ПОЧЕМУ ИНОСТРАНЦЫ БОЯТСЯ РУССКОЙ БАНИ?

Представить Россию без бань трудно. Даже в наши дни, когда распространилась мода на сауны, почти в каждом деревенском дворе или дачном участке есть русская баня, где можно поддать крепкого парку и от души похлестать себя ароматным веничком.
История русской бани древна, о ней упоминал еще летописец Нестор. Естественно, что с русской баней сталкивались практически все иностранцы, посещавшие Россию. Как правило, русская баня производила на них неизгладимое впечатление, а многих и ужасала. И было чего пугаться – в клубах раскаленного пара раскрасневшиеся мужчины и женщины хлещут себя прутьями, а затем еще и в снег или прорубь бросаются. Наверное, со стороны это выглядело как изощренное самоистязание.
Любопытно почитать отзывы иностранцев о банных пристрастиях русских. «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется ёмкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе… И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка», – так отзывался о русских банях арабский путешественник Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри.
В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии. Вот что его поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим. Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».

Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя скребками, запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные процедуры русских. То, что у европейцев с телесной чистотой было плоховато, не преувеличение. «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе» – это свидетельство путешественника Марко Поло. А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды – при рождении и перед свадьбой.
Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».
В это же время в Москве чешский путешественник Бернгард Таннер со спутниками решились по собственной инициативе посетить общественную баню. Получился конфуз. «По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке.
Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед не стесняясь».

Кстати, иностранцы дружно отмечали, что в русской бане моются или совместно мужчины и женщины, или же отделения для них разделены только небольшой перегородкой, а окунуться в снег или в речку без стеснения выбегают все вместе. Для них это было настоящей экзотикой. В России же только в 1743 году Сенат специальным указом запретил в торговых банях мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ стали соблюдать, но только в крупных городах.
Немало удивляло иностранцев и то, что русские супружеские обязанности связывают с мытьем в бане. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в бане, что было продолжением своеобразного «мальчишника» и «девичника», а после первой брачной ночи они уже шли в баню вместе. Этому обычаю долго следовали и российские монархи. Более того, если в обычные дни царю «было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба шли в баню, где мылись вместе или раздельно со своими приближенными. Любопытно, что по этому принципу бояре сразу же вычислили, что Лжедмитрий и его супруга явно «не свои для Руси», в баню-то вместе не ходят.
К чести иностранцев, многие понимали, что русские в вопросах гигиены обогнали их намного. Испанец Риберо Санчес, бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны, искренне восхищался: «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».

Ему вторит камерюнкер Берхольц, познакомившийся с русской баней в Петербурге. В записках о России он подробно описывает посещение парилки и все банные священнодействия, отмечая, что «по окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».
Стоит отметить, что многие иностранцы в России приживались, становясь по своим привычкам практически русскими. Естественно, что они привыкали и к русской бане. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они быстро превратились в своеобразные клубы для людей состоятельных. В Москве такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.
Интересно, что иностранцы, долго жившие в России, стали по возвращении на родину строить у себя бани, чем немало изумляли соотечественников. Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию. «Но мы, немцы, – писал немецкий врач Макс Плотен – пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу». Бани стали появляться и в других странах, а португалец Антонио Саншес даже издал книгу «Уважительные сочинения о русских банях».
В Европе любят рассуждать о загадочной русской душе и вспоминать великих писателей, философов, танцоров, поэтов, ученых, которых Россия дала миру. Но иногда забывают, что элементарному мытью просвещенную Европу тоже учила Россия.
Комментарии
Там все моются вместе.
там есть любые бани: и мужские и женские и общие - кому, что нравится. Каждый любитель бани может найти себе то, что ему ближе по духу - будь это сауна, русская баня с паром или без, либо что-нибудь в восточном духе..
И вообще, на мой взгляд, лучше писать о том, о чем имеется представление.
Вот, что первое нашел:
"Летом я пошел со своим немецким (бывшим русским) приятелем в баню города Ганновера. Я уже знал, что бани в Германии общие: там моются и женщины и мужчины -- все, естественно, голые. Но не это меня поразило... Впрочем, по порядку.
На входе здоровенная тетка-администраторша в купальном костюме гренадерских размеров взяла у нас билеты. Взгляд у тетки был зоркий и проницательный, видно было, что свою работу она знает и ценит, а кулаки -- пудовые (но о кулаках позже). А мы взяли, как положено, выпивки. Но в помывочное отделение занести не решились -- а вдруг нельзя? Так и дернули водки из горлышка, засунув голову для конспирации в железный шкафчик для одежды. Потом зашли в помывочное отделение... И увидели, что там уже пьют вовсю. Первое, что я увидел, была голая женщина бальзаковского возраста, которая полулежала в шезлонге, читая иллюстрированный журнал и без стеснения попивая шнапс.
Вскоре мы обнаружили помещение с плотно закрываемой дверью, за которой оказалась маленькая душевая на четыре персоны. Там оказались две женщины, моющиеся под душем, -- молодая и сорокалетняя. Мы деловито начали мыться под душем, по-российски скромно повернувшись к дамам спинами. И тут мое внимание привлекли свисающие с потолка пластиковые шнуры с шарами на концах.
-- Вы подверглись сексуальному насилию? -- грозно спросила нас тетка.
Оказалось, эти шнуры положено дергать при опасности изнасилования. Нет, если все происходит добровольно, их, конечно, можно и не дергать. Но если какая-нибудь сторона против сближения, а другая -- в одностороннем порядке ?за?, то первая сторона дергает за шнур. Остальное доделает здоровенная тетка со свистком и пудовыми кулаками.
-- А разве бывает такое, чтобы дамы сами посягали на мужчин? -- робко спросил я, совершенно потрясенный происшедшим.
Тетка сверху посмотрела на меня снисходительно и уверенно кивнула:
-- Теперь все бывает!
И тут я окончательно понял, что эра патриархата ушла безвозвратно...
Нурбей ГУЛИА
профессор, доктор технических наук"
http://old.ogoniok.c...8/18-30-31.html
Эт вы все по гуглям, да по гуглям ума набираетесь или там из первых уст Киселева Димы. А я, как бы, всё по старинке. Вот, на той неделе опять с приятелем собираемся в Ramstein в баньках попариться, в бассейнах поплескаться, благо, не далеко. Да и теток там на входе в купальнике и с пудовыми кулаками нет, Gott sei Dank. Просто дают в кассе браслетик, который и является пропуском на всей территории комплекса. Да и спиртное в рукаве таскать вовсе не обязательно и пить забравшись в шкафчик - тем более. Для этого есть бар со всеми делами. В помывочном отделении тоже не пьют(я имею в виду не ваших знакомых, а нормальных людей), там моются и парятся, и находиться в белье не разрешается, как и вносить стеклянную посуду. Отдохнуть, выпить, покурить, поговорить можно в зоне отдыха. Для этого и одеваться не нужно.
Вобщем. где-то так, в среднем.
Короче развели вас рассказкой, как лоха чилийского, благо, дальше Мухосранска, видать, вы не выезжали и адекватно воспринимать написанное не в состоянии.
Как завещал дедушка Ленин - учитесь, учитесь и учитесь, и обрящете...
Ну небыло у них туалетов и канализации небыло!
В дворцах, во время балов, туалетом служили балконы и лестницы.
Хоть бы у Римлян позаимствовали.
;-)