День гнева в Тбилиси. Наша история. 1956

Итоги разговора с властью. 1956

 

Суконная слобода

Недавно купил книгу Сергея Хрущева об отце, Никите Хрущеве. Много интересного. Например, история, связанная с XX съездом партии, с докладом Хрущева против культа личности Сталина. Свой доклад Хрущев, как известно, прочитал 25 февраля 1956 года, в последний день съезда, и он был закрытым. На съезде присутствовал Болеслав Берут, первый секретарь ЦК ПОРП, руководитель Польши.

Руководителем Польши он был с 1948 года. Между прочим, славился прямо-таки патологическим женолюбием, любовниц обычно избирал в ЦК ПОРП. Женщины у него были очень красивые, все как на подбор. Доклад Хрущева произвел на него такое впечатление, он испытал такое потрясение, что решил не возвращаться в Польшу, где правил, подобно Сталину, и покончил жизнь самоубийством. Как писали историки: «Обстоятельствами самоубийства Берута занимался в КПСС Шепилов...» Написали, что он умер в Кремле от воспаления легких.

Это была грозная «первая ласточка» доклада. Кто знает, как сложилась бы история КПСС, если бы Никита Хрущев не прочитал этот доклад на XX съезде? Но мог ли он его не прочитать? В своих воспоминаниях Хрущев пишет, что это было неизбежно, нужно было освобождать из ГУЛАГа около 10 млн политически репрессированных, и это были люди активные. Нужно было решать - реабилитировать ли их полностью, они требовали полной реабилитации и они рассказали бы всем о том, что с ними случилось. Молотов (хотя и его жена Полина Жемчужина была арестована Сталиным) и его группа предлагали не реабилитировать их, а оставить в ссылке в Сибири, чтобы информация о репрессиях не распространилась.

Хрущев с ним спорил: «Но ведь это настоящие коммунисты, наши люди, мы перед ними в долгу, как можно их сгноить в Сибири? Все десять миллионов». Нужно вспомнить, что первым провести радикальную политическую амнистию предложил Лаврентий Берия. Он, например, выступил еще в 1953 году, до своего ареста, с предложением объединить Германию и сделать ее нейтральной, как в будущем сделали Австрию, выведя советские войска из Вены в 1955 году.

В Австрии был осуществлен бериевский план, такой же план Берия предлагал для Германии. Берия считал план создания ГДР нежизнеспособным. Но его обвинили в том, что он английский шпион. Берия в 1953 году предложил, чтобы первыми секретарями партии всех республик были только представители титульной национальности. Предложение Берии не приняли.

5 марта 1956 года исполнялось три года со дня смерти Сталина. Первый секретарь Мжаванадзе в Грузии, исходя из тезисов доклада Хрущева, принял решение «замолчать» его. Из всех похоронных бюро исчезли похоронные венки, чтобы люди не возлагали их к памятнику Сталину. Но в Тбилиси вышли на демонстрацию с требованием отметить третью годовщину смерти Сталина 500 студентов. Затем 5 тысяч, так как партийное руководство Грузии тайно поддерживало это движение, оно было недовольно осуждением Сталина.

Настоящие беспорядки начались 7 марта. Вокруг памятника Сталину собралось около 30 тысяч человек, гудели автомобили. Звучали лозунги «Слава великому Сталину!». Раздались требования реабилитировать маршала Берию, отправить в отставку Хрущева, Булганина, Микояна, сделать первым секретарем партии Молотова как верного «сталинца». Мжаванадзе предложил Политбюро ввести в город танки, но Хрущев был против, сказал, что «побузят и разойдутся», предложил самому Мжаванадзе выступить перед толпой.

Толпа уже выросла до 70 тысяч. На площади по кругу ездил открытый ЗИС, в котором сидели актеры, загримированные как Ленин и Сталин. Было много лозунгов, которые несли школьники: «Ленин-Сталин». Школьников организовывали директора школ, это служит косвенным указанием, что демонстрации поощрялись «сверху».

8 марта в полдень Мжаванадзе выступил на митинге. Он обещал поддержать участников митинга и «нашего дорогого Сталина в обиду не давать». В это время в Грузии после XX съезда отдыхал на государственной даче на окраине Тбилиси китайский маршал Чжу Де, до этого он побывал в Баку и Ереване. Дальше началась фантасмагория.

На перманентно разраставшемся митинге один из выступавших заявил, что Мао Цзэдун попросил Хрущева после съезда передать мумию Сталина из мавзолея в Китай и что китайские медики собираются воскресить Сталина, такая возможность существует. Толпа встретила это известие бурными аплодисментами. Сергей Хрущев опирается при этом на доклад председателя КГБ СССР Ивана Серова. Никита Хрущев читал этот доклад с круглыми глазами.

Собралось около пяти тысяч человек, в основном цвет интеллигенции, и они направились на госдачу к маршалу Чжу Де с просьбой, чтобы китайские товарищи оживили «великого Сталина». Ученые, профессора, писатели. По-моему, это сюжет для потрясающего кинофильма.

Толпа просит Мао Цзэдуна оживить «великого Сталина»! Это не придуманные легенды, это факты. Жизнь фантастичнее любой легенды. Кстати, одним из современных пропагандистских тезисов о Ким Чен Ыне, руководителе Северной Кореи, является постоянно вдалбливаемый в головы северокорейцев тезис, что Ким Чен Ын настолько особый человек, что он не какает и не писает. Это не юмор, это простая северокорейская правда. За заявление, что этого не может быть, что он какает и писает, как все люди, сразу волокут в кутузку как за очерняющую «великого вождя» информацию. Представить «великого вождя» Ким Чен Ына сидящим на унитазе равносильно государственной измене.

Нужно запомнить, отличие «великих вождей» в том, что они не какают и не писают, это один из признаков, отличающих «великих вождей». Думаю, обладает ли этой способностью Геннадий Зюганов? Вот какие люди нами руководят. Вообще способность какать и писать - это гнусная западная либеральная традиция и с ней нужно бороться, можно сэкономить большие деньги на канализации и израсходовать их на оборону против какающих и писающих. Оставим достижения северокорейской пропаганды, Соловьеву и Киселеву еще до них далеко.

Так вот, пять тысяч грузинских сталинистов прибыли на госдачу к Чжу Де, разгромив палками все заслоны, грузинские милиционеры не особенно и сопротивлялись. Чжу Де встретился с пятью представителями, его попросили выступить на митинге на центральной площади Тбилиси, требовали начать процедуру оживления Сталина. Но в это время ЦК КПСС уже сообщил ему, чтобы он побыстрее уезжал и нигде не выступал. Мао Цзэдун, несмотря на обещание оживить Сталина, тоже потребовал от него уехать.

Политбюро ЦК КПСС требовало от Чжу Де публично опровергнуть намерение китайских товарищей оживить Сталина. Чжу Де отказался опровергать эту информацию. 8 марта Мжаванадзе распорядился опубликовать в республиканских газетах передовую статью «Третья годовщина со дня смерти И.В. Сталина» и разрешил провести на предприятиях и в организациях Грузии митинги памяти Сталина. На зданиях были вывешены государственные флаги с траурными лентами.

К этому времени толпа выросла до 80 тысяч человек, 5 тысяч человек осадили редакцию газеты «Коммунист», 5 тысяч человек пошли на захват республиканского радиоцентра. Войска КГБ открыли огонь по толпе, попытавшейся захватить Дом связи, из пулеметов. Около трех тысяч человек пытались захватить городское управление милиции. На вокзале били стекла в московском экспрессе с криками «Русские собаки!» и «Бей армян!».

Танки начали давить демонстрантов на площади, погибло около 800 человек. Трупы погибших, в основном юношей и девушек, три дня вылавливали потом ниже по течению Куры. Как пишет Сергей Хрущев, отец решил не рисковать, «сдать назад», отменил антисталинский пленум ЦК, намеченный на июнь 1956 года. Маршал Жуков очень хотел выступить на пленуме и даже написал проект речи. Он хотел рассказать о причинах поражений в начале войны, о судьбе советских военнопленных. Свой многостраничный доклад сдал в архив.

                                                                                                                          Рашит АХМЕТОВ

Газета “Звезда Поволжья” № 45, 01 декабря 2016 года, Казань

Другие материалы газеты на сайте http://www.zvezdapovolzhya.ru/

 

Комментарий публикатора:

Ну, перво-наперво, каким боком к теме поверженного Совка какая-то “Суконная слобода” в заголовке?..

Читаем справку: “В Казани за период подготовки к празднованию тысячелетия города было уничтожено около трёх тысяч жилых домов. Основной удар приняла на себя Суконная слобода – огромный район в центре Казани. Целые улицы XIX века безжалостно пустили под бульдозер. Улица Свердлова, центральная улица Суконки, была уничтожена на 90 процентов. Ныне это улица Петербургская, на которой лишь несколько домов напоминают о былой истории.” http://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/peshkom-v-istoriyu/ekskursionnymi-marshrutami/398-71

Стало-быть, аллегория – не спешите рушить старое, как бы не утратить чего ценного… Хотя Суконной слободы, настоящего клоповника и гнидника, совершенно не жаль!..

Чёрт его знает, что и сказать в основную тему статьи, но чем ближе к 2017-му роковому, тем сильнее начинают бурлить страсти в стране несостоявшегося сосиализьма. 6000 памятников дедушке Вове Первому по всей стране и патогенное излучение чучела из его мавзолея круглосуточно вот уже 92 года делают своё тлетворное дело.

И в результате у многих нераскаявшихся ленинско-сталинских капээсэсовцев закипают мозги и они сходят с ума от потребности что-то вернуть, кому-то отомстить, а заодно восстановить хотя бы “славянскую” часть большевистской России.

Вот что значит, не провели очищение душ, не покаялись на безымянных могилах жертв ГУЛАГа по всей стране, не снесли памятники, не переименовали улицы с фамилиями палачей народов России.

Более того, позволяем плеваться и грязно хамить по адресу Украины, начавшей пусть и непоследовательную, но всё же декоммунизацию и очищение площадей своих городов и сёл от истуканов.

Идея, основанная на крови граждан и тотальном принуждении и насилии, ущербна и нелегитимна изначально, в какую бы красивую пропагандистскую обёртку она ни была упакована. И должна быть навеки запрещена к использованию и упоминанию… Так не будем откладывать доброе дело!..