Эпохи Брежнева и Путина. Общее и различия









  Профессор Европейского университета в СПб Дмитрий Травин в статье  «Как завершится путинская эпоха» (опубликована 14.05.2015) проводит следующую аналогию. Она ведь все больше напоминает брежневский застой со стагнирующей экономикой, сшитой на живую нитку идеологией, прославлением стареющего вождя и всеобщим "одобрямсом", как выражался герой известного перестроечного монолога Геннадия Хазанова.»  

Уместнее, на мой взгляд, начать сравнение эпох с других показателей. В статье «Игры профессионалов» 06.07.2016, ссылаясь на информацию, полученную от собеседника из спецслужб, «Новая газета» пишет: «  В последние несколько месяцев в окружении президента произошло резкое обострение противостояния двух кланов — эфэсбэшного, неформальный лидер которого — руководитель администрации президента Сергей Иванов, и эфэсошного — формальным и неформальным лидером которого был многолетний руководитель Федеральной службы охраны Евгений Муров.»

 

А тридцать четыре года назад (в сентябре 1982 года) тоже обострилось противостояние двух могущественных в СССР ведомств – КГБ, возглавляемого Андроповым, и МВД с его руководителем Щелоковым. Об этом рассказано в статье «Щелоков против Андропова. Тайна Кутузовского проспекта»10.04.2012 ее автором Евгением Додолевым (http://is2006.livejournal.com/84372.html).

 

Брежнев, придя к власти и помня опыт предшественников, застраховался от опасностей со стороны КГБ, поставив во главе МВД своего человека. Но свой человек перестарался в борьбе со своим могущественным противником, недооценив его возможности и переоценив свои. Об этом как раз и расказано в упомянутой статье: «Щелоков получил у генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева карт-бланш на трехсуточное задержание недавнего (ушел с поста 26 мая) председателя КГБ СССР Юрия Владимировича Андропова для «выяснения обстоятельств антипартийного заговора». Но проиграл. «Неумелая попытка брежневского окружения вернуть бразды правления в одряхлевшие руки генсека провалилась. И хотя Андропов оказался проворнее и круче, он не пожелал использовать события 10 сентября как компромат против Щелокова и других после того, как пришел к власти. Этого добра и так хватало. Ровно через два месяца Брежнев умер. В тот момент с ним рядом не было никого из родных. Только ребята из «девятки». Андроповские ребята.»

 

Итак, общим при сравнении эпох на лицо борьба кланов. Но есть и различия. Победа Андропова над Щелоковым - это  инструмент управления процессом.  Главное в нем – это поражение Брежнева.

 

Путин ведет себя иначе. Он не допускает сокрушительной победы одной из сторон над другой. Как пишет «Новая», создание Национальной гвардии стало аппаратной победой клана ФСО. Но при этом приводит ссылку на источник из спецслужб:

 

— Разговоры о том, что Нацгвардия создана для усмирения протестных настроений, — пустопорожняя болтовня.

Толпы мы не боимся, мы боимся друг друга.

 

А основания для опасений есть. Дело в том, что самая серьезная функция, которая появилась у Национальной гвардии, — это возможность ведения оперативно-разыскной деятельности (ОРД).

 

— И никто не может гарантировать, что под ОРД оперативников Нацгвардии не попадут кадры ФСБ.

 

Эфэсбэшный клан, как пишет газета, не мог спокойно наблюдать за процессом резкого усиления эфэсошников и нанес болезненный удар по «противнику». Был арестован известный питерский предприниматель Дмитрий Михальченко, которому покровительствовал глава ФСО Евгений Муров.

 

Через несколько дней после задержания Михальченко руководство ФСБ доложило президенту об аресте бизнесмена и о роли членов эфэсошного клана  в, так скажем, бизнес-схемах питерского миллиардера. Практически в этот день и была решена судьба непотопляемого руководителя ФСО Евгения Мурова. Его отправили в отпуск, откуда он на работу уже не вышел. А 26 мая Путин подписал указ об освобождение Мурова от должности руководителя ФСО.

 

Окрыленный тактической аппаратной победой, эфэсбэшный клан перешел в наступление. Посчитав, что можно теперь расчистить от ставленников ФСО и центральный аппарат ФСБ, самой заметной фигурой из которых можно считать руководителя управления «К» Службы экономической безопасности ФСБ генерала Виктора Воронина. Он-то и стал первой жертвой «чистки». По нашим сведениям, еще 11 июня был подписан указ президента об освобождении Воронина от занимаемой должности. Ожидалось, что новые руководители появятся не только в управлении «К», но еще в нескольких управлениях СЭБ.

 

Но кадровые перестановки затянулись. Наш источник в ФСО, как пишет газета, высказал предположение, что эфэсбэшный клан занервничал, не понимая, что происходит, и ко всему прочему совершил роковую ошибку, арестовав Никиту Белых. Тем самым превысили «понятийные полномочия», не согласовав арест Белых с  президентом.

 

Возможно, как пишет «Новая», это случайное совпадение, но именно после ареста губернатора Кировской области рапорты об увольнении руководителя СЭБ и нескольких управлений этой службы были возвращены «без рассмотрения» тем, кто их написал. Иван Ткачев из 6-го управления УСБ ФСБ, примерявшийся к должности руководителя управления «К», по нашим сведениям, будет назначен лишь 1-м заместителем управления. А возглавит управление — Андрей Егоров, сейчас работающий там 1-м заместителем. Все остальные предполагавшиеся рокировки и отставки, по-видимому, не состоятся.

 

Резюмируя все сказанное, напрашивается вывод. То, что Путин умнее и дальновиднее Брежнева, и ежу понятно. Что всегда во властной элите есть влиятельные силы, которых застой устраивает, тоже понятно. Что другая часть таких же влиятельных сил стремятся к переделу и реформированию лишь в своих корыстных интересах, и это понятно. Однако, нет сомнений в том, что части этих сил просто за державу обидно. Путин, несомненно, учитывает расклад сил первых, вторых и третьих.