– Кто навсегда, кто на заработки, чтобы было на что кормить семьи, платить за услуги ЖКХ, которые стоят на Дальнем Востоке очень дорого. Ситуация жутковатая, если сопоставить цены на услуги коммунального хозяйства, особенно на воду и тепло, с более чем скромными доходами населения, с такими пенсиями. И что старикам даст гектар земли?
– Тоже уезжают. В последнее время наблюдаю большой отток пенсионеров с Дальнего Востока. Уезжают в европейскую часть России, в Белоруссию, где их хорошо принимают. А если побежали старики, то это уже крайняя стадия деградации региона. Бабушки и дедушки – стержень общества, семей, родные незаменимые люди для внуков, правнуков. Они – скрепа, опыт и мудрость для молодежи.
– А китайцы не дремлют. Они идут в сельское хозяйство, и уже остро стоит проблема засилья агропромышленных и других предприятий, где и хозяева, и работники – китайцы. Граждане КНР стремятся завладеть как можно большей территорией, закон о «гектаре» им на руку. Хотя они и без этого закона через подставных лиц оформляют в собственность дальневосточные земли. Есть муниципалитеты, заселенные на 60% китайцами, есть хозяйства, где нет ни одного россиянина. Занимаясь сельским хозяйством, китайцы для получения высоких урожаев применяют агрессивные технологии. После их растениеводства вокруг этих земель даже сорняки не растут. Они используют химикаты, запрещенные в РФ, ввозят их окольными путями и получают баснословные урожаи. Наши фермеры бьют тревогу. Решить проблему можно, если передать земли дальневосточным крестьянам без конкурсов, без надуманных заморочек, не дожидаясь шумной акции под названием «дальневосточный гектар». Кстати, есть соответствующая законодательная инициатива коллег из Еврейской автономной области. Но неизвестно, какое заключение даст на этот законопроект правительство РФ.
– Что власть предлагает?
– Обеспокоенность есть. На всех уровнях говорят о развитии Дальнего Востока. Созданы профильное министерство, фонды, принята правительственная программа. Но, к сожалению, о людях, живущих на Дальнем Востоке, забыли.
Два года морочили головы дальневосточникам ТОРами (территории опережающего развития), что они якобы решат проблему занятости. В итоге н-н-ничего не создано! Говорили, что придет иностранный капитал, – он не пришел.
Желания вкладываться в наш регион нет ни у иностранцев, ни у доморощенных капиталистов. Подписывались договоры, строились планы – все осталось только на бумаге. Ни ТОРы, ни «Свободный порт Владивосток» не дали желаемого эффекта. Заработавший было с 1 января проект «Свободный порт Владивосток» споткнулся о саботаж со стороны чиновников различных министерств и ведомств.
– Теперь появился «дальневосточный гектар».
– Эта идея продвигается Трутневым. Он предложил всем желающим россиянам раздать по гектару земли на восточной окраине России с последующим, через 5 лет, оформлением ее в собственность. Трутнев и его министерские коллеги создали пиар-проект, полагая, что гектар закрепит оставшееся население на Дальнем Востоке и привлечет в наш регион людей из других уголков России.
– Оправдаются их планы?
– Сомневаюсь.
Гектар земли не решит поставленных задач.
– Почему?
– «Бесплатным» гектаром без финансовых вливаний, на что рассчитывает правительство, не удастся поднять экономику и уровень жизни граждан ДФО. Я не одинок в своей оценке. Независимые эксперты тоже выражают скептицизм относительно гектара. Они отмечают, что гектар на Дальнем Востоке – не то, что клочок земли в Краснодарском, Ставропольском краях или в Крыму.
– Представим, что нашлись решительные люди, получили гектар. Что дальше?
– Нужны солидные средства для вложения, чтобы получить от гектара отдачу.
Придется арендатору сходить в банк за кредитом. А там очень высокие процентные ставки. Ну, скажем, человек рискнул, взял кредит, вырастил урожай. Его нужно собрать, сохранить от непогоды – на Дальнем Востоке погода неустойчивая, бывают тайфуны. Придется страховать урожай. А средств нет. Опять брать кредит?..
Представим, все бури миновали, урожай сохранен. Теперь его надо продать. И на этом пути земледелец сталкивается с монополизмом крупных торговых сетей, в основном московских, цель которых – подешевле выкупить продукцию и подороже продать ее покупателю. Действующий закон о торговле не препятствует монополистам диктовать свои условия, выкачивая для себя максимальные прибыли.
Компенсирует ли крестьянин затраты выручкой за урожай? Боюсь, что без государственной защиты и поддержки не выручит. Поддержка могла бы выразиться в создании перерабатывающих предприятий, сетей сбыта для тех, кто осваивает гектар.
– Но на этой земле можно еще построить дом, туристический центр, устроить кемпинг для автопутешественников…
– К сожалению, в законе не прописан порядок, где может быть центр, а где свиноферма. Рядом с кемпингом может оказаться скотный двор, что не обрадует туристов. Закон «сырой», писался в спешке. Правительству хотелось скорее распиариться, а как там все будет – неважно. Главное, что бесплатно для бюджета.
– Хоть какую-то инфраструктуру для будущих владельцев гектара государство предусматривает?
– В том-то и дело, что нет. А гектары эти будут вдалеке от городов, до них надо доехать да еще и отвоевать у тайги. Нелегкий это будет гектар. Оформление его тоже будет делом непростым.
Но самая большая, на мой взгляд, опасность, заложенная в законе, – это последующее оформление гектара в собственность. Считаю, что надо ограничиться долгосрочной арендой земли – на 50 лет и более… Но ни в коем случае не оформлять землю в собственность.
– Почему?
– В силу той экономической ситуации, которая наблюдается у нас в стране, в силу той либеральной политики, которую нам насаждают 25 лет.
Многие бедолаги с гектаром, столкнувшись с проблемами, могут обанкротиться и вынуждены будут за копейки продать свои земли. Тут же найдутся два-три человека, которые будут скупать по дешевке участки. И через несколько лет у нас объявятся 2–3 крупнейших латифундиста, которые будут владеть всем Дальним Востоком и диктовать свои правила тем, кто останется в ДФО. В этом заложена опасность для России. Ни в коем случае нельзя оформлять в частную собственность дальневосточные земли.
– А что, по-вашему, нужно сделать для подъема экономики Дальнего Востока?
– Вспомнить советский опыт, поднять производство, восстановить государственный контроль за всеми проектами, за использованием финансов. Нужно вернуть всем работникам и пенсионерам северные надбавки, вернуть бесплатное здравоохранение и образование, укомплектовать все сферы специалистами.
КПРФ разработала такую программу, я в ней участвовал, учитывал все особенности дальневосточного региона. Но чтобы эту программу исполнить, нам необходимо иметь большинство в Госдуме. Я на встречах с гражданами так и объясняю: хотите улучшения – поддержите коммунистов.
– А как люди отнеслись к праймериз «Единой России»?
– Критически. На праймериз 22 мая надо было голосовать за кандидатов-единороссов в состав Госдумы и местное Заксобрание. Так там было все как обычно. Люди продавали свои голоса за пачку печенья, коробку зефира, за упаковку чая. Это факты известные, о них писали в СМИ, есть видео. По согласованию с одним из кандидатов в депутаты Госдумы люди шли и получали «подарки».
Людей довели до такой нищеты, что за этот мизер они шли голосовать за партию, которая, придя в очередной раз в Госдуму и местные парламенты, будет дальше давить их, нарушать права человека, обогащать олигархов, грабить человека труда и страну.
– Сколько народу участвовало в праймериз?
– В Приморском крае – около 7%. Но чтобы хотя бы столько пришло, применялись известные технологии – карусели, запугивание населения, особенно пенсионеров – им говорили, что если не придут, то отнимут у них какие-то льготы. Такие жалобы поступали от людей. Некоторые избиратели были так задурены, что решили, что это и были большие парламентские выборы в Госдуму.
– В чем смысл этих праймериз, это же дорогостоящее мероприятие?
– Очень дорогостоящее. А уж как распиарили по всем СМИ. Людям, которым живется крайне плохо, предложили праймериз вместо работы, нормальных зарплат и пенсий, вместо доступной медицины и лекарств.
Люди возмущены, но предпочитают молчать.
Без эмоций восприняли новость о гектаре.
Послушали и пошли за билетами…
Устали жить в системе обмана, вороватых чиновников и беспросветной нищеты.
Беседовала
Галина ПЛАТОВА
Комментарии
=========
Пока потерпим. Вот арабов поубиваем, американцам по наглым мордам понапихаем...
Во заживем!..
Это значит, что народ пребывает в состоянии итальянской забастовки:
не хотят поддерживать власть и выражают своё отношение отказом на неё работать!
А если люди не будут работать и не будут хотеть работать, заплатить им будет не с чего, они ничего не произвели и не заработали. Каким бы социальным государство себя ни называло, оно не сможет платить и окажется банкротом
Места замечательные;- Но ЖИТЬ
там невозможно!-все дорого
Да и работы нет!
крутящих свои, кровно нажитые, на банковской гармошке и создать фонд для финансирования крупных аграрных холдингов, искусственных водоемов, транспорта и прочего. "Деньги есть, много денег есть, сказал Чубайс! И никаких китайцев! Остальное афера!
Греф прогнозирует широкомасштабные реформы уже в 2016 году
http://www.gazeta.ru/business/news/2016/06/16/n_8771177.shtml
Скорее всего, эти реформы затронут рядовых вкладчиков и сохранят в неприкосновенности вклады нуворишей.
Хотя б эксперимент там провели.
Ну хоть 1 облагородили гектар земли.
Пусть самый деловой наш думский депутат
Стал на земле той счастлив и богат.
Давало кредиты, чуть ли не беспроцентные.
Ну почему у нас такое бестолковое правительство, жизни не знают обсолютно.
Когда-то она советовала кемеровским шахтёрам, потерявшим работу, собирать грибы и продавать...