«Врачей, священников и водителей скорой помощи…» Проповедь на день святого Луки, 2010
На модерации
Отложенный
Есть много профессий вокруг нас, которые нам не особо нравятся, однако нам приходится пользоваться услугами людей, работающими по этим специальностям. Например, милиционеры… пардон, сейчас их, кажется, надо называть полицейскими? Они не нравятся большинству наших соотечественников, но к кому мы обращаемся, когда на нас нападают преступники?
Или – врачи. Большинство детей, например, врачей не любит, ведь к ним приходится обращаться тоже не в самые радостные дни жизни, не так ли? С врачами связаны наши трудные и больные воспоминания, так что и взрослые, в своем большинстве, всегда тянут с визитами в больницу, типа, да ладно! Само все пройдет как-нибудь!
Но чаще не проходит, и приходится идти, доверять себя строгому человеку в белом халате.
А еще у нас в народе, как я заметил, не очень любят попов. Ну, священников, значит. Всегда их подозревают в хитрости, корысти и обмане. Даже народная примета такая есть: «Встретил попа на улице – это не к добру».
Однако когда не помогают ни врачи, ни милиционеры, народ бежит в церковь. Свечку, там, поставить, попа… простите, батюшку найти, поплакаться…
Знаете, один раз я попался на кемеровской трассе гаишникам, за превышение. Превышение было небольшим и, теоретически, у стражей порядку было два варианта – сделать мне предупреждение и отпустить или выписать минимальный штраф. Я, конечно, про первый вариант даже не заикнулся, да он мне даже и в голову не пришел, несмотря на правила. Как и стражам дороги. И только один из них, вглядевшись в мою пасторскую рубашку, спросил: «А вы, случаем, не священник? Католик, да? По службе едете?» И, знаете что? – мне вынесли предупреждение без штрафа! А когда я осмелел настолько, что спросил, чего это они меня не оштрафовали, один сказал мне доверительно: «Да что вы! Мы не штрафуем священников, врачей и водителей скорой помощи».- «Почему?» - продолжал тупить я. – «Ну как? Ведь придется, возможно, и нам воспользоваться вашими услугами!»
Сегодня мы снова празднуем день святого Луки, которого сам апостол Павел именовал «врачом возлюбленным». Это он, «по тщательном исследовании всего сначала, по порядку» изложил в двух томах «твердое основание того учения, в котором был наставлен» некий Феофил, а, по сути – каждый из нас с вами, братья и сестры. Именно его церковная традиция помещает среди тех семидесяти апостолов «второго эшелона», посланных Христом «пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» со словом проповеди, как мы читали сегодня в Евангелии. И, каждый год, говоря о Луке, мы вспоминаем еще и его верность учителю его, Павлу, когда того оставили многие, казалось, верные соратники и последователи, но, как он напишет Тимофею: «Один Лука со мною».
Все так.
Но я сегодня, говоря о святом Луке, вспоминаю, почему-то, виновато улыбающегося гаишника: «Ну что вы… Мы не штрафуем врачей, священников и водителей скорой помощи…» И я думаю, что Лука, похоже, совмещал в себе все эти три профессии.
Таково было его призвание.
Кто-то лечит больных, кто-то проповедует Слово Божие, кто-то везет полуживого человека в реанимацию, где ему вернут его жизнь, а он, Лука, успевал делать и то, и другое и третье. И это многогранное призвание его связано с тем, что и его однажды встретил Христос. Наверное, все же, не как Петра или Матфея, и он, скорее всего, не был свидетелем учений и чудес Мессии, как молодой тогда Марк. Его призвание в этом похоже на наше – Лука уверовал по слову Апостолов.
И талантливый грек – врач, который, наверное, неплохо зарабатывал и считал, что все знает о своем призвании, стал больше, чем просто врачом. Он стал христианином.
Это, опять же, так похоже на нас.
Мы с вами, живя в очень прагматичное время, стараемся соответствовать своему предназначению. Нам с детства внушают родители: «Учись, сынок, делай себя, без специальности ты в этом мире – никто». И мы стараемся. Мы выбираем путь, часто путь престижного и выгодного для нас «завтра», мы учим языки, вникаем в компьютерное устройство, мы годами пробиваемся в престижные вузы, где снова упорно учим, вникаем, режем, препарируем… И вот, достигнув заветного звания «специалист», а иногда и получив неплохую стартовую работу, мы вдруг оказываемся так одиноки перед беспощадным вопросом: «Зачем?» И даже самые благородные специальности не выдерживают этого вопроса.
Зачем ловить преступников, если их меньше не становится?
Зачем учить детей, если большинству твои уроки не нужны и не интересны?
Зачем спасать жизни людям, если болезнь и смерть их поймает, рано или поздно?
Зачем зарабатывать деньги, если их с собой не унесешь, и на их не купишь доверие, любовь и дружбу?
И нет ответа на этот вопрос, кроме того, что дает нам Господь: «Следуй за мной». Не оставляй свои сети, свой станок или врачебную практику, продолжай исполнять свой долг на своем месте – работника или начальника, родителя или ребенка, только следуй за Моим Царством, за Моим смыслом, которого здесь, в этом мире, тебе никак не рассмотреть. Не пытайся понять, просто верь. Лечи и верь, даже когда вокруг всех убивают. Учи и верь, даже когда школы закрывают. Строй и верь, даже, когда дома взрывают. Люби и верь, даже когда семьи распадаются на глазах.
Такова жизнь христианина, верного своему призванию и блажен тот, о ком могут сказать: «Все оставили меня, но не этот человек».
Таков верный Лука, потому что он христианин. Потому что Его (и он верит в это) не оставляет пришедший к нему Христос.
Таков Лука, но он больше чем таков. Потому что, будучи врачом и исследователем человеческого тела и его болезней и выздоровлений, он становится еще и священником.
Ему мало самому понять и принять больше чем исцеление – спасение. И он несет это спасение по городам и весям, по странам и цивилизациям, несет своим чудесным и безупречным Евангелием, и девизом этого нового целительства душ человеческих становится поручение Христа семидесяти, то, о чем мы читали сегодня:
3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков…
8 И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,
9 и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.
Кстати, об этих семидесяти. Лука (и только он) подчеркивает это поручение, это посылание Христом некоей большой группы Его последователей, отделяя его от посылания в мир Двенадцати (как это происходит в предыдущей главе), и это очень символично. Отцы Церкви считали, что Двенадцать, избранные Апостолы – это закрытая, особая группа, которой уготована и особая же роль. Семьдесят – число иного порядка. Словно бы все священство новозаветной Церкви собрано тут, священство, посылаемое Христом с вестью о приближающемся Царстве. В таком смысле, конечно, Лука – в их числе. Как и мы, ваши покорные слуги, диаконы, священники и епископы сегодняшней Церкви. В этом смысле Лука – один из домостроителей Церкви, лекарь тела, ставший исцеляющим инструментом и лекарством в руках Христовых.
Иногда священника называют врачом душ, указывая на святого Луку. Я же думаю, что здесь его призвание – больше, чем просто врачевство души. Потому что к врачу, все же, преимущественно идут сами больные. Господь же призвал своих служителей не ждать, но идти первыми. Идти к больным. Это, скорее, этакие врачи «скорой помощи», что мчатся к тем, кто смертельно болен. Они несут им весть о Царстве, что приблизилось. Насколько близко оно? – а вы присмотритесь к алтарю. Единственный из всех Евангелистов Лука рассказывает удивительную историю про двух путников, шедших в Эммаус после событий Страстной Пятницы. Помните ее? Усталые и разочарованные встретили они Незнакомца, который их догнал. И когда словом проповеди Царство приготовило себе место среди них, Незнакомец преломил хлеб и исчез…
Никто так, как Лука, не говорит о Евхаристии. Для него она – драгоценное лекарство, врученное лучшим, чем он, Врачом.
И так – во всем.
Лука – всего лишь лекарь, а Врач – Христос
Лука – всего лишь вестник, а Весть о Царстве – Сам Господь
Лука – «всего лишь» исследователь и Евангелист, оставивший описание чудесного рождения, призвания Двенадцати, крестного страдания, истории Ранней Церкви и много другого. «Всего лишь» уста и руки, врученные Господу однажды и навсегда.
Врач, священник и водитель «скорой помощи», он и сегодня доносит до нас не свою, Божью весть - приблизилось к вам Царствие Божие. Покайтесь и придите туда, где лекарство от греха и смерти соединит навеки Врача и больного.
Комментарии