КАРТОШКА ОТ ПИОТРОВСКОГО

Многие из тех, кто побывал в Эрмитаже минувшим летом, за­ходя в зал с легендарными Кулибинскими часами «павлин», немало удивлялись, когда из огромных окон им вдруг откры­вался обычный огород.

Достаточно было повернуть го­лову чуть вправо, в сторону Висяче­го сада, расположенного аккурат напротив «Павлина».

В саду с 2003 года идет реконс­трукция. Кустарники и луковицы многолетников, украшавшие лю­бимое детище Екатерины II, выве­зены в фондохранилище. Но ящики глубиной до полутора метров, в ко­торых все это росло, остались.

— Идея обустройства огорода принадлежит Михаилу Борисовичу, я только советовала, что именно можно посадить, — скромничает главный эрмитажный озеленитель Тамара Богданова. — Наш дирек­тор хотел таким образом отметить подвиг сотрудников, работавших в Эрмитаже в блокаду.

В Великую Отечественную мно­гие сотрудники музея здесь днева­ли и ночевали.

Чтобы как-то про­кормиться, организовали «блокад­ный огород». Известна запись глав­ного хранителя тех лет Михаила Доброклонского: «Окучка картофеля и прополка гряд произведены своевременно».

Огород образца 2010 года побо­гаче. Особенно удались картофель и капуста. На полях за городом, в дачных огородах капуста нынче «хлипкая», ей не хватило влаги, что­бы набрать вес, а эрмитажные коча­ны  — хоть на выставку.

В сентябре отпраздновать сбор первого урожая собрался чуть ли не весь коллектив Эрмитажа во главе с директором.

—Мы решили напомнить гостям Эрмитажа, что во время блокады здесь был огород, который чуть-чуть помогал выжить сотрудникам, — сказал Михаил Пиотровский. — Примечательно, что никто из них в те голодные и холодные годы не мог и подумать, чтобы рубить, например, деревья Висячего сада для топ­ки, но где было свободное про­странство — сажали и выращивали что-то для еды...