Детектор лжи: Правду ли говорил Джо Байден о том, что США никогда не признавали оккупацию Латвии?

Байден

Во время своего недавнего визита в Ригу вице-президент США Джо Байден заявил, что США никогда не признавали советскую оккупацию государств Балтии и не признают «сферы влияния». «Детектор лжи» проверил  корректность этого утверждения.

Выступая в Национальной библиотеке 23 августа, Байден, напомнив о событиях 1940 года, в частности, сказал (перевод Rus.lsm.lv, оригинальный английский текст — Remarks by Vice President Joe Biden at The National Library of Latvia):

«После советско-нацистского пакта США приняли декларацию Уэллса, дав знать, что не признали и никогда не признают советскую оккупацию Латвии, Литвы и Эстонии… Соединенные Штаты не признают сфер влияния».

Декларация Уэллса резко осуждает «уничтожение независимости и территориальной целостности» (слово «оккупация» в ней не используется) Латвии и двух других государств Балтии и объявляет о непризнании Америкой этих действий  Советского Союза.

Документ был опубликован не после фактической оккупации Балтии войсками СССР 15-17 июня 1940 года и прихода к власти просоветских правительств, а 23 июля — после устроенного в трех государствах фарса с «выборами» в «народные парламенты», которые затем обратились с «просьбой» о принятии в состав СССР.

Действительно, 23 июля 1940 года Госдепартамент США опубликовал декларацию, которую называют по имени ее автора и инициатора — заместителя госсекретаря Самнера Уэллса — Welles Declaration, в которой осудил действия СССР в Балтии. На основании этого документа в США не были закрыты посольства балтийских республик, в распоряжении которых оставались финансовые активы и миссии трех государств в Вашингтоне беспрепятственно работали до момента восстановления независимости в 1991 году.

Кроме того, та часть латышских легионеров, которая сдалась западным союзникам в 1945 году, на основании декларации Уэллса была признаны гражданами Латвии, незаконно мобилизованными Германией, а не гражданами СССР. Аналогичный статус получили и гражданские беженцы из Латвии, оказавшиеся в западных зонах оккупации европейских стран. Это признание де факто спасло сотни тысяч людей спасены от выдачи Советскому Союзу. Такова юридическая сторона вопроса непризнания оккупации де юре

В то же время, де факто послевоенная судьба стран Балтии — их дальнейшее пребывание в составе СССР — была решено на переговорах лидеров союзников (Рузвельта, Сталина и Черчиля) в Тегеране в ноябре 1943 года, и закреплено на конференции «большой тройки» в Ялте в феврале 1945.

Вот что об этом сообщается на официальном сайте Исторического бюро при Госдепартаменте США:

«В ходе этих переговоров [в Тегеране] Рузвельт также получил заверения Сталина в том, что республики Литва, Латвия и Эстония будут инкорпорированы в Советский Союз только после того, как граждане каждой республики проголосуют по этому вопросу в ходе референдума. Сталин, однако, подчеркнул, что этот вопрос должен быть решен «в соответствии с советской конституцией», и что он не согласится на какой-либо международный контроль за выборами».

Впоследствии дипломаты, присутствовавшие  на переговорах с американской стороны, составили для правительства подробные отчеты об обсуждении Рузвельтом и Сталиным, в том числе и балтийского вопроса. 

Один из них — дипломат и переводчик Рузвельта Чарльз Болен. Егодипломатические документы есть на официальном сайте Исторического бюро при Госдепартаменте США. В отчете Болена говорится, что сначала речь шла о послевоенной судьбе Польши, и Рузвельт объяснил Сталину: в США в 1944 году предстоят выборы, от 6 до 7 миллионов избирателей — польского происхождения, и он, «как человек практический, не хотел бы потерять их голоса».

Согласившись в целом с предложениями Сталина, Рузвельт «выразил надежду, что маршал [Сталин] поймет, что по указанным выше политическим причинам он не может участвовать в принятии решений [о судьбе Польши] ни здесь в Тегеране, ни даже следующей зимой, и что он в данный момент не может публично принять участие ни в каком соглашении» по Польше.

Затем собеседники обратились к государствам Балтии:

 «Президент продолжил, [заметив,] что в США есть и целый ряд лиц литовского, латвийского и эстонского происхождения. Он сказал, что он в полной мере осознает, что три балтийские республики и исторически, и совсем недавно были частью России, и добавил шутя, что когда советские войска повторно заняли эти районы, он не собирался из-за этого воевать с Советским Союзом. Он продолжил говорить о том, что с точки зрения общественного мнения в США, будет важен  вопрос о референдуме и праве на самоопределение. Он сказал, что считает, что мировое общественное мнение захочет того или иного выражения воли людей, возможно, не сразу после ре-оккупации [Балтии] советскими войсками, но когда-нибудь, и что он лично уверен, что люди проголосуют за присоединение к Советскому Союзу». 

Ответ посольства США

«Детектор лжи» попросил посольство США в Латвии прокомментировать сочетание политики де юре и де факто.

В своем первом ответе пресс-секретарь посольства Лесли Гудман еще раз напомнила о декларации Уэллса, но ничего не сказала про Тегеранскую конференцию:

«США никогда не признавали насильственную оккупацию стран Балтии Советским Союзом. Эта политика непризнания была установлена в декларации Уэллса 23 июля 1940 года, и публично подтверждена много раз в последующие десятилетия, в том числе президентами Эйзенхауэром и Рейганом, и Конгрессом США. Посольства всех трех стран Балтии оставались открытыми в Вашингтоне  все время оккупации».

В повторном обращении «Детектор лжи» процитировал записи о тегеранских переговорах Рузвельта и Сталина с сайта Исторического бюро при Госдепартаменте США, и попросил ответить «да» или «нет» на уточняющий вопрос: непризнание де юрене вызывает сомнений, однако не считаете ли вы, что де фактоРузвельт в Тегеране (тайно) признал инкорпорацию Балтии?

В письме от Лесли Гудман значилось:

Ответ «нет» — ни де факто, ни «секретно».

Впоследствии эта дискуссия  позволила некоторым историкам сделать иронический вывод о том, что президент Рузвельт признал инкорпорацию, а Соединенные Штаты— нет.

Окончательно вопрос раздела сфер влияния (которых, по словам Джо Байдена, США не признают) в послевоенной Европе был закреплен на конференции союзников в Ялте, в феврале 1945 года.

Ялтинские соглашения и их результат (в том числе и для Балтии) в своих речах несколько раз осудил президент США Джордж Буш-младший. Выступая перед студентами Варшавского университета в 2001 году, он заявил:

«Мы не будем распродавать судьбы свободных народов. Больше не будет мюнхенов, больше не будет ялт!»

В 2005 году, во время визита в Латвию, Буш высказался еще конкретнее:

«Соглашение в Ялте продолжило несправедливую традицию Мюнхена и пакта Молотова-Риббентропа. Вновь могущественные правительства вели переговоры, и свобода малых народов была чем-то расходуемым… Пленение миллионов людей в Центральной и Восточной Европе будут помнить как одну из самых больших ошибок в истории.»

Итак, де юре Госдепартамент США в 1940 году не признал включение государств Балтии в состав СССР. Об этом непризнанииде юре еще раз и напомнил вице-президент США Джо Байден в Риге.

Однако уже в 1943 году на переговорах в Тегеране Рузвельт де факто согласился, что Балтия будет включена в состав СССР.