ПРОТИВ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ОБЫВАТЕЛЯ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
На модерации
Отложенный
Допустим, что вопрос об ответственности, народнохозяйственной эффективноcти и общественном интересе встает и ставится весьма серьезно — даже в таких случаях частичный человек оказывается не на высоте. При слове «ответственность он недоумевает: зачем (?), мы — люди сознательные! Экономические обоснования (?) — зачем вдруг понадобились обоснования его машине, его электростанции, его научному откровению и т.д., если и без того ясно, насколько выгодна, эффективна и хороша его машина, его электростанция и т.д.
Ну а если после многих напоминаний частичный человек снисходит до обоснования — что представляют в таких случаях его обоснования и его «экономика»?! Либо это — пухлые тома с бумагами, испещренные цифрами вперемежку с притянутыми «положительными» отзывами, либо это — обыкновеннейшая четвертушка бумаги с четырьмя действиями арифметики о процентами, скрепленными круглой печатью.
Частичный человек умеет вычислять, но не умеет думать. Мысли у него заменены вычислениями и соответствующим оформлением бумаг. Частичный человек может легкомысленно покрыть всю страну вычислительными центрами, но загрузить эти центры полезной работой, использовать их по назначению он не может. Примерами крайнего легкомыслия полна двухтысячелетняя история частичного человека.
По своей внутренней природе и по рождению частичный человек — диалектик. Однако по воспитанию и обучению он большой формалист и «строгий» логик, формализма он как будто стыдится, зато «логика»,«логичность», рассудочность, пресловутый здравый смысл и прославленная житейская мудрость — предмет
его большой гордости.
Частичный человек — крайне противоречивое существо. Он обожает противоречие, он его находит везде —
даже в круглом колесе и в арбузах. Слово «противоречие» им пишется всегда без кавычек — во всяком случае
не так, как его писал В. И. Ленин. В частичном человеке странным образом уживаются «диалектика» (в
кавычках) с формализмом и логикой без кавычек. Чтобы вывести частичного человека из благодушного
равновесия, заставить тем самым высказываться откровенно, нами придумано средство — мы вывешиваем
два лозунга:
(1) Цельный человек должен руководствоваться не логикой, а законами развития:
(2) Изучать он должен не формы, а содержание и сущность.
После этого интересно наблюдать, как выходит из себя частичный человек, особенно при виде первого лозунга, где упоминается о «логике». Он буквально раздевается. Он вопит, плачет, возмущается: «Как можно без логики?! Мир разрушится!» Зато «форма» остается почти без внимания: даже философы, получившие
солидное философское образование, не отличают «форму» от «содержания», а «содержание" не отличают от «сущности». Дело в конечном результате представляется так, будто частичный человек — это Иван, не помнящий родства с Гегелем, Марксом, Энгельсом и Лениным, будто он ничему не учился, ничего не помнит и ничего знать не хочет. Знать только то, что приносит спокойствие — есть вреднейшая черта частичного человека.
Ничуть не лучше обстоят дела и с «логикой», и с пресловутым «здравым смыслом». Ну, скажите, — говорим мы, — где же здесь логика, если даже вы ею нe руководствуетесь, особенно, если речь идет об острых проблемах, которые стоят на повестке дня. Возьмем наболевший вопрос современности — почему обезображивается природа? Только в одну Волгу ежесуточно сливается 18 миллионов кубометров нечистот и оттуда же забирается питьеная вода. О красавице
Волге складываются красивые песни; (о морально-этической стороне и о загубленных природных богатствах вроде рыбы мы уже не говорим, мы говорим о логике) — где хваленая логика, .и есть ли еще в мире существо, которое потребляло бы свои собственные экскременты и находило бы в этом удовольствие?
Характеристику частичного человека можно было бы продолжить и далее, однако мы сейчас не а этом заинтересованы. Мы хотим показать, что на все есть причины и до определенного момента эти причины могли быть признаны даже объективными, — не зависящими от воли и желания людей. И мы хотим сказать, что
всему должен быть конец, даже «объективным» причинам, если они входят в явное противоречие с процессами развития.
Наступил такой момент, когда решающую роль начали играть не объективные причины, а человек с его волей, сознанием и желаниями.
Нам надо понять, что в числе решающих причин есть задачи первоочередные и задачи второй очереди, естьзадачи, связанные с обучением, и есть задачи, связанные с воспитанием.
И, наконец, прежде чем обучать и воспитывать, надо хоть немного обучить воспитателей. Проблема воспитателей — внеочередная проблема.
В общем виде она встает до чрезвычайности просто: надо руководителям обучиться диалектике — понять законы развития Природы, Общества и Сознания. Звучит, конечно, это обидно, особенно для людей некогда и как-то изучавших диалектику; но поделать ничего нельзя, — такова вставшая проблема, и смягчить ее
невозможно.
Надо помнить, что чрезмерная обидчивость может лишь повредить делу, ибо обидчивость - характерное свойство частичного человека. Когда он не хочет двигаться вперед, хочет остаться на месте, он цепляется за обиду как за защитное средство; он уходит в обиду, как в скорлупу; обида дает ему повод отсиживаться и
выжидать.
А.А.Фетисов.
Комментарии