Монголия и Россия, Монголия и Бурятия Почему мы не готовы к сотрудничеству

На модерации Отложенный

13-14 июля мне посчастливилось побывать в Улан-Баторе на Азиатско-Европейский бизнес-форуме Asia-Europe Business Forum (AEBF15), который проводился в рамках представительного международного форума АСЕМ. Поездка заставила задуматься о многих моментах взаимоотношений между Бурятией и Монголией.

Очереди монгольских туристов на границе / фото infpol.ru

Очереди монгольских туристов на границе / фото infpol.ru

 

Монголия форумов

12 июля мы пересекли российско-монгольскую границу. В глаза бросается огромная автомобильная пробка с монгольской стороны. Граждане соседней Монголии в самую жару, вместе с маленькими детьми, простаивали по двое-трое суток для того, чтобы попасть в Бурятию и на Байкал! В этот день дорога до самого Улан-Батора была словно бесконечный поток машин. По обе стороны дороги повсюду степь была заполнена юртами, палатками и даже импровизированными кафе. Было видно как отдыхающие располагались на пикники. Как оказалось, это жители Улан-Батора выехали за город, чтобы не препятствовать проведению международного форума. Правительство Монголии обратилось к жителям столицы с просьбой покинуть столицу на время Наадам и форума АСЕМ. И жители Улан-Батора откликнулись на эту просьбу. В самом Улан-Баторе нас встретили непривычно пустые улицы, закрытые магазины и кафе.

В Asia-Europe Business Forum приняли участие представители многих стран – Японии, Китая, Кореи, Индии и т.д. Поразило то, что при этом представителей России на форуме было всего четверо — это были гости из Санкт-Петербурга, которые были очень впечатлены радушным приемом.

Масштабы форума впечатляли. Все организаторы проекта – монгольские специалисты — свободно общались с гостями по-английски. Это показало то, что Монголия стремится занять свое место в мире.

И хочется отметить, что у граждан страны мышление находится на государственном уровне. А страна при этом развивается довольно бурно. В Монголии возрождаются традиции, крепнет независимое гражданское общество. Оптимизм, бодрый настрой, мощная энергетика – вот основные черты современного степняка.

По сравнению с этим монгольским настроем наши дела бурятские начинают казаться несущественными и даже провинциальными. А ведь Бурятия находится в центре Шелкового пути, и можно сказать выгодное местоположение должно открывать для нашей республики самые широкие возможности для выхода на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — для установления связей России с восточным миром.

Бурятия не готова к выходу в АТР

К сожалению, к реализации всех этих возможностей Бурятия оказывается не готовой. Даже для введению безвизового режима с Монголией наша республика оказалась не готова. Таможня явно не справляется с наплывом монгольских граждан, который везут в нашу страну валюту. На границе все осталось на том же уровне, как и в 90-е годы. Монгольские туристы сутками простаивают в очередях, сталкиваются с грубостью и предвзятым отношением. И складывается ощущение, что очереди как раз организует российская сторона.

После пересечения границы маршрут монгольских туристов примерно одинаков — посещение и поклонение Нетленному телу Хамбо-Ламы Этигилову, отдых на Байкале и шопинг в торговых сетях. При этом до сегодняшнего дня не организуются никакие международные общественные и культурные проекты. В Бурятии нет никакой туристической политики, никакой концепции взаимодействия Монголии и Бурятии. В результате стихийность монгольского туризма начинает смущать простых жителей Бурятии. Ну, к примеру, что может предложить приграничная Кяхта монгольским туристам? Там не найти каких-то приличных форм отдыха, не проводится туристических мероприятий, нет даже какого-то нормального кафе!

А ведь в прошлом веке именно бурятские лидеры Элбэк Ринчино, Цыбен Жамцарано и другие сыграли значительную роль в становлении монгольского государства. До сих пор жители Монголии с уважением относятся к бурятам. Однако сейчас отношения почему-то не складываются. Причины этого очевидны – стихийность монгольского туризма, опасность грабежей и отсутствие правовой защиты. Возникает ощущение, что республика Бурятия ничего не предпринимает для создания условий для своих гостей.

Очевидно, что в условиях открытых границ у Бурятии есть шанс выстроить международное сотрудничество с Монголией на самом высоком уровне. И давно пришло время рассматривать Бурятию в новых геополитических условиях, как мост для строительства широкого сотрудничества как с Монголией, так и с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии. Однако пока Бурятия не выдерживает даже так называемого монгольского туристического экзамена.