Newsland.com – место, где обсуждают новости.
Социальный новостной агрегатор №1 в Рунете: самое важное о событиях в России и в мире. Newsland.com - это современная дискуссионная платформа для обмена информацией и мнениями.
В режиме 24/7 Newsland.com информирует о самом важном и интересном: политика, экономика, финансы, общество, социально значимые темы. Пользователь Newsland.com не только получает полную новостную картину, но и имеет возможность донести до аудитории собственную точку зрения. Наши пользователи сами формируют информационную повестку дня – публикуют новости, пишут статьи и комментарии.
Комментарии
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ -
ИСТОЧНИК ВСЕОБЩЕЙ МУДРОСТИ
Никогда еще национальные, социальные и религиозные противоречия не представляли собой такую угрозу для выживания цивилизации. Причина этого состоит не только в том, что человек получил в свои руки средства огромной разрушительной силы, но и по причине существующей тенденции обострения упомянутых выше противоречий. Это тем более опасно, что внутри национальных, религиозных и социальных структур существуют силы, стремящиеся эти противоречия использовать для укрепления своих социальных и только социальных позиций? Это приводит к региональным конфликтам, войнам, сопровождающихся исключительной жестокостью и нарушением фундаментальных прав человека.
Этим деструктивным силам, опирающимся на объективно существующие национальные, религиозные и социальные различия, необходимо противопоставить не менее мощный противовес, который смог бы нейтрализовать эти противоречия и даже заставить их работать на благо цивилизации. Подчеркиваем, что речь идет не о том, чтобы искусственно снять
Такая попытка была впервые предпринята еще в 17-м веке великим чешским просветителем, педагогом и религиозным деятелем Яном Амосом Коменским в его философском труде ("Prodromus pansofiae"). По существу, эта робота представляла собой проект средств культуры, с помощью которых можно было бы осуществить переустройство мира на гуманистических основах, устранив из мира войны и насилие. В дальнейшем мы поймем, что новаторство его подхода состояло не в том, чтобы навязать миру свои идеалы, а в том, чтобы понять, каков мир есть на самом деле.
Приведем основные пансофические принципы Яна Амоса Коменского.
2. Картина мира должна быть увидена в единстве, в органической организованности и жизненности;
Результатом этого будет "Universalis sapientia" ("Универсальное знание"), связанно единством своих законов, которые действуют во всех дисциплинах и из каждого могут быть выведены;
4. "Универсальное знание" позволит впоследствии прояснить отдельные и противоположные истины и, одновременно, связать все взгляды общей целью;
5. "Пансофия распространиться по всему миру, открыв перед ним бесконечные возможности познания и совершенствования;
6. Когда реальность будет понята как единый живой организм, а все составляющие ее предметы раскроют свой истинный смысл и сама реальность раскроет людям свои законы, люди придут к всемирной гармонии;
7. Человек должен все это воспринять и воссоздать гармонию в самом себе;
8. Человек получит в руки универсальный ключ и указатель к дальнейшему познанию и открытиям;
9. "Пансофия" - это истинное видение мира и понимание его, она должна стать доступной всем народам земного шара на их родном языке;
Эти принципы взяты из книжки Милош В. Кратохвил."Жизнь Яна Амоса
Коменского".М.,"Просвещение", 1991.(Стр. 74-75).
Эта идея была энергично поддержана учеными 17-го века и Я.А.Коменский был приглашен в Англию для реализации этого проекта, но приступить к его осуществлению помешала гражданская война в Англии. Однако, осуществление этого проекта в то время, думается, было невозможно из-за познавательных внутренних причин - наука того времени еще не располагала научными и методологическими средствами для решения этой задачи.
Этот проект был осуществлен в познавательном аспекте уже в наше время в период с 1971 по 1975-й год автором обращения в виде Универсальной онтологической модели Общественной системы и Универсальной онтологической модели Культуры (см. схемы).
Опишем эти модели и выделим основные следствия из них:
1. Универсальная онтологическая модель Общественной системы подобна Универсальной онтологической модели человека. Этот научный факт служит обоснованием стихийно существующей в мире гуманистической идеологии. Эта онтологическая структура является скелетом, т.е. несущей конструкцией любой общественной системы и любого человека - это то, что воспроизводится в общественной жизнедеятельности человека. Модель общественной системы представляет собой "новое видение целого, всей картины мира" и это видение представлено в "органической организованности и жизненности". Она представляет собой средство для анализа любой общественной системы и любого человека.
В этом смысл онтологической полноты Универсальной онтологической модели Общества и Человека - здесь все их элементы сообразуются с целью выживания общества и человека и нет ничего, чтобы не удовлетворяло этой цели, также как и нет ничего, чтобы могло качественно дополнить эту систему.
3. Универсальная онтологическая модель "научного предмета" является, одновременно, Универсальной онтологической моделью Культуры и мышления человека.
Возможно, самым конструктивным следствием Универсальной онтологической модели Культуры является то, что она представляет собой модель культуры Эпохи Возрождения, которая есть вместе с тем результат синтеза культуры Античности и культуры Средневековья при доминанте культуры Античности. Эта модель позволяет понять, что является источником качественного приращения знания, т.е. действительно представляет собой "универсальный ключ и указатель к дальнейшему познанию и открытиям".
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ И ЯВЛЯЕТСЯ ТЕМ СИНТЕТИЧЕСКИМ, ОБЪЕДИНЯЮЩИМ, КОНСТРУКТИВНЫМ ЗНАНИЕМ, КОТОРОЕ ДОЛЖНО ИСПОЛНИТЬ РОЛЬ ПРОТИВОВЕСА НАЦИОНАЛЬНЫМ, РЕЛИГИОЗНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ ДЕСТРУКТИВНЫМ ПРОТИВОРЕЧИЯМ, Т.Е. СУЩЕСТВЕННО ДОПОЛНИТЬ ОБЩЕСТВО ДО СОСТОЯНИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ.
Искусственное смещение равновесия в ту или другую сторону ведет либо к обострению национальных противоречий, либо к разрыву и сбросу культурного процесса; и то, и другое порождает нестабильность в обществе, что развязывает руки деструктивным социальным силам.
Религиозным противоречиям, возникающим между разными вероисповеданиями, необходимо противопоставить универсальное знание, которое "нейтрально" по отношению к вере; просто оно перемещает сознание индивидуума в сферу, где торжествует свобода мышления, совести, а суверенность личности не находится под угрозой остракизма за инакомыслие. В сфере знания инакомыслие должно поощряться, поскольку оно служит источником новых парадигм и открытий. Поэтому человек, который получает доступ к универсальному знанию, будет проявлять терпимость и в религиозной сфере, если он совмещает в себе эти два начала: знание и веру.
Обозначившаяся глубокая связь 20-го столетия с 17-м столетием указывает на жизненность Универсального знания, а рост противоречий в национальной, социальной и религиозной сфере, указывает на насущность и своевременность появления Универсального знания, отсутствие которого, как социо-культурного фактора, и приводит к росту нетерпимости и насилия.
Необходимо сделать явным присутствие Универсального знания во всех интеллектуальных кругах во всех горячих точках планеты, с тем, чтобы они могли его популяризировать во всех социальных сферах, а особенно в сфере образования.
Все-таки Знание - сила, господа, особенно, если это знание универсально и онтологически полно.
27.12.92 г.