Об оппозиции
На модерации
Отложенный
Выполняя свое обещание, я публикую здесь почти без изменений недавнюю свою же запись в блоге на ЖЖ. Делаю это потому, что в начале следующей недели исчезну дней на 7 - 10. Поэтому тороплюсь.
Об оппозиции за время существования РФ сказано столько, что любое вновь сказанное слово будет повторением уже однажды, по крайней мере, произнесенного. А перспективной оппозиции, оппозиции, способной завоевать власть, обеспечить подлинно демократическое развитие страны, подъем жизненного уровня народа, обеспечить становление гражданского общества (а это гарантия последующего поступательного развития государства и страны в целом), такой оппозиции нет. Так в чем же дело? Нет, оппозиция власти есть. Оппозиционной выступает КПРФ, отчасти и временами – ЛДПР, заявила себя оппозиционной Справедливая Россия, но поза ее поражает воображение – оппозиция не власти, а партии власти. Это какое-то российское ноу-хау. Впрочем, не единственное. Другим ноу-хау можно считать создание самой властью «системной», как ее иной раз называют, а на самом деле псевдооппозиции – помните партию Барщевского, та же Справедросса. Есть и радикальная оппозиция. Это запрещенная ныне партия нацболов Лимонова, разогнанные баркашовцы. Они все – и нацболы и НРЕ не исчезли. Они затаились. Есть и другие оппозиционные силы, силенки если точнее. Где-то на обочине устроились Патриоты России, Яблоко усохло, сморщилось, но не окончательно исчезло...
Единственная оппозиция, которая видна, заметна – это Объединенный Гражданский фронт Гарри Каспарова. Каспаров так и заявляет: оппозиция – это мы. И заметны они только маршами несогласных, другими шумными акциями. Но вся эта шумиха столь же бесплодна, как деятельность других оппозиционных сил. ОГФ есть и останется маргинальной оппозицией, пока не сойдет с политической арены, оказавшись за пределами политической площадки, за канатами (если сравнить с рингом), скатится в итоге в одно болото с баркашовцами, лимоновцами. А от этого болота уже тянет запашок фашизма… Почему я так думаю? У ОГФ нет внятной программы, нет ясных ни политических, ни экономических, ни социальных целей. Движение не проводит общих съездов или конференций с 2006 года. И это в условиях динамично меняющейся политической и экономической ситуации в стране и в мире в целом.
Печальный прогноз, удручающие перспективы… Пока от кровавых стычек, от перспектив новых революций удерживает мощный поток нефтедолларов. Это позволяет власти, не ущемляя собственных интересов, смазывать наиболее горячие места, не доводя их до красного каления: немножко поднять зарплату бюджетникам, повысить пенсии на 6-10%, добавить малость военнослужащим. На это уходит очень небольшая часть этого мощного потока. Остальное утекает во власть – олигархо-чиновникам. Вот каспаровцы ведут сбор подписей под лозунгом «Путин должен уйти». Предположим невероятное: Путин ушел в отставку. Что дальше? Что делать? И кто будет делать? Касьянов? Миронов? Мне очень жаль, что великий шахматист скатился на такие политические позиции. В полемике с Юрием Шевчуком Путин заявил, что «без демократического развития у страны нет будущего» и тут же, говоря о перекосах в зарплате шахтеров, заявил: «Я дал указание исправить положение».
Вот образчик демократического управления. Шахты ведь уже не государственные и прямые указивки недопустимы. Так выходит, что и демократию власть понимает весьма своеобразно, смотрит на нее как на уличную девку, которой можно торговать, сама превращаясь тем самым в сутенера российской демократии. Да, не секрет, что места в Думе, в правительстве, во власти продаются. Даже такса существует неписанная. Так где выход? Многие считают, что оппозиция при нынешней власти в принципе невозможна. И вот тут было бы полезно обратиться к историческому опыту, извлечь некоторые уроки. Первая русская революция 1905 г. потерпела поражение, однако появился Манифест 17 октября, установивший новую правовую систему в стране, не затронув абсолютизма. Вторая русская революция – февральская революция 1917 г. оказалась победоносной. Самодержавие пало. И это притом, что сама революция была мирной. Но… далее власть была упущена. Споткнулись о крестьянство. Большевики верно оценили ситуацию и каждой части населения было обещано то, чего больше всего эта часть желала: земля – крестьянам (в противовес социализации земли эсерами), заводы – рабочим, мир – солдатам. Серия кризисов власти (апрель, июнь, июль), корниловский мятеж в августе – и большевики берут курс на вооруженное восстание. Напрасно говорят, что власть оказалась в руках большевиков в октябре 1917 г. случайно. Захват власти был результатом большой подготовительной работы, зачастую подпольной, верно оцененной политической ситуации, сотрудничество с другими политическими силами – меньшевиками, левыми эсерами. Именно сотрудничество с эсерами позволило большевикам пойти на разгон учредительного собрания.
Все эти уроки истории не мешало бы изучить нашим оппозиционерам. Ведь все – и октябристы и эсеры и социал-демократы большое внимание уделяли теоретической работе, обучению, агитации – как своих кадров, так и народных масс. Причем зачастую – тайно от власти. И, повторюсь – сотрудничество с другими оппозиционными силами – это было ахиллесовой пятой как в те времена, так и в наше время.
Можно представить себе такой фантастический вариант: оппозиционные силы, получив теоретическую подготовку в тайных кружках, вливаются в Справедливороссу. В ряде случаев, может быть – целыми партиями. Не выдавая на первых порах своих истинных намерений, ведут тайную агитацию, привлекая на свою сторону все новых партийцев, втягивая в партийную работу (в партию или в ее сторонников) все новых членов, путем внутрипартийной борьбы завоевывают лидирующее положение в партии, меняют ее руководство. Вся инфраструктура в руках здоровых оппозиционных сил. Активная агитация на местах обеспечит широкую поддержку населения (вспомним, что 80% населения – это те, кто может и хочет быть средним классом, но ему не дают это сделать алигархо-чиновники). Можно идти на выборы и брать власть. Этот путь и менее затратный (денег олигархи на такое не дадут!) и более быстрый и эффективный: ситуация созрела. Но, я думаю, эти мои фантазии так и останутся фэнтези. Личные амбиции нередко сводили на нет все усилия больших групп – примером служит тоже Яблоко. А жаль.
Комментарии