Валентина Толкунова: светлый ангел русской песни

 

 

 
70 назад родилась легендарная русская певица Валентина Толкунова, на чьем творчестве выросло не одно поколение.
 
Красивый голос, женственность, нежность, самобытность...
 
Валентина Толкунова была не только замечательной певицей, но и светлым, чистым, добрым человеком. Увы, не дожила до нынешнего юбилея.
 
Валентина Толкунова родилась 12 июля 1946 года в городе Армавир в семье Василия Андреевича Толкунова и Евгении Николаевны Толкуновой.
Василий Андреевич, уроженец города Ртищево Саратовской области, был кадровым военным. Евгения Николаевна (в девичестве Смирнова) родилась в селе Танхой Прибайкальского района Бурят-Монгольской АССР, работала на станции.
Дед — Николай Васильевич Смирнов был репрессирован и 18 лет провёл в лагерях.
 
Семья Толкуновых проживала в станице Белореченской, куда Василий Андреевич был направлен из Забайкалья для восстановления станицы. Сама артистка в многочисленных интервью признавалась, что ее корни на Байкале, где родились ее мама и бабушка. До конца своих дней Толкуновы не теряли связи с родиной. Первый раз пионерка Валя Толкунова приезжала на родину матери вместе с родителями в середине 50-х годов.
 
Повод был: из сталинских лагерей вернулся ее дед Николай Васильевич Смирнов. В лагерях он провел 18 лет. Когда Вале был год, ее семья переехала в Москву. Музыка окружала Валентину с ранних лет – ее родители очень любили русские народные песни и романсы. Пела в детском хоре Центрального Дома железнодорожников, которым руководил И.О. Дунаевский.
 
В 1964 году Толкунова поступила на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, окончив его в 1976 году. А в 1966 году певица поступила в музыкальное училище имени Гнесиных, которое она окончила в 1971 году.
 
В 1966 году Валентина Толкунова также прошла по конкурсу в вокально-инструментальный оркестр под управлением Юрия Саульского (1928—2003, был первым мужем) организовал вокально-инструментальный оркестр «ВИО-66» и пригласил Толкунову в вокальную группу (сопрано).
Пять лет она отдала ансамблю. Сольный дебют певицы состоялся в 1972 году на творческом вечере поэта Л.И. Ошанина, где она спела песню композитора Владимира Шаинского "Ах, Наташа".
 
С 1973 года — солистка Москонцерта, а с 1987 года — художественный руководитель организованного ею Московского театра музыкальной драмы и песни. В феврале 1986 года состоялась премьера спектакля «Русские женщины» Ильи Катаева, где Валентина Толкунова исполняла главные роли.
 
Наряду с дебютом в опере, Валентина Толкунова снялась в том же году в фильме-фантазии «Верю в радугу».
Гастролировала в Финляндии, Японии, Индии, Германии, Люксембурге, США, Канаде, Греции, Австралии, Вьетнаме, Сингапуре, Израиле.
 
Певицей издано 13 пластинок и компакт-дисков.
В исполнении Толкуновой слушателю открылись новые глубины старинного романса, музыкальной новеллы, баллады, городского фольклора.
 
Отдельной строкой в творчестве певицы стоит песня для телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» «Спят усталые игрушки», под которую выросло не одно поколение советских и российских детей. Песни Толкуновой производили неизгладимое впечатление не только на соотечественников, но и на зарубежных музыкантов: так, в начале 1980-х её пением был очарован всемирно известный композитор Мишель Легран.

Валентина Толкунова:

«Каждая песня — это судьба! И только о чувстве надо петь. Я рада, что избежала песен-лозунгов, а всегда пела о людях, об их радостях и переживаниях!»

В 2004 году Валентина Толкунова приобрела небольшой домик недалеко от Дивеевского монастыря. Когда приезжала в Дивеево, ходила на службу, молилась, причащалась.
Певица также старалась заниматься благотворительностью. Она содействовала восстановлению креста на одном из храмов Задонского монастыря в Липецкой области, давала много благотворительных концертов для многодетных семей, средства от коммерческих выступлений также направляла многодетным семьям. Ушла из жизни в восемь часов утра 22 марта 2010 года в Боткинской больнице Москвы, после продолжительной болезни.
Она уже давно страдала от тяжёлого онкологического заболевания. 16 февраля 2010 года после последнего концерта в белорусском Могилёве, Валентину Васильевну доставили в местную реанимацию, затем перевели на обследование в Боткинскую больницу.

«В жизни я всё время слышала
: «Ты не так живёшь, не так всё делаешь», - вспоминает Карина Филиппова-Диодорова.
 
- Все мне говорили, как надо жить. Но никто не говорил, как надо уходить. Это сделала только Валя Толкунова, которая 12 лет боролась с болезнь­ю...

Как-то она позвонила мне и говорит:

«Каринка, я должна ехать в Белоруссию, только я себя очень плохо чувствую».

Я удивилась:

«Валь, зачем ты тогда едешь?»

А она:
«Я обещала…»

«Прими, Господь, мои ладони в небо!
Помилуй и прости, и дашь нам днесь насущного хотя бы крошку хлеба...»

Она читала эти стихи на концерте в Могилёве, уже покачиваясь, а перед залом её ждала «скорая». 2010 года в храме Вознесения на Большой Никитской улице в центре Москвы

 

 

Похоронили певицу 24 марта на Троекуровском кладбище столицы (участок № 6).

Спустя полтора месяца, 12 мая 2010 года умер и муж Валентины Толкуновой — Юрий Папоров (1923—2010), журналист-международник, писатель.

Он похоронен рядом с женой.


Сын Валентины Толкуновой Николай, мама Евгения Николаевна и брат Сергей

 

Младший брат певицы Сергей Толкунов (род. 6 июля 1949) — певец, заслуженный артист России, работал вместе с сестрой на концертах.

Сегодня является президентом Благотворительного фонда поддержки современного искусства имени Валентины Толкуновой.

 

Интервью с родным братом певицы - Сергеем Васильевичем Толкуновым, который преподает вокал в музыкальной школе, а сейчас живет на даче во Владимирской области:

Сергей Васильевич не раз выходил на сцену вместе со знаменитой старшей сестрой. Вместе выступали, ездили на гастроли. И, объясняя «магический эффект Толкуновой», у которой и сейчас масса поклонников, утверждает, что секрет ее успеха не в силе голоса.

 

Толкунова брала не мощью, а умением передать душу песни.

За сорок с лишним лет она провела тысячи концертов.

И никогда не пела одинаково.

- Валя и сейчас незримо присутствует в моей жизни, служит нравственным камертоном. Я постоянно сверяюсь, как бы Валя поступила в той или иной ситуации, - признался нам Сергей Толкунов.

- Она действительно была очень чистым, светлым человеком, никогда никому не перешла дорогу.

- Из ближайших родственников остались вы и сын Валентины Васильевны Николай?

- Да. Наша с Валей мама - Евгения Николаевна - умерла год назад. Дожила почти до 90 лет.

После Валиной смерти у нее пропал интерес к жизни.

Она часто об этом говорила, хотя прежде была очень энергичной. Мама до последнего дня жила с Николаем (сыном Валентины Толкуновой) в квартире на Малой Бронной, которую Валя получила еще в 80-е годы от Моссовета.

И хотя я уговаривал переехать ко мне, мама - ни в какую:

«Я Колю не оставлю».

Валя тоже души в сыне не чаяла. Единственный ребенок. Но со мной племянник почему-то не общается. Избегает. Закрытый он человек. Мы перестали созваниваться даже на дни рождения. Поэтому не знаю, чем Коля сейчас занимается. Ему 39 лет. Детей у него нет

. Юрий Николаевич Папоров (муж Валентины Толкуновой) пережил Валю всего на два месяца. Он действительно в последнее время очень болел. Не скажу, чтобы он жаловался на свое плохое самочувствие, но его здоровью всегда уделялось много внимания.

Валя даже однажды сказала в сердцах:

«Если бы Юра знал, какая болезнь у меня, он бы не жаловался».

Валя была очень мужественной. Никогда не обременяла своими заботами. О своей болезни (Валентина Толкунова в течение 18 лет лечила онкологию) никому не рассказывала. В ее проблемы были посвящены только самые близкие. - Валентина Васильевна, всю жизнь работая на эстраде, но каким-то образом сумела не нажить себе врагов в среде, где творческая зависть к чужому успеху, интрига считаются чуть ли не нормой. Как ей удалось сохранить хорошие отношения с коллегами?

- Никогда ни о ком не сказала дурного слова. Она и меня, как старшая сестра, учила не говорить о других плохо.

Зачем себе недругов наживать? Вообще ее школа жизни дорогого стоит. Она начала свой путь в ВИО-66 (вокально-инструментальный оркестр, которым руководил композитор Юрий Саульский), прошла по конкурсу, когда ей было только 19 лет.

Это был настоящий джазовый оркестр, чуть ли не первая наша ласточка. Юрий Сергеевич Валю многому научил. Он стал не только Валиным мужем, но и ее педагогом.

Она же поступила в институт культуры на дирижерско-хоровое отделение. Но Юра сказал, мол, это не тот уровень, который требовался для исполнения джаза. И настоял, чтобы из института Валя ушла в Гнесинское училище, хотя по статусу это ниже.

Вокальную школу сестра получила именно в Гнесинке. Саульский был для нее непререкаемым авторитетом. Заставлял ее работать над собой. Иной раз она сидит на репетиции - плачет:

«Юра, за что ты меня так ненавидишь?»

А он ее обожал. Просто был очень требовательным. Все уроки Саульского, как потом оказалось, Вале в жизни пригодились. Он вообще был уникальный, яркий, веселый, гений анекдотов, остроумный и внешне очень привлекательный.

- Тогда почему же они расстались?

- Юрию было 38 лет, когда они с Валей встретились. Молодой мужчина, полный огня и желаний. Он очень любил женщин. Какой жене это понравится? К тому же у него была такая привычка: если он влюблялся в женщину, обязательно должен на ней жениться. Саульский снова увлекся, полюбил и так далее, поэтому их брак и разрушился. Кстати, спустя время они с Валей сумели наладить отношения. Острота обиды прошла.

- Когда Валентина Васильевна уже лежала в больнице, говорили, что она упустила свое здоровье, вовремя не обратилась к врачу.

- Она болела почти восемнадцать лет. Онкологический диагноз ей поставили в 1992-м. Сделали операцию. Провели курсы химиотерапии, все прошло успешно. И Валя перестала ходить к врачам, уверившись, что коварная болезнь отступила навсегда. А надо было постоянно наблюдаться, чего она не делала. Упустила время.

 

12 февраля 2010 года мы отмечали день рождения моей жены. Сидим за столом, вдруг Валя меня просит: помоги надеть туфли, руки не слушаются. Это была катастрофа, когда поделать ничего уже нельзя.

Но вместо больницы она поехала в Могилев на концерт. И там ей стало совсем плохо. Сначала Валю отвезли в местную больницу, потом перевели в московскую Боткинскую. Когда мы с женой пришли ее навестить, лечащий врач лишь безнадежно покачал головой, мол, где вы раньше были?

Метастазы - по всему организму. Шансов никаких.

Слава богу, Валю не мучили боли. За нее молились шесть духовных организаций. Валя была очень воцерковленной.

В 2006 году, когда мы поехали в круиз по скандинавским странам, в Норвегии зашли в Дом-музей композитора Эдварда Грига. Там - что-то вроде сцены. Валя взошла на нее и запела песню Сольвейг.

Служительница музея, услышав ее голос, замерла в восхищении:

«Это же ангел поет».  

https://www.youtube.com/watch?v=y9nuNEDnjJw https://www.youtube.com/watch?v=qcHzfhKmi4o https://www.youtube.com/watch?v=3tBUFfn-5HY