Эдип и эдипов комплекс. Другой взгляд.

На модерации Отложенный

 Рекомендуя для прочтения "Эдипа", М. Веллер обосновал это тем, что Эдип был стоек в перенесении трудностей. У меня несколько другой взгляд и на Эдипа и на его трудности. Есть и своя трактовка эдипова комплекса.

        Все трудности Лая, Эдипа и Фив проистекли из глупости Лая, а даже не из-за проклятия Пелопа, во всяком случае не только. Ни один мало-мальски умный человек не станет докучать Богам ерундовыми вопросами типа «а следует ли мне иметь детей»? Тем более, что для царя это даже обязанность. «Смерть от сына», для умного человека, может иметь очень расширительное толкование. Например: ребенок мог опрокинуть горящий светильник на ложе спящего отца; отец погибнет на охоте, спасая сына от кабана; сам же отец попросит у сына чашу с цикутой, чтобы прекратить мучения или поручит ему поджечь свой погребальный костёр, на который взойдёт ещё живым – вдруг у него будет возможность приобщиться к богам. Или просто несколько дней не подавал признаков жизни, но имел все признаки смерти. Видя, что собственная жизнь Лаю много дороже чем жизнь только лишь гипотетического сына, Аполлон и дал такой совет. После рождения Эдипа… Лай даже не сделал попытки образованием, воспитанием, любовью и лаской сделать Эдипа своим единомышленником, наследником, соратником, нет, но вкупе с Иокастой поступил с ним самым жестоким образом.

        Полиб… воспитал Эдипа, как сына, но скрыл (бритва Оккама) от него то, что он приёмный сын. Хотя вполне мог сказать Эдипу, что он подарок богов, что, в конечном счёте, так и было. Эдип, это гений отдыхает на потомке, тоже поперся к оракулу, чтобы узнать о своём происхождении. Получив пророчество, почему-то не вернулся к Полибу, связав себе предварительно руки, за разъяснениями, по пошёл в Фивы, где и произошли все эти, хоть и печальные, но закономерные события. Если верить Диогену, то вопрос, заданный Эдипу Сфинксом, не был трудным и Эдип получил Фивы и Иокасту в придачу – ни о какой любви на момент их свадьбы (ему лет 20, а ей лет 50) и речи быть не могло (привет З. Фрейду с его эдиповым комплексом).

        Всё тайное становится явным. У кого ума хватало помалкивать, под принуждением выдали всю подноготную. Иокаста повесилась (своими руками пыталась угробить собственного сына – от своих рук и смерть приняла), Эдип, выколов себе глаза, отправился скитаться («как будто он не мог скитаться, сохранив зрение» Диоген).

Сыновья Эдипа поубивали друг друга, а трудности достались не столько Эдипу, сколько его дочерям. Мало того, что они были за глупость отцебрата и деда лишены привычного образа жизни, всяких жизненных перспектив, им пришлось заботиться об этом дураке, но хуже того, на протяжении всех лет, а их, наверное, было немало (начало его бед приходится примерно на его сорокалетие), скитаний выслушивать его жалобы и сетования, пока боги не призвали хоть его труп послужить пользе Афин, ибо какой прок от живого Эдипа?

       Настоящий «Эдипов комплекс», это когда человек, пытаясь избежать естественных или предполагаемых трудностей, ввергает себя, свою семью, свой город и свою страну в настоящие бедствия. Какие там беды Фив вынудили отыскивать их виновника, доподлинно не известно, но гибель царской семьи, война против семи претендентов на престол, вряд ли их предпочтительней.

Выводы. 1. Нет своего ума – у Аполлона не займёшь. На Бога надейся, а сам не плошай.

2. Пытаясь избежать предполагаемой беды, можешь попасть в беду худшую и реальную.

3. Инициативный царь-дурак… опаснее инициативного услужливого дурака, масштабом вреда, по крайней мере.

4. Далеко не у каждого царя есть Тересий и не всякий царь, у кого он есть, умеет им пользоваться.

5. «Что ни делает дурак, всё он делает не так» С. Маршак.

6. Правда всегда выйдет наружу. Геракл не был сыном Амфитриону, но не был и угрозой его жизни.

7. Бог лишает разума того, кого хочет наказать. Грех Лая приводить не буду, дабы не прослыть гомофобом – дурацкий и гомофобный, между прочим, термин. Скажу просто, я на стороне Аполлона.

8. Проект «Внедрения единомыслия в России» был блистательно осуществлён в истекающее столетие (1917-2017).

9. Глупость и преступления предков сужают диапазон возможностей потомков. Полиник и Этеокл поубивали друг друга, Антигона выбрала смерть, а Исмена просто следов не оставила. 

 

Буду рад вашим комментариям.