Что за Друга мы имеем? Проповедь предпоследнего воскресенья церковного года

На модерации Отложенный

Еще вчера было лето, а сегодня снег покрывает землю и без шапки уже не походишь…

Кажется, совсем недавно мы отмечали Пасху, а вот уже приблизился конец церковного года. Еще две недели – и мы войдем в прихожую нового года, в период Адвентов. Мы будем, воскресенье за воскресеньем, открывать двери, ведущие нас к Рождеству. В дни Адвентов принято говорить об ожидании праздника Рождества Христова в свете нашего ожидания Его уже Второго Пришествия. А в эти дни, предпоследнего и последнего воскресений перед адвентовским постом, Церковь напоминает нам о Суде.

Второе Пришествие и Страшный Суд – самые спекулятивные темы в истории нашей эры. Всегда были те, кто силились разглядеть и угадать признаки грядущего Христа и Его Суда в этот мир, высчитать «времена и сроки». И всегда находились тысячи и сотни тысяч тех, кто им верил и, сжегши мосты, выходил навстречу небесам в страхе или экзальтированном восторге. Но небо молчало, и тогда люди либо разочаровывались в Боге, «обманувшем» их через своих «пророков», либо эти пророки сами пытались приблизить Суд, нагнетая страсти и вовлекая своих последователей в кровавую круговерть. Воистину, тот, кто желает приблизить Божий Суд, приближает его для себя…

В последние лет 20 тема суда снова вторгается в наши умы, уже с экранов кинотеатров и со страниц книг. Общество, утратившее веру, уже не видит даже Христова пришествия, пугая себя гигантскими астероидами, падением обломков Луны, мгновенной сменой полюсов. Забывшие Писание и предостережения Господа, ищут «времена и сроки» в верованиях и календарях майя. Страсти нагнетаются к очередному сроку. Моделируются «концы света» и способы спасения избранных, и в этих способах нет места покаянию, молитве и вере в спасение души и тела.

Что же отвечает на это Церковь? В эти дни, предпоследнего и последнего воскресений церковного года, Церковь встряхивает нас от мирской вакханалии и истерии и предлагает посмотреть на эту тему – Второго Пришествия и Суда – Его глазами. Глазами Бога.

 

4 И скажи им: так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?

5 Для чего этот народ, Иерусалим, находится в упорном отступничестве? они крепко держатся обмана и не хотят обратиться.

6 Я наблюдал и слушал: не говорят они правды, никто не раскаивается в своем нечестии, никто не говорит: "что я сделал?"; каждый обращается на свой путь, как конь, бросающийся в сражение.

7 И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня.

(Иер.8:4-7)

Слова, сказанные 2,5 тысячи лет назад, по-прежнему актуальны, потому что люди все так же слепы в своем безверии. Безверие и рождает в нас либо самоуверенность и гордыню («Человек – царь природы!», «На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы»), либо отчаяние и страх («Человечество – тупиковая ветвь и раковая опухоль на теле эволюции») Так вот, от «мы все преодолеем и победим» до «мы все умрем» и колеблется большая часть детей Адама.

…А  народ Мой не знает определения Господня…

Но ведь это же не про нас? Ведь мы же знаем? Или нет? И Господь не пытает нас, как на экзамене, где цена оценки – наша жизнь. Он, год за годом, в эти дни, предшествующие Рождеству, напоминает нам это определение.

Он напоминает нам, что суть не в конце этого мира, а в Его Втором Пришествии. Не в гибели планеты Земля или даже всей вселенной, а в том, что «нас ожидает новое небо и новая земля»

Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. 2 Кор. 5:1

И потому для нас, верующих Ему, ожидание конца – это ожидание начала. Начала вечности.

Это как с нашей земной жизнью в нашем теле. Ведь каждый из нас знает, что когда-нибудь умрет. Но что вы скажете о человеке, который день за днем проводит в слезах и страхе, ожидая смерти, только потому, что она, эта смерть, однажды придет?

Оттого и является Божиим благословением наше неведение как о нашем конце, так и конце этого мира. Чтобы мы жили, а не существовали в ожидании неизбежного.

Оттого и наша вера строится не на том, что мы умрем, а на том, что Он придет и возвратит нам наши тела. И тогда будет явлен миру Его справедливый суд. Помните, в прошлом году в этот день мы читали об этом?

 

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов… (Матф.25:31,32)

 

Помните, дальше там Он говорит: «Я алкал и вы дали Мне есть,  Я жаждал, и вы напоили Меня, в темнице был, и вы посетили Меня, болен был – и вы пришли ко Мне…» Или же – не накормили, не напоили, не посетили…

Все это будет. И весть об этом даже нам, верующим в Него, внушает скорее страх, чем радость. Потому что мы осознаем себя скорее грешниками, а не праведниками. Осознаем, что мы, скорее, не накормили, не напоили и не посетили одного из малых сих. И, значит, нам есть чего стыдится. И есть чего бояться.

Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими…

…ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое.

(2Кор.5:1-3, 10)

 

Очень важно для нас, хотя бы раз в году, вспоминать об этом.

Смотреть в зеркало Закона Божиего и видеть, что все, что мы получили от Бога - жизнь, семью, материальное благополучие и все остальное, мы привыкли не делиться, а расточать. Привыкли видеть сперва свое, потом – чужое. Сперва свои беды, потом – ближних. Сперва земное, потом – небесное. Но, проблема в том, что если думать сначала о себе, то до других время никогда не дойдет. Если думать о земном, полагая, что небесное подождет, то ему придется ждать слишком долго. До Второго Пришествия. Потому Церковь и подает нам сигнал, чтобы мы оторвали взгляд от земли и связали земное с небесным.

Это сигнал и звучит в нашем сегодняшнем отрывке, в притче о неверном управителе, притче, пожалуй, самой парадоксальной в устах Иисуса.

 

1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;

2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

 

Был ли изначально столь безрассудным этот управитель? Кто его знает…  Хотя – вряд ли. Вряд ли богатый человек поставит вора над своим имением. Ворами не рождаются – ими становятся. Когда соблазн чужого богатства постоянно слепит тебе глаза, когда все вокруг, видя великолепие имения, считают ТЕБЯ подлинным хозяином – трудно устоять самому стойкому. Так слуга начинает терять границу между иллюзией и реальностью, пока хозяин не ставит его на место – «дай отчет».

Ба, да это же касается не только управителя! Всем нам надлежит дать отчет перед лицом Божиим. И меня эта весть не очень-то вдохновляет. А готов ли я дать отчет? «Только бы нам и одетым не оказаться нагими…»

Но эта притча учит кое-чему. Учит не только меня, всех нас. Посмотрите, что происходит дальше. А дальше бедняга – отставной управитель идет по должникам своего хозяина и списывает их долги. Он все еще имеет власть это делать, но выглядит это очень странно – вместо процентов в кредите, он гасит долги. Зачем? Затем, что он ищет сейчас чего-то более ценного, чем деньги и богатство – он ищет то, что не купишь за деньги – друзей.

Вы уже поняли? Неверный управитель узнал, что истинное сокровище – это не богатство и имение, а отношение. Простое человеческое отношение. Все золото мира не сможет спасти управителя от суда. Кроме тех, кому он помог однажды. Кроме тех, кого он сделал друзьями, простив им их долги.

 

8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

 

Догадливее, потому что учатся ценить нематериальное, учатся видеть его высокую цену.

Верующий человек, «сын света», назовет это словом «покаяние». Вот только нечасто это слово срывается с его языка. Нужно ли нам покаяние, братья и сестры? Лютер пишет в первом из 95-и тезисов: «Наш Господь Иисус Христос сказал: «Покайтесь!». И это значит, что он хочет, чтобы вся жизнь христианина была наполнена покаянием»

«Он хочет..». «Вся жизнь...» А мы сами - хотим? А мы выделяем в наших жизнях  хоть один день в неделю для этого? А делаем мы это с охотой, с жаждой? Ну, или, хотя бы, заставляем себя идти сюда, как заставляем иногда себя есть и спать?

Сыны века сего, неверующие люди, оказавшись в тисках обстоятельств, умеют увидеть невидимое, умеют понять, что есть что-то, что ценнее денег и власти.  Сыны света часто бывают ослеплены своей верой, своей святостью, своим положением перед Богом. Так, что начинают даже пренебрегать спасительной благодатью, приходящей к нам не через нашу личность, не через наши чувствования или сердца, не через наше чтение Писания в стенах своей комнаты. Нет – через Церковь. Через этот совершенный инструмент Святого Духа, где Слово и Таинство Божии рождают удивительную Встречу с Распятым и Воскресшим.

Мы начали разговор наш с темы Второго Пришествия и Суда. Но разве не на каждое Богослужение сюда, именно сюда, приходит Господь, чтобы вынести нам оправдательный приговор? Чтобы простить нам наши грехи, нашу суету, чтобы наполнить нас Собой и этим спасти – от разлагающего мир страха или превозносящей гордыни?

Чтобы пришествие Его в силе и славе не стало для нас Законом, обвиняющим нас, Он уже сейчас приходит Евангелием ко всем, ищущим Его, ко всем, ждущим Его, ко всем, кто выше всякого золота и серебра, работ, дач, квартир и карьер ставит Его, жалкого, распятого, презираемого «чадами века сего». Для них, конечно, этот «Друг» из разряда тех, с кем они не хотели бы иметь дела. Ибо – что с Него взять? Что может дать мне церковь, кроме головной боли, раздражения на всех и вся, что, вместо того, чтобы поспать или поработать на даче, я должен тащиться куда-то на кулички. А зачем? Послушать священника, типа он скажет что-то новое для меня? Съесть кусочек пресной лепешки и глотнуть вина, будто это поможет мне решить мои материальные проблемы? Попить чаю, типа я дома его не попью перед телевизором?

Но мы, сыны света, видим в молитве больше, чем психотерапию, в проповеди – больше, чем морализаторство, в Причастии – больше чем символический обряд, в общении друг с другом – больше, чем хорошую компанию. Потому что мы обрели себе такого Друга, Который, когда мы обнищаем окончательно, когда окажемся нагими а это произойдет однажды с каждым, примет нас в Свои вечные обители, потому что Он-то знает нас давно. Он встречался с нами каждое воскресенье, Он давал нам Себя каждый раз, меняя что-то в нас, прощая грехи и утирая слезы. Именно на Него обменяли мы наше неправедное богатство, сколь бы много труда в него мы не вложили. Не стоит оно ни-че-го, рядом с тем, что дает нам Тот, Кто нас называет друзьями и братьями.

Так что, братья и сестры, не пугайтесь разговоров о конце света. Потому что свет Божий, что вы получили здесь от Него Самого, не имеет конца