Непопулярное Евангелие

На модерации Отложенный

Когда я учился в школе, некоторое время я был увлечен математикой. Представить себе не могу, что было бы, стань я технарем, а не гуманитарием.  К сожалению или к счастью, не знаю, но это мое увлечение числами и их законами прошло. Осталось уважительное удивление. Например, я сих пор не понимаю, почему на ноль делить нельзя. Математики мне это объяснить не могут. Ну, или я не понимаю их. Вот умножать на ноль можно сколько угодно, результат все равно будет один – ноль, и я это понимаю, несмотря на то, что гуманитарий. Ведь если у тебя ничего нет, ничего и не прибавится, сколько ты не умножай. Ноль останется нулем.

5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. (Лук.17:5,6)

Вы поняли мою нехитрую притчу о нуле? Правильно, если чего-то нет вообще, его и не умножишь, сколько не старайся.  И в нашем сегодняшнем Евангелии речь идет об этом же. О проблеме, которую не видят апостолы (или не хотят видеть?) и видит Господь. А в чем тут проблема? – спросите вы. И Христос ответит вам, как и тогда Апостолам – в том, что веры НЕТ у вас. Нет. Даже такой малой, как горчичное зерно…

5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру…

Какая благочестивая молитва! Как хочется и нам сказать здесь: Аминь! Неужели вы никогда не сетовали, подобно Апостолам, на то, что вы так маловерны? Что веры в вас так мало, что хочется плакать? Что вы буквально ощущаете эту нехватку веры, как альпинист ощущает недостаток кислорода в условиях высокогорья? Вам так хочется поплакаться Христу, попросить Его умножить в вас веру, разве не бывало с вами такого, как тогда, с Апостолами?

И что слышите вы сквозь слезы по себе, когда вот так стоите на коленях?

…если бы вы имели веру с зерно …

Пауза

Христос говорит вам: Перестаньте лицемерить. Вы не маловерны. Вы ВООБЩЕ не имеете этой самой веры!

Вот такое вот утешение…

 

И мы готовы начать спорить и оправдываться, готовы возмущаться даже. Но Христос не хочет вести с нами диалог по нашим правилам. Как хирург, Он берет острый скальпель и вскрывает нашу опухоль, что мы лелеяли и баюкали. И нам становится стыдно, страшно и больно.

Мы говорим: Господи, мы верим, только вот проблем столько навалилось, дел всяких, на работе, дома, в огороде… Мы бы рады прийти в церковь, да как с проблемами быть? Кто их за нас решать будет? «Слаб, слаб человек…», - как говаривал один мой знакомый, с удовольствием затягиваясь очередной сигаретой, прикуренной от предыдущей. Вот и мы готовы сами себя обвинить в маловерии, чего уж там, слабы, да как жить-то по-другому в этом мире?

Но Христос не хочет слышать наших самобичеваний, больше похожих на самооправдания. Он говорит нам истину, которую мы слышать совсем не хотели. Истину не о том, что мы маловеры. Истину о том, что веры, как таковой, в нас нет в принципе.

И мы не готовы к такой истине. Мы начинаем возмущаться – как это, нет веры? Что за ерунда? Я же это… ну… как… прихожанин… Крещен тут, конфирмирован… Иногда же я хожу? Отрываю время от сна, хотя раз в неделю мог бы выспаться? Слушаю тут, причащаюсь… Как это – нет веры, что за ерунду говоришь Ты, Учитель?

Но Христос смотрит на нас, как и на Апостолов тогда, грустно, но непреклонно. Он не соглашается нами. Он предлагает нам ИСПЫТАТЬ свою веру.

…если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

Готовы к испытанию? Говорите, что веруете? Тогда – вперед! Ладно, что там – гора! Попробуйте просто улыбнуться и потянуть руку вашему врагу. Тому, который смеется и издевается над вами. Что, не получается? Разве вы не вольны над своими эмоциями? Тогда попробуйте не думать о стирке-работе-картошке-семейных проблемах хотя бы раз в неделю.

Раз! Что, разве вы не вольны над своими мыслями и побуждениями? Разве не вы ими управляете? Тогда КТО?

Пауза

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Мф 6

Нет, не нравятся нам эти слова. Раздражают они нас. Была бы НАША воля, вымарали бы мы их из Писания, или переписали бы по-другому. Но они, эти слова, там ЕСТЬ. И нам остается только фальшиво вздыхать: «Слабы-с, маловерны-с…»

Но истина тут в том, что мы не слабы, а мертвы. Не маловерны, а вообще не-верны. И это – исходная наша позиция. И пока мы ее не примем, мы не услышим больше от Христа ни-че-го. Поэтому нашими первыми словами на литургии становятся слова в исповеди: «…всей моей жизнью, моими делами, словами и помыслами, я заслужил лишь гнев и наказание…» ЛИШЬ гнев и наказание! Слышите свою собственную молитву? Лишь гнев и наказание можем мы заслужить, не больше! Но осознав – и ПРИЗНАВ (а не только произнеся на автомате) это, мы не ставим тут точку. Мы продолжаем, мы просим о милости, ради Иисуса Христа, Сына Божьего, принявшего за нас эти гнев и наказание, и мы молим: «…прости мне все мои грехи и даруй мне силу Своего Святого Духа, чтобы я мог исправить свою греховную жизнь…»

Не нашими силами исправлять нашу жизнь, как не нашей верой ввергать в море горы. Есть только Один, Который может сделать это со мной, во мне и для меня. Помните, как Лютер пишет в Кратком Катехизисе: «Я верую, что не могу собственным умом или силою, ни верить в Иисуса Христа, ни прийти к Нему, но Святой Дух призвал меня через Евангелие, просветил меня дарами Своими, освятил и сохранил меня в истинной вере…».

Вот где прячется ответ на наш возмущенный вопрос о нашей, пусть слабой, но вере, ведь есть же она, есть, хоть чуть-чуть? Нет истинной веры в нас ни грамма. И приходит она к нам только со Святым Духом, с Его дарами… А где это происходит?

Тут.

В этой Церкви, где Бог «каждый день щедро прощает мне и всем верующим грехи», и однажды, сохранив меня для вечности, примет меня в нее. Но это будет потом. А «ныне», в этом мире, Его вера каждый день вступает в битву с моим неверием, Его милость сокрушает мою жестокость, и Его жертва приносится за нас, равнодушных  и трусливых обывателей, кричащих, то «Осанна!», то «Распни Его!»

Чтобы была в нас истинная вера, нам нужен Христос. Для того и установил Он эту Вечерю Своих Тела и Крови, чтобы давать нам Себя, Свою веру – в нас.

Не мы делаем одолжение Богу или священнику, или традициям, что приходим в церковь на Евхаристию. Не нам представлять себя «маловерами», которым Христос «добавляет» недостающую часть веры, кому побольше, кому поменьше, типа от святости зависит. Нет, все не так. Мертвым нужна жизнь,  а неверующим – вера. И мы едим и пьем эту жизнь и веру, мы впитываем их со словом и Таинствами Церкви, и если прервать этот процесс – снова мертвящая суета мира сего поглотит нас без остатка.

8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

9 Противостойте ему твердою верою…

Где эта «твердая вера», в нас ли ее искать? Нет, Бог «Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми». Как Он сделает это? Вы знаете ответ.

Не диавол страшен нам, христианам. Самый худший наш противник – это мы сами, привыкшие к Божиим дарам, к Божиему прощению, к Божией благодати, так, что стали считать их частью себя. Но истина в том, Кто приходит к нам извне, а не в том, что мы высмотрели в себе самих. Истина, побеждающая нас, в Слове и Таинствах, в том, что только они могут преображать наше нечистое и мрачное житие, ото дня ко дню, от недели к неделе.

И да спасет нас Господь. Не будем Ему мешать.