Генерал сдал пост экономисту

На модерации Отложенный
9 сентября президент РФ Дмитрий Медведев назначил новосибирского губернатора Виктора Толоконского своим полномочным представителем в Сибирском федеральном округе вместо Анатолия Квашнина. Самое ожидаемое в новосибирском истеблишменте событие свершилось. Если поверить слухам об остром конфликте между Квашниным и Толоконским, тогда победа в противостоянии осталась за губернатором, который шагнул с регионального уровня в федеральную власть. А новосибирской вертикали власти только такая рокировка дает шанс избежать радикальных кадровых перемен при новом губернаторе. Особенно интересно, как кадровые перестановки повлияют на ключевые процессы в региональной политике.

Конец противостояния

Итак, сбылись тайные ожидания новосибирского истеблишмента, о которых «КС» рассказывал не так давно («КС» № 32 от 20.08.10 «Когда уходит Толоконский?»). В кулуарах региональной власти давно гуляли слухи, что главные политические процессы в области определяет конфликт между губернатором Толоконским и полпредом Квашниным. Якобы конфликт особенно обострился из-за «дела Солодкиных», которое ведут окружные силовики. (Советник губернатора Александр Солодкин и его сын вице-мэр Новосибирска Александр Солодкин-младший находятся в СИЗО по подозрению об участии в ОПГ.) Официально факт конфликта никем не признавался, но по сути о нем не говорил только ленивый. Знающие люди сообщили «КС», что конфликт уже принял сложные формы.

Если поверить, что конфликт действительно был, то после 9 сентября стало очевидно, кто вышел из него победителем: Виктор Толоконский теперь официально облечен особым доверием президента Дмитрия Медведева. Какие силы помогли Толоконскому одолеть президентского полпреда Квашнина в коридорах федеральной власти — можно только догадываться. «Я с интересом принял предложение главы государства. У меня есть определенные планы, как организовать эту работу, как продолжить то, что делал Анатолий Квашнин, как активизировать работу с федеральными органами власти», — цитирует Толоконского ИТАР-ТАСС.

Экономист вместо генерала

Это второй случай, когда полпредом становится губернатор одного из субъектов, входящих в округ. (Первым был хабаровский губернатор Виктор Ишаев, возглавивший ДФО в апреле 2009-го.) Владимир Путин чаще назначал полпредами силовиков — генералов спецслужб или генерала армии, например Квашнина. Такие назначения не могли вызвать ревность в кругах элиты соседних субъектов, входящих в федеральный округ.

При президенте Медведеве кадровая политика изменилась. В январе 2010-го «прифронтовым» Северо-Кавказским федеральным округом направлен руководить бывший губернатор Александр Хлопонин, известный экономическими успехами в Красноярском крае. Теперь экономист Толоконский возглавит СФО.

Назначения в федеральной власти нынче принято рассматривать через призму возможного негласного соперничества команд Дмитрия Медведева и Владимира Путина перед президентскими выборами 2012 года. Чем больше ключевых постов займут люди, обязанные своим назначением Дмитрию Медведеву, тем сильнее влияние молодого президента и больше поводов Владимиру Путину задуматься, стоит ли выдвигать свою кандидатуру. «Кадровым назначением Толоконского Медведев укрепил свои позиции в СФО накануне выборов президента РФ в 2012 году», — цитирует лидера новосибирских коммунистов, депутата Госдумы РФ Анатолия Локтя сайт КПРФ.

Но не вызовет ли фигура Толоконского в качестве полпреда отторжения в других сибирских территориях? Судить по первым комментариям из регионов не стоит — они могут только дежурно приветствовать назначение нового полпреда. «Виктор Александрович взаимодействовал со всеми губернаторами и с региональными элитами Сибири, поэтому ему не придется начинать с нуля», — считает председатель парламента Новосибирской области Алексей Беспаликов. «Виктор Александрович обладает большой политической мудростью. Какие-то субъективные моменты если возникнут, то будут урегулированы. Область демонстрировала высокие темпы роста. Особенно в сложный кризисный год работа была компетентна и успешна. Этот опыт востребован многими регионами», — считает депутат Госдумы РФ Лиана Пепеляева.

Команда молодости нашей

В 2000 году, после первой победы Толоконского на губернаторских выборах, песня «Команда молодости нашей» непременно исполнялась акапелла на всех мероприятиях, где новосибирская элита «поколения Толоконского» праздновала победу. Правящая регионом элита стала старше на 10 лет. По спортивной терминологии назрел этап смены поколений, который обрекал вертикаль областной власти на радикальную перетряску.

Возьмем только ключевые фигуры новосибирской политики. Например, председатель областного парламента, секретарь политсовета регионального отделения «Единой России», 62-летний Алексей Беспаликов. Влиятельнейшая фигура в новосибирской политике, «дирижер» любых выборов, «усмиритель» парламента, умеющий продавить любой необходимый вопрос. Ну, какому губернатору нужен такой авторитетный противовес в законодательной власти? Задачей № 1 любого стороннего губернатора стала бы замена Беспаликова на подконтрольного спикера. Грядущие выборы Законодательного собрания дают для этого корректный повод.

Следующий шаг — взять под контроль город Новосибирск, которым еще четыре года руководить 62-летнему Владимиру Городецкому. Как губернаторы меняют мэров, можно наблюдать на примерах Иркутска, Омска, Новокузнецка, Барнаула.
Вслед за сменой главных фигур неизбежно перемещение второстепенных, дальше это сопровождается переделом финансовых потоков, потрясениями в экономике. И только переход Виктора Толоконского в кресло полпреда создает уникальные условия, как избавить область от революционной ломки системы власти, «законсервировать» стабильность.

Его первый заместитель Василий Юрченко назначен исполняющим обязанности губернатора президентским указом (текст указа см. на ksonline.ru). 49-летний Юрченко, входящий в «золотой» кадровый резерв президента РФ, недавно возглавивший список «ЕР» на выборах ЗС, выглядит убедительным претендентом на губернаторство. Но любой будущий губернатор заинтересован в кадровых переменах, однако бороться за уход «тяжеловесов» Беспаликова и Городецкого будет трудно, когда ситуацию контролирует полпред Толоконский. По аналогии со спортом это напоминает ситуацию, когда футбольные тренеры руководили сборной России, одновременно возглавляя какой-нибудь клуб премьер-лиги. (Правда, лавров российскому футболу это не принесло.)

О том, что полпред Толоконский непременно выступит гарантом стабильности в Новосибирской области, свидетельствует вся его предыдущая карьера. Достаточно вспомнить, как 10 лет назад, покидая мэрию Новосибирска ради кресла губернатора, Виктор Александрович передал бразды правления городом первому заместителю Владимиру Городецкому, контролируя формирование его команды и оставаясь «в ответе за все».

Хотя высказываются и противоположные мнения. «Я не уверен, что Толоконский сможет влиять на кадровую политику в области, поскольку сам по себе принцип назначения губернаторов президентом РФ определяет карт-бланш, который выдается губернатору. И в данном случае решать будет губернатор. Есть фигуры, которые требуют согласования с полпредством. На этом уровне может быть вмешательство, но таких фигур немного. Политика формирования правительства области по-прежнему будет проводиться в администрации на Красном проспекте, 18», — сказал в интервью «КС» руководитель представительства госкорпорации «Ростехнологии» в Новосибирской области Виктор Зозуля.

Актуальнее вопрос, кого из нынешней команды Толоконский заберет в округ и какие позиции оголятся в правительстве Новосибирской области. Вряд ли Толоконский отойдет от традиционного российского принципа кадровой политики — окружать себя в первую очередь доверенными людьми. Вряд ли новый полпред сможет опираться на команду прежнего полпреда, долго конфликтовавшего с ним.

Деликатный вопрос

Самой острой точкой в отношениях новосибирской власти и федерального округа остается «дело Солодкиных». Сейчас уже общеизвестно, что в аресте вице-мэра и его отца-советника губернатора активную роль играли окружные силовики. Все это происходило в последний год при прежнем полпреде. Но теперь руководить Сибирским округом президент назначил Виктора Толоконского, который прежде решительно заявлял: «Убежден, Солодкины не виновны в том, что инкриминирует им следствие». Напомним: будучи губернатором, Виктор Толоконский не вмешивался в ход расследования (только подписывал ходатайства об изменении меры пресечения до суда). Как сложатся отношения нового полпреда в СФО с окружными силовиками — наверное, самый деликатный вопрос сегодняшнего дня. И является ли совпадением тот факт, что за два дня до назначения Толоконского полпредом следствие по делу Солодкиных продлено еще на полгода для поиска новых эпизодов и доказательств.

Анатолий Квашнин согласно тексту указа освобожден от должности «в связи с переходом на другую работу», по слухам, его ждет пост сенатора от одного из субъектов РФ.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Как отнесутся регионы СФО к назначению полпредом губернатора Новосибирской области?

Андрей Кнорр, депутат Госдумы РФ от Алтайского края:

— На пост полпреда в СФО пришел сибиряк, знающий многих в регионе и разбирающийся в местных особенностях. Как новосибирский лоббист в рамках Стратегии развития Сибири он доказал свою эффективность, и теперь ему предстоит гармонизировать интересы всех территорий округа. Он сделает это лучше других. Виктор Толоконский пришел на губернаторскую должность из мэров. Он знает и понимает суть межбюджетных отношений. К тому же побывавший в нижней иерархии руководитель не отрывается от реальности, не требует невозможного и помогает решать самое острое. За время своей работы Толоконский показал, что разбирается в проблемах агропромышленного сектора. АПК Новосибирской области за последние годы сделал значительный шаг вперед. В инвестиционных программах региона для села имеются весьма оригинальные стимулирующие механизмы. Приход на пост полпреда руководителя, понимающего проблемы села и особую значимость аграрных территорий для государства, — несомненный плюс для Алтайского края.

Олег Пащенко, депутат Законодательного собрания Красноярского края:

— Я не считаю пост полномочного представителя президента значимым и весомым. Полпреды нужны были первые 2–3 года после создания федеральных округов. Сейчас же эта должность фактически синекура. Главное пожелание этим людям со стороны Федерации и регионов — не быть слишком активными. Что касается личности полпредов, то Квашнин — это генерал, а место генерала в армии. Все мы помним, как трясло красноярскую экономику, когда губернатором был генерал Лебедь. Плюс Толоконского в том, что он местный и хорошо знает все проблемы округа изнутри. Поэтому огорчаться такой замене не стоит. Что касается возможного лоббирования, то угроза тут маловероятна.

Юрий Пронин, политолог (г. Иркутск):

— Это назначение демонстрирует признание Новосибирской области как столицы СФО. Умозрительно опасения, что Виктор Толоконский будет лоббировать интересы новосибирцев, могут быть, потому что все-таки Толоконский руководил регионом. Но в то же время он сибирский, местный руководитель. Поэтому отношение к этому назначению скорее спокойно позитивное. Есть надежда, что отношения между новым полпредом и руководителями регионов сложатся. Что касается самого Толоконского, то, на мой взгляд, это чисто формальное повышение, потому что распорядительных полномочий в финансово-экономической сфере у Виктора Толоконского не прибавится.

Cергей Комарицын, политолог (г. Красноярск):

— Это назначение обозначает общие тенденции, когда при смене полномочных представителей на их место ставятся местные губернаторы. Такой прецедент был недавно в Дальневосточном федеральном округе. Эти люди знают, как работают регионы, их экономику, механизмы развития. Их предшественники, очевидно, этого не знали, из-за чего руководили заметно хуже. Безусловно, Толоконский будет лоббировать интересы Новосибирской области, поскольку всей своей работой он органически связан с этой территорией. И от этого лоббирования он не сможет уйти даже при желании. Недовольство Квашниным назревало давно. Он совершил ряд ошибок, в частности, указывал не на тех людей при внесении кандидатур губернаторов. Экономические просчеты в условиях кризиса и ряд других… В результате накопилась критическая масса ошибок, и это стало причиной его смены.

Связано ли назначение Виктора Толоконского полномочным представителем президента РФ в СФО с предстоящими президентскими выборами в 2012 году?

Михаил Виноградов, президент Фонда «Петербургская политика» (г. Москва):

— Виктор Толоконский изначально был приведен в большую политику не Дмитрием Медведевым, хотя для президента эта фигура более понятна, чем Анатолий Квашнин. Поэтому считать Виктора Толоконского человеком Дмитрия Медведева я бы не стал. Рост влияния Медведева на региональную политику, я думаю, не связан с институтом полпредов. Это влияние растет в силу того, что президент ею заметно интересуется больше, чем премьер Владимир Путин. И демонстрирует региональный стиль в части кадровых назначений. Я не считаю пост полпреда ключевым в региональной политике.

Назначение Виктора Толоконского полпредом президента — это почетная отставка. Подтверждение тому — пример хабаровского губернатора Виктора Ишаева, назначенного полпредом в Дальневосточном федеральном округе. Он вроде бы вырос в статусе, но его реальное влияние на принятие финансовых решений упало. Кроме того, не подтвердились определенные ожидания после назначения экс-директора федеральной службы судебных приставов Николая Винниченко полпредом президента в Уральском федеральном округе, что институт полпредов получит какой-то импульс для развития. Назначение Толоконского принципиально новых трендов не задает. Он вряд ли предложит новую идеологию развития СФО — скорее Виктор Толоконский сам будет воспринимать новую должность как почетную отставку, подобно бывшему генпрокурору Владимиру Устинову в Южном федеральном округе. Есть яркие полпреды Николай Винниченко, Александр Хлопонин в Северо-Кавказском федеральном округе, Илья Клебанов в Северо-Западном федеральном округе, но в целом институт полпредства находится в упадке и по большому счету не состоялся. В России всегда подразумевалось: у кого деньги — у того и власть. А полпреды участвуют в лоббировании проектов, но все-таки самостоятельными распорядителями бюджетных ресурсов не являются. Впрочем, для сибирских губернаторов назначение Толоконского полпредом в СФО лучше, чем, например, назначение варяга Кирсана Илюмжинова.

Сергей Марков, депутат Госдумы РФ, директор Института политических исследований (г. Москва):

— Президентские выборы никак не связаны с назначением Виктора Толоконского полпредом президента в СФО. Дмитрий Медведев не ведет борьбу с Владимиром Путиным за право стать президентом. Если он захочет вести такую борьбу, то должен будет обеспечить серьезные сдвиги, которые в глазах населения сделали бы его сильным политическим лидером. Для этого вовсе не обязательно заниматься бюрократической суетой.

Это решение, возможно, связано с какими-то конфликтами, которые вокруг Толоконского были (например, дело Солодкиных), желанием стряхнуть некоторые коррупционные составляющие. И одновременно это признание его заслуг как очень мощного деятеля, который имеет широкий взгляд на реальность. Мы устраиваем «Форос-Сибири» в Новосибирске и регулярно встречаемся с губернатором, и наши эксперты были очень хорошего мнения о нем. Теперь у Толоконского будет возможность реализовать свои идеи на новом поприще.

Ростислав Туровский, руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий (г. Москва):

— Дмитрий Медведев мог превратить институт полпредов в структуру, состоящую из своих доверенных людей, после того как стал президентом в 2008 году. Тогда можно было бы говорить о том, что президент меняет состав полпредов в своих интересах. Но в реальности этого не произошло — ни тогда, в 2008-м, ни сейчас. То, что он убирает некоторых полпредов, — на самом деле ожидаемые события. Кто-то достиг пенсионного возраста, кто-то уходит по состоянию здоровья. Это относится не только к Квашнину, но и к Григорию Рапоте, который, видимо, уйдет с поста полпреда в Приволжском федеральном округе. То есть это не логика Медведева, как, допустим, нового президента страны, который укрепляет свою собственную вертикаль. Это процесс, которые еще Владимиром Путиным был запущен, который означает, что должность полпредов используют в самых разных целях, в том числе и для кадровых рокировок, и для почетных отставок. И с этой точки зрения в СФО именно так и происходит.

Насколько мне известно, Дмитрий Медведев по поводу своего президентства еще не решил. И рассуждать в этой логике, на мой взгляд, нельзя. Уход Толоконского прогнозировался, его не включили в список «Единой России» на выборах в Законодательное собрание региона. Это было сигналом, что он уходит с поста. Ожидаемым был и уход Анатолия Квашнина с поста полпреда. Уходящему Толоконскому дают этот пост в качестве замены как почетную отставку. Я воспринимаю должность губернатора как более реальную политическую фигуру с точки зрения распоряжения определенными ресурсами, в том числе финансовыми. А должность полпреда довольно аморфна, в особенности в Сибири, потому что здесь не было ни одного полпреда, который отстраивал бы вертикаль и делал бы это эффективно, который отладил бы отношения со всеми губернаторами в Сибири. Ни Драчевскому (Леонид Драчевский — первый полпред президента в СФО в 2000–2004 годах. — «КС»), ни Квашнину это не удалось. И думаю, что при Толоконском это вряд ли удастся, потому это назначение больше похоже на очень почетную отставку.