НАЦИОНАЛЬНО – ПОЛОВЫЕ ПРИЗНАКИ

На модерации Отложенный

Время помчалось быстрее курьерского поезда. А за окнами этого поезда замелькали, меняясь, пейзажи. Поля, лесочки, населенные пункты, проносятся мимо и исчезают. То, что выплывает из тумана им на смену, не похоже на ушедшее,  пугающе не похоже... Да и поезд сам поменялся уже. Стал ревущим сверхзвуковым аэробусом. То же произошло с самыми фундаментальными понятиями и ценностями. Каковы теперь идеалы? И существуют ли они вообще? Пробежали мимо, словно верстовые столбы "тургеневские девушки" и "юноши бледные с взором горящим". Исчезли за горизонтом борцы за идею и их преданные подруги. Растаяли в тумане романтики, строители "светлого будущего". Что идет на смену всему этому? Оглядишься и поразишься.  

Вульгарный "гламур", сексуальная распущенность, заменили в женщинах утонченность, нежность, да и саму женственность. А мужики? 

Какие признаки выдают принадлежность к мужскому полу теперь? Толстая барсетка, черный "буммер", бритый череп. Это теперь первичные половые признаки для успешного мужчины.

Низкорослый плешивый Наполеон Бонапарт, или рядовой отважный и статный гренадёр? Император, завоеватель, или простой солдат, готовый отдать жизнь за своего Императора... Кто из них мужественнее? Некорректный вопрос? Но я задаю его не женщинам, для которых спутник жизни и есть образец маскулинности по определению, а нам, самым обычным мужчинам. Настоящий мужик - это воин, защитник, мыслитель. "Мачо", в конце концов.  У разных народов критерии мужского пола - разные, как и взгляды на женскую  красоту. И, хотя Интернет со своей падчерицей глобализацией, постепенно нивелирует все национальные и прочие различия, мужик остаётся мужиком, а баба - бабой! Что для мужика самое главное во все времена? Быть  волевым, инициативным, сильным и верным долгу. Стоп! Не замечаете противоречия? Инициатива и верность, долг и воля... Эти понятия часто не гармонируют друг с другом. Запутались? Что ж, путаться в философско-этических категориях, тоже чисто мужская прерогатива. Но самое бесспорное свойство, принадлежащее сугубо нам, мужикам, это действие и ещё раз действие! (Так мы себе льстим.) А ещё результат. Он должен быть непременно достигнут! (Неважно, как и неважно какой). Это роднит друг с другом представителей мужеского пола всей планеты, хотя мужественность разными народами воспринимается по-разному. Национальный признак в половом вопросе играет свою роль. Едва  ли не решающую. А ведь национальность не выбирают, в отличии от пола. Поэтому у полного ничтожества и импотента всегда  остаётся повод для гордости: его национальность. Существует мнение, что кавказцы, например, самые что ни есть мужественные  мужики. Вспомните рейды наших женщин на Кавказ! Многие из них, лишенные женской доли (укор нам), каждый свой отпуск проводили в том регионе. Они знали, что там их, как женщин, обслужат по полной программе: ресторан, катание на такси, галантное обхождение и, наконец, незабываемая кавказская любовь! Кстати: возраст женщины не имел значения!!! Достаточно было перекрасится в блондинистый цвет и красивые, темпераментные, богатые мужчины предлагали себя чуть ли не в «Ромео»...

  Начало восьмидесятых. С кавказцами я по-настоящему познакомился я только тогда, во время моего студенчества в Ленинграде. В   советской империи было принято набирать группы студентов из окраин великой страны для учёбы в творческих вузах. Актёрские курсы из Абхазии, Дагестана, Башкирии и Бог знает, откуда ещё. Их вели педагоги с мировым именем. Империя заботилась о национальных культурах своих подданных. Когда учился я, у одного из мастеров нашего вуза выходили на дипломный спектакль ребята чеченской группы. Мы жили в общежитии на Васильевском острове. Все, кто учился когда-нибудь в чужом городе, кто ютился в общагах, знают, какая весёлая жизнь там протекала. Атмосфера в Вузах тех лет была  уникальной! Бесплатное образование и непостыдная бедность, политическая инфантильность студентов, некий романтизм, 

незамутнённый попсой и западным кино, - всё это накладывало на годы ученичества аромат беззаботного, средневекового  школярства, которое теперь просто невозможно из-за жестокой реальности. В нашем общежитии, например, проживали студенты со 

всех концов света. Африканцы, греки, кубинцы, арабы. Все учились театральному ремеслу именно в России, признанной Мекке искусства Театра. Жизнь бурлила тут с раннего утра и до... утра! Чаепития, флирт, умные разговоры, гулянки. Однажды мы 

по-соседски загуляли на чьём-то дне рождения. Изрядно набравшись, куражились каждый по-своему. Чем могут хвастануть мужики  друг перед другом в присутствии прекрасных дам? Древнейший на планете ритуал: распускание хвостов, игра мускулами. И вот я 

неловко демонстрирую приёмы каратэ, запрещенные в то время. Сам я нахватался их от брата, служившего в милиции. Демонстрируя свой бойцовский пыл, я случайно врезал ногой "в тыкву" чеченскому парню. Тот отключился. На следующий день мой приятель, русский, родившийся в Грозном, с каким-то странным возбуждением предрёк мне кровавую вендетту. 

"Чеченцы такого не спускают!" Я встревожился, но не слишком. К вечеру, когда вернулся после учебного дня в общагу, забыл об этом инциденте совсем. А зря! В комнате нас было трое: Амиран из Сухуми, Алик из Москвы и я из Кишинёва... Это произошло, когда мы уже легли. Представьте картину:  мы лежим на своих кроватях, вяло о чём-то болтаем и вдруг! Дверь шумно распахивается, врывается тот самый чеченец. Не успел я приподняться с кровати, как он подошёл решительным шагом и ... сел у меня в ногах. 

Сразу стало понятно, что человек "на взводе". Возбуждён и под действием алкоголя. Я несколько напрягся, но с кровати не встал.

-Я знаю, ты служишь Герб!

- вдруг выкрикнул он. - Возьми меня служить тоже на Герб!

Мы с ребятами ничего не поняли и лежали тихо, ожидая самого худшего. Чеченец опять выкрикнул что-то про "Герб". И тут, наконец, стало ясно, что он имеет в виду. Парень сделал вывод, что я служу в КГБ! (А кто же ещё мог владеть запретными приёмами, как не агент секретной службы?) Трагедия начала оборачиваться фарсом.  Мой оправдательный лепет он даже не слушал. Понятное дело! Кто признается, что он агент КГБ?

"Возьми и меня служить Герб, мы, чеченцы - лучшие в мире телохранители. Если хочешь, докажу прямо сейчас!" (Как?!) Дискуссия начинала затягиваться. Ребята тихо хихикали на своих койках. Чеченец уходить не собирался. Видно решил, во что бы то ни стало, продать мне свою душу и скрепить контракт кровью. Тогда меня осенило: 

"Знаешь, - сказал я командирским голосом,- что у нас (в КГБ) самое главное, это дисциплина?" Тот с энтузиазмом закивал головой. 

"А раз знаешь, тогда встать! Смирно! Кругом и на выход шагом марш!!!" Парень встал, развернулся на каблуках и ушёл.

  Ничто так не тестирует человека на мужественность, как дисциплина и служба в армии. Здесь всё: и долг и воля, и верность и инициатива. Противоречия спаяны и переплетены неразрывно. Хотя узлы и сплавы эти порой очень забавны. Кстати сказать, кавказцы и в армии никогда не роняли мужского достоинства, их боялись и уважали. Последние годы показали, что они отважные воины. Другое дело: хорошо это или плохо по большому счёту? Разве агрессивность и "крутость" - так модные теперь, развивают нашу цивилизацию, ускоряют прогресс?  Теперь в армии служить не престижно и не интеллектуально. Может потому, что армия такая. Но наряду с барсетками, стали подрастать у нас кадры "менеджеров" сладких, как утренний кисель... Интеллектуальная, золотая молодёжь.

Мне уже за сорок и золотые мои годы пришлись на расцвет "застоя" в Советском Союзе. Тогда долг перед Родиной так усиленно декларировался, что для многих это и становилось основным в жизни. А для меня? Я попал в армию в конце семидесятых, чисто по-русски (Кстати, о национальности). Говорю это неспроста: нерасчетливость, эмоциональность и прочие недуги "русской души", свойственны и мне. Советская армия (до 80 - х.) была многонациональным горнилом миллионов мужчин, служивших в ней. Меня тогда, как и многих парней сейчас, родители "отмазывали" от неё, как могли.  Они сделали всё, чтобы я стал студентом технического вуза, где ректором был их однокашник. Я промучился среди формул целых три года! Когда я бросил ненавистную учёбу - сделал, наконец, мужской поступок. Советская Армия решила усыновить меня, будто почуяв своего.  Были повестки и всё, что полагается. 

Но... Весна! Май месяц! Маёвка с друзьями в лесу как раз во время призыва. Поезда с призывниками стучат по рельсам великой страны, а я пью красное молдавское вино эмалированными кружками из цинкового ведра, слушаю пение соловья возле костра... А в почтовом ящике пылятся повестки в армию. С красной полосой: РОЗЫСК.

Свобода и долг. Что важнее для мужчины? Я не задумывался об этом, предпочитая свободу "по умолчанию". Ни одного поползновения не испытал я в сторону призывающего государства. Совесть не шевелилась во мне, когда те, с кем должен был служить, летели в Афган. Военком долго ругался и называл дезертиром. В наказание  меня сослали в строительные войска. Теперь я благодарен судьбе за это. Ведь первые, самые многочисленные жертвы Афганской бойни, были именно в те годы. Так начались взрослые мужские игры. В армии, как в любой экстремальной обстановке, проявляется всё самое сокровенное в человеке. И хорошее и плохое. Много нужно перетерпеть, чтобы сохранить человеческое достоинство, которое в армии постоянно ставится под сомнение. А ведь мужчина это тот, для кого достоинство превыше всего. И этот признак, оказывается, тоже имеет национально-половой оттенок. Про кавказцев я уже говорил. А остальные? Мужественность их зависела от количества. Чем больше своих, тем смелее, наглее. По одиночке - совсем другая картина. Достаточно много среди нашего призыва было евреев. Эти старались никак не проявлять своих половых признаков. Тысячелетняя история "избранного народа" приучила их быть тише воды. Приспосабливаться и выживать. О евреях, как о мужчинах, в то время можно было только анекдоты рассказывать. Но посмотрите теперь! Самая боеспособная армия на планете - армия Израиля! У нас в части было много национальных землячеств: украинцы, узбеки, азербайджанцы, молдаване, и даже несколько гагаузов и мари. Из русских был только один. Это я. Впрочем, меня, как интеллигента из Молдавии, приписали сразу к евреям. Я глупо хорохорился, спорил. Доказывал, что я русский... Но. "Эй жидан, врей гэина?" - кричали мне земляки. Всё это не располагало меня любить их. Но к концу службы, когда я увидел их в процессе  труда, отношение к молдаванам изменилось. Я понял, что трудолюбие, хозяйственность и добросовестная основательность гораздо более продуктивны и мужественнее, чем "крутость" и агрессивность. Служба в армии многих изменила. Одних сломала, других лишила иллюзий. Третьих закалила и сделала настоящими мужчинами. В армии я прозрел. Понял, что многое, во что верил - миф! Например, "нерушимая дружба народов"... Под давлением тягот и невзгод службы из людей там вылазило больше плохого, чем хорошего. Не забуду жуткой кровавой драки, которая произошла в нашей части между двумя землячествами: узбеками и азербайджанцами. Причиной послужила стычка в столовой. Те назвали этих "чурками", а  эти тех "черножопыми". Они были, вернее, хотели быть мужчинами и защитить своё "попранное достоинство"... Двести разъярённых "мужчин" с одной стороны и столько же с другой, схлестнулись на пятачке меж казармами. Их разнимал комендантский взвод, стреляя под ноги дерущихся боевыми патронами. Такие события  теперь, после "перестройки", никого не удивляют. Мир стал циничнее и жестче после победы "нового мышления".

 Во многих языках слово «мужчина» означает «человек». (Homo, Man, Omul…) Каким станет мужчина, таким и будет всё человечество. Выбор за нами, ребята!