Как было, как стало.

 

Хорошо помню эту историю. Я тогда, в 1983 году, уже работал врачом и меня , да и моих более старших коллег,эта история не очень то удивила.
А по прошествии чуть более тридцати лет, она кажется совершенно невероятной!
 
В 1983 году, трёхлетней литовской девочке Расе, какой-то сельхозмашиной отрезало обе ножки на уровне нижней трети голеней.
Для Ту-134, по тревоге поднятому той ночью в Литве, «расчистили» воздушный коридор до самой Москвы. Диспетчеры знали — в пустом салоне летит маленький пассажир. Ножки, обложенные мороженой рыбой, летят на соседнем сиденье.
 
Менее, чем через 12 часов маленькая дочь литовского тракториста из колхоза «Вадактай» уже лежала на операционном столе в Москве
Оперировали девочку врачи — хирурги сосудистой бригады, созданной на базе 51 больницы Москвы. Возглавляли бригаду Степанов и Акчурин, а остальные были на равных:
 
Ширяев, Датиашвили, Миланов, Бранд и многие другие.
 
Они были первыми в СССР сосудистыми хирургами, которые работали в единой бригаде, созданной на базе Всесоюзного Научного Центра Хирургии и 51 городской больницы всего за 2 года до этих событий.
Эта была очередная, пусть сложная, но именно очередная операция. До нее были сотни пришитых пальцев, а после нее были ещё тысячи операций на сосудах и на сердце..
 
Не было в операционной ни профессоров, ни академиков.
 
Были два молодых, но очень талантливых хирурга, которым просто выпало дежурить в этот день. Оперирующему хирургу Рамазу Датиашвили было всего 28 лет, столько же- ассистирующему ему доктору Якову Бранду.
 
Операция прошла удачно. Потом были годы реабилитации. Родители девочки — очень пьющие, деградирующие люди. Но девочку ещё не один раз оперировали в Москве, «выравнивали». ноги с помощью аппаратов Илизарова.
Несколько лет Раса практически жила в больницах Москвы.
Потом для Расы нашли приёмную семью. В конце концов, ноги у неё стали не хуже, чем у других людей.
Известно, что в 2014 году Раса жила в Германии. Вышла там замуж за «земляка»- немца из Казахстана Ефима Септа.
 
Сегодня в этой истории поражает то, что всё это: ночной самолёт для единственного пассажира, полёт в Москву, ночная операция, лечение, реабилитация,были совершенно бесплатными.
И для кого?
Для дочери деградирующих алкоголиков.
И всё это быстро, чётко, организованно. Оперировали её тоже бесплатно молодые хирурги, работающие не ради своих 120 рублей в месяц, а ради интереса к своей профессии, ради кайфа сложных операций и новых возможностей.
 
И ведь не нужно было собирать деньги, как собирают их сейчас в интернете!
 
Не подключались никакие шумные фонды и Астахов.
 
Не искали спонсоров.
 
Не звали иностранных специалистов.
 
Огромный неповоротливый, казалось бы, Союз, ради заморыша со своей окраины — встряхнулся и сделал невозможное.
 
Клянусь, друзья мои, случись такое сейчас , и не где нибудь в глубинке, а в солидном областном центре, всё имело бы совсем иной сюжет!
 
Уверен, нашли бы сотню причин и противопоказаний, чтобы не оперировать. Не отрывать зад от кресла, не вылазить из- под одеяла, не рисковать. А к чему? На ублюдке этом - ничего не заработаешь. Отрезанные ноги сожгли бы в кочегарке. Сформировали бы кое- как культи ног и обрекли бы девочку на российские протезы- тяжёлые, не функциональные, раздирающие кожу культей в кровь.
 
Много плохого было в СССР, но и много хорошего мы потеряли с его исчезновением.