Свергая авторитеты...

Вот опять дурные, крамольные мыслишки не дают покоя, и я снова решился взяться за перо.

В последнее время здесь, в NL, многие частенько апеллируют к мнению Л.Н.Толстого, нашего великого классика, поскольку его мнение авторитетно в народе. Почему именно он? Потому, что много написал, имея большой жизненный опыт, опыт военной службы и участия в войнах. Повидал, видел, знает, и умело описывает.

Я же смею утверждать, что Л.Н. сильно предвзят, и описывает только свое, очень однобокое мнение. Подкупает его гуманизм и миролюбие, но, увы, он оторван от жизни. Это просто мнение богатенького сумасбродного князька, ушедшего на покой и потерявшегося в потемках своих рассуждений.

Вот вам самый простой и очевидный пример. Один из его самых любимых героев из главного творения «Война и мир» – князь Болконский. На мой взгляд, образ совершенно неправдоподобный, не из жизни.

Болконский - отпрыск княжеского рода, последняя должность - командир полка, порядочный человек, его любят солдаты, ласково называют «наш князь» и тепло относятся к нему. Жена в положении… Он интуитивно чувствует несправедливость происходящего, выхода не видит, хандрит, полугеройски умирает после ранения в Бородинской битве...

Мой жизненный опыт и служба в армии говорит – так не бывает.

Объясняю. В моей службе встречались «блатные» офицеры. Большинство были неплохие люди, нормальные ребята, тянули лямку вместе со всеми. Но они резко отличались от всех остальных. И вот чем:

1. Прежде всего у них была надежда. В любой, самой трудной ситуации (а случалось в армии всякое), их вытащат, помогут, за ними стена, сила. У простых офицеров этого не было, надежда только на свои силы.

2. На должностях такие офицеры не задерживались, уходили, отметившись в должностях положенный годик, в заоблачную высь… Карьерный рост стабилен, независим от успехов в службе. Любые «косяки» только слегка притормаживают процесс, но никогда не ставят на карьере крест, что частенько бывает у простых смертных.

А написал я все это для того, чтобы доказать простую мысль: у командира полка «княжеского рода» авторитета среди подчиненных нет, и быть не может.

Максимум – нормальное, ровное отношение. И, опять же не в нашем случае, с Болконским. Он запутался в своих бабах, жизни, отпусках-командировках-политике. А это значит, что не жил жизнью своего полка, не вникал глубоко, не занимался рутинными повседневными делами. Он посторонний человек. Поэтому авторитета у него просто не может быть.

При этом есть правдоподобный литературный герой тех времен, командир гарнизона (читай- полка), имевший большой авторитет среди солдат и офицеров, и который у всех давно на виду. Это наш с детства всем знакомый пушкинский капитан Миронов, комендант гарнизона Белогорской крепости из «Капитанской дочки». А авторитет у него потому, что живет жизнью своего гарнизона, и даже его жена, Василиса Егоровна - готовая «председатель женсовета полка» по нынешним меркам. )

Сказанное не значит, что среди «богатеньких» не может быть авторитетных людей в армии. Есть, просто большая редкость. Самый наглядный жизненный пример – граф Суворов (тот самый, Александр Василич). Но если к нему присмотреться, то вы убедитесь в правоте моих слов. Его образ жизни совершенно отличен от жизни князя Болконского. Суворов жил жизнью солдата. Нет, это не значит, что он с ними заигрывал, ел с одного котелка, зарабатывая дешевый авторитет. Просто он знал, что у солдата в котелке, когда он помылся в бане, какой у него мундир, парик, оружие и пр. мелочи армейской жизни и активно влиял на них. Т.е. жил армией. Ведь армия – это образ жизни, образ мыслей. И по-другому не бывает. Служить, но жить в другом мире и мечтать, невозможно.

Вот таки дела… Нет, не прав был Лев Николаич… Не знает он жизни, только пишет складно. Вот потому-то и считают его уже полторы сотни лет противоречивым и неоднозначным. И вместе с Львом Николаевичем обманывается вся наша интеллигенция. Это насчет знания жизни. Нет, не знают и живут своими фантазиями. А нынешняя мода апеллировать к его мнению – пропаганда либеральной мысли. И, поскольку авторитетов среди либералов не много, Лев Николаевич оказался очень удобен в данной ситуации. .