует одна общая культура среди абсолютного большинства населения.

Это светская культура. Даже те, кто относит себя к той или иной конфессии, в большинстве своем имеют какого-то своего Бога в душе и очень слабо соблюдают какие-то религиозные обряды. Большинство христиан, мусульман и верующих других конфессий – это обычные люди, которые живут обычной светской жизнью, далекой от религиозного идеала. 

Вывести их из себя может только прямое оскорбление их религиозных или национальных чувств.

Дейл Карнеги в одной из своих книг приводит следующий параграф, взятый из книги профессора Джеймса Гарвея Робинсона "Разум в процессе становления". Этот отрывок, как мне кажется, очень хорошо иллюстрирует настоящее духовное состояние современного человека:

«Иногда мы ловим себя на том, что меняем наши мнения без всякого сопротивления и без каких-либо тяжелых переживаний, но если нам скажут, что мы неправы, мы приходим в негодование от подобного обвинения и ожесточаемся против обвинителей.

Мы невероятно небрежно относимся к формированию наших убеждений, но обнаруживаем, что исполнены прямо-таки болезненным пристрастием к ним, когда кто-нибудь даже из самых дружеских побуждений, намеревается нас лишить их. По-видимому, нам не так уж дороги сами наши идеи, как оказывающееся в подобных случаях под угрозой наше чувство самолюбия и самоуважения.

Мы любим сохранять веру в то, что приучены были принимать за истину, и когда усвоенное нами подвергается сомнению, мы возмущаемся и упорно сопротивляемся, цепляясь за него, изыскивая всевозможные доводы в его защиту».

Вот именно так и получается. В обычной жизни мы редко размышляем на темы о высоком и вспоминаем те убеждения и нравственные установки, которые в нас воспитывались с детства. У нас достаточно важных дел, чтобы думать о них: о работе, о своем доме, о том, где провести отпуск и т.п.

И если в людях искусственно не разжигать негодование, оскорбляя их верования и убеждения, то люди так и будут спокойно заниматься своими повседневными делами.

Поэтому объединение людей вокруг идеи общего гражданства и общих государственных интересов в независимости от их национальности и религии вполне реальное дело. Обустраивать и защищать Россию как общее государство, улучшать внутри страны все сферы жизни. То есть как таковая национальная идея уже давно придумана. Достаточно просто развивать то, что уже есть, не опуская руки перед трудностями, перед той неустроенностью, которой все еще у нас хватает.